Новый день в православную Украину приходит отсюда
Недавно луганские журналисты и блогеры побывали в самой восточной епархии Украинской Православной Церкви — Ровеньковской. Каждый взял что-то полезное для себя: для кого-то интересным был разговор с сельским священником, кого-то больше впечатлил Александровский сад и его источники, кому-то понравился строящийся храм в Антраците. Многих не оставили равнодушными слова правящего архиерея Ровеньковской епархии епископа Пантелеимона... Об этом пишет
Есть святыни и в наших селеньях
Возможно, у каждого православного, как и у любого христианина, есть мечта – побывать на Земле Обетованной, посетить святыни, расположенные далеко за границей. Мечта достойная, благородная. Как говорят те, кто совершил паломнические поездки, к примеру, в Израиль, человек меняется, делается богаче душевно, чище. Эти шаги к Богу помогают становиться лучше. Впрочем, и на Луганщине есть места, где также можно познать всю силу и величие веры христианской.
Узнав о нашей
И вот, в один из будних осенних дней около двадцати работников клавиатуры, погрузившись в автобус в Луганске, выехали в сторону Антрацита. Отец Александр, перекрестившись, сказал: «С Богом!» И мы двинулись в октябрьский дождик. Впереди нас ждали удивительные места, старинный деревянный храм, величественный собор, святые источники...
Путь-дорога
Нам предстояла неблизкая дорога. Дождь усыплял, но наш провожатый о. Александр Авдюгин не уставал отвечать на вопросы, рассказывал о сегодняшнем дне епархии и истории нашего края, говорил о православии и просто о жизни. Отца Александра многие знают, правда, большей частью виртуально. Он – не только настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших и умерших шахтеров УПЦ (МП), но и известный православный писатель, один из самых популярных блогеров. По данным российского издания Маркер,
Отец Александр Авдюгин хорошо известен далеко за пределами Луганщины. Его часто приглашают на различного рода мероприятия по всей Украине. Слушать его интересно и поучительно. Причем говорит он о важных вещах просто и доступно. В его речи найдется место и для шутки и для проникновенного слова…
Быть ближе к людям
Нынешний год, в плане церковной жизни, на Луганщине – знаковый и неоднозначный. Церковный конфликт, возникший в январе 2013 года, был благополучно разрешен благодаря мудрости Митрополита Владимира. 5 января 2013 года Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о реорганизации церковного управления в пределах Луганской области. Так, на Луганщине появилось три епархии – Северодонецкая, Ровеньковская и Луганская. (Об этом рассказывала РИСУ. Тогда, в январе, мы подготовили публикацию «
Итак, согласно Постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви, на территории Луганщины была создана новая епархия: «Создать Ровеньковскую епархию, в состав которой отнести Антрацитовский, Краснодонский, Лутугинский и Свердловский районы Луганской области, а также города областного подчинения, находящиеся на территории данных районов. Епархиальному архиерею Ровеньковской епархии иметь титул «Ровеньковский и Свердловский». Управляющим Ровеньковской епархией назначить Преосвященного епископа Пантелеимона (Поворознюка)» (Журнал №19 от 5 января 2013 года).
Здесь необходимо сделать небольшое лирическое отступление. Полное название новой епархии – Ровеньковская и Свердловская – так и не прижилось. Все чаще можно услышать «Ровеньковская епархия». В беседе журналистами и блогерами отец Александр повторил высказанное ранее предположение: «Свердловская» не прижилось в обиходе (но пока сохраняется в официальных документах) потому, что Яков Свердлов был известным революционером и атеистом-богоборцем».
В те времена, когда на территории Луганщины была одна епархия, правящий архиерей просто физически не мог побывать везде. Да и можно ли поспеть, когда воскресений в году только 52, а приходов церковных еще лет семь назад по области насчитывалось 340, сейчас легче – в связи с разделением епархии. Раньше бывало так: редкие визиты были праздником и вспоминались долгие годы, даже десятилетия. Сейчас визиты правящих архиереев в отдаленные сельские приходы проходят куда чаще, по крайней мере, не один раз в 20–30 лет.
Чем живет самая восточная епархия?
