Луганщина: Есть ли жизнь после референдума?
Парадокс, но референдум о создании Луганской народной республики не дал ответа ни на один из вопросов, остро стоящих сегодня перед регионом и его жителями. Главный из которых: «А что будет дальше?»
Референдум состоялся. Что изменилось?
Голосование 11 мая было небезупречным с точки зрения соблюдения процедуры, сомнительным юридически и спорным по своим результатам. Тем не менее, референдум состоялся: все активные противники официального Киева в Луганской области смогли выразить свое «фе» украинскому правительству и символически закрепить свою победу в регионе.
Но можно ли говорить, что «утром 12 мая мы проснулись в другой стране»? Разумеется, нет. Референдум не изменил ровным счетом ничего в судьбе Луганской области. Она была предопределена другими событиями предыдущих месяцев и дней. Голосование 11 мая лишь зафиксировало статус-кво, подписало уже сложившуюся реальность.
А реальность на сегодняшний день такова: государство Украина утратило контроль над регионом. И, по сути, поставив галочку в графе «за создание Луганской народной республики», многочисленные ее сторонники не выбрали новое будущее Луганщины, а лишь поддержали ее настоящее – в лице «зеленых человечков», удерживающих здесь власть.
Что будет с «Республикой ЛУНА»?
Интрига в том, что будет с ЛУганской НАродной республикой дальше. Ответа на этот вопрос не знает никто, включая «народного губернатора» Болотова и компанию.
Глобальных вариантов развития событий на ближайший срок, до конца 2014 г., всего четыре. Перечислим их в порядке уменьшения вероятностей:
1. Луганская народная республика продолжит свое существование в виде буферной зоны между Украиной и Россией. На запад от Луганщины всё еще будут идти военные действия (и вполне возможно, что в зону АТО втянутся территории Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областей). Российская Федерация продолжает «переваривать» Крым, оставляя присоединение Луганской и Донецкой областей на потом.
Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. В этом состоянии Донбасс может промариноваться несколько лет. А если изучить опыт Приднестровья, – то и десятки.
И можно только представить, что произойдет с экономикой и «социалкой» такого непризнанного «государства»… Вероятность 60%
2. Успешные референдумы и потеря управления в Донбассе запустят цепную реакцию в других регионах. И станут полным политическим крахом временного правительства в Киеве, что вынудит Турчинова свернуть антитеррористическую операцию.
Парад суверенитетов приведет к созданию союза юго-восточных областей или Новороссии. А в более отдаленном будущем – либо к полномасштабной гражданской войне Востока с Западом с последующим расколом, либо к мирному переформатированию Украины на новый лад. Вероятность 25%
3. «Крымский сценарий», или быстрое превращение Луганщины в российскую губернию. Вынужден огорчить многих пророссийских активистов: этот вариант с каждым днем становится всё менее вероятным.
Несколько поспешных заявлений Путина, призывающего повстанцев договариваться с Киевом, отсутствие российских флагов на концерте-митинге в Луганске… Всё говорит о том, что дружить Россия с мятежным свободолюбивым Донбассом будет на расстоянии. Вероятность 14%
4. Наконец, четвертый вариант – сохранение единой унитарной Украины. Без комментариев. Вероятность 1%
Что будет с нами?
И напоследок, попробуем спуститься с небес на землю и спрогнозировать, что уже в ближайшее время ожидает жителей Луганщины. Увы, революции (а причина происходящего сегодня лежит и в социальной плоскости) всегда приводят к огрублению нравов и обнищанию. Если ситуация волшебным образом не разрешится в ближайшее время, отсюда побегут люди, начнут закрываться предприятия, а новые начальники, вынесенные наверх революционной волной, закономерно окажутся хуже предыдущих. К слову, масштабный социальный кризис ожидает и всю Украину, до сих пор находящуюся в состоянии революционного брожения.
Разочарование тех, кто еще вчера сбрасывал опостылевшую власть – и на Западе, и на Востоке страны, – наступит очень скоро. Пока ненависть народа к новым кумирам гасится массированной военной пропагандой, но скоро возможности «психотронных пушек» иссякнут.
И остается надеяться, что у тех, кто сохранит здравый ум, хватит сил, чтобы заняться восстановлением мира и относительного благополучия.