Сегодня в Ровеньковской епархии 90 приходов, священнослужителей насчитывается 134 человека. «Создание новой епархии требует больших организационных усилий, средств и подготовленных священнических кадров. Становление епархиальной жизни и четкая работа ее структур – дело не одного дня, да и надобно учесть, что сегодня в епархии строятся и капитально ремонтируются несколько храмов, что всегда является приоритетом в деятельности епархиальных структур, – рассказывает отец Александр. – Особую, непреходящую роль в Церкви играет епископ. Из трех степеней священства епископство есть самое высокое по дару Духа Святого. Епископ является преемником и наследником Святых Апостолов по благодати. Святые Отцы Первохристианской Православной Церкви и Священные каноны Вселенских соборов, основываясь на Священном Писании, ставят епископский сан очень высоко в церковной иерархии. «Без епископа нет Церкви», «Кто не с епископом, тот не со Христом» – таково учение Православной Церкви. Без воли и благословения своего епископа никто из клира и мирян не имеет права ничего делать в Церкви. Священники и дьяконы исполняют свои священные обязанности только по полномочию и с благословения своего епископа. В своей деятельности епископ соединяет два направления, два вектора: духовный и административный».
Отсюда, помимо чисто познавательной, еще одна цель нашей поездки – знакомство с приходской жизнью и историей православия в самом восточном регионе нашего государства. Мы хотели увидеть и реально описать разные стороны церковной жизни, но, прежде всего, рассказать о людях, для которых вера является органической необходимостью земного бытия. Именно для этого мы встретились с совершенно разными людьми – прихожанами и священнослужителями: с сельским священником и его семьей, с правящим архиереем, с верующими.
Оккупанты открыли церкви, закрытые коммунистами
Первым пунктом нашего медиа-паломничества стал шахтерский город Антрацит. Прежде чем начать наш рассказ, стоит кратко напомнить о том, что закрытые во времена «воинствующего атеизма» храмы открыли… нацисты и их союзники. Правильнее сказать, не только немцы, но итальянцы и румыны, союзники немецко-нацистской Германии. Представьте себе ситуацию: оккупация, запуганное население, фашисты рвутся к Дону, затем к Волге. А тут – открытие Свято-Покровского храма…
После освобождения православные храмы коммунисты не закрывали. Понятно, что это решение было принято в Москве. О причинах и вариантах можно говорить долго. Но, думается, причина лежит на поверхности. В разоренной, растерзанной стране, где похоронка пришла чуть ли не в каждый дом, где на каждой углу можно было встретить инвалида, не хватало самого главного – утешения. Православная вера, церковь давала то, что не могли дать пламенные речи и передовицы «Правды» – «розраду». Это украинское слово «розрада» едва ли не лучше всего характеризует то, что давала вера людям – утешение, мир, надежду, любовь…
Вот такой открытый во время оккупации храм появился в 1943 году в Антраците. Правда, попытку закрыть его коммунистические вожди предприняли в 60-е годы. Это было во время правления Никиты Хрущева.
«Откуда деньги на золотые купола, батюшка?»
И вот мы в Антраците. За неделю до нашего прибытия, 8 и 9 октября 2013 года, по благословению влладыки Пантелеимона, епископа Ровеньковского и Свердловского, был осуществлен подъем крестов и куполов на строящийся собор в честь Рождества Христова в городе Антраците.
«Откуда деньги на золотые купола, батюшка?» – такой был наш первый вопрос благочинному Антрацитовского церковного округа и настоятелю строящегося собора протоиерею Георгию Акименко.
«Нам Бог помогает. Господь слышит наши молитвы», – улыбнулся настоятель.
Антрацит – это центр одного из восьми благочиний епархии. Настоятелем Свято-Покровского храма и строящегося собора Рождества Христова, благочинным округа, уже четверть века является протоиерей Георгий Акименко, священник, чья жизнь всецело отдается служению Богу и людям.
Протоиерей Георгий Акименко служит здесь 22 года, он нам рассказал немало об особенностях служения в шахтерском регионе. Ни для кого не секрет, что по уровню профессиональных заболеваний, горняки занимают печальное лидерство. Давайте говорить честно: на-гора поднимается «черное золото», а под землей остается здоровье. Понятное дело, государство выплачивает шахтерам неплохие пенсии, регрессные выплаты. Все эти выплаты угольщики называют или «регрессными», или «гробовыми». Некоторые горняки, а среди них немало и женщин (у которых также есть подземный стаж), передают или завещают свои кровные церкви. Так что, отчасти, ответ: «Золото куполов из «черного золота», на «регрессные» куплено», – верен.
Отец Георгий ведет нас сначала в строящийся собор Рождества Христова. Внутри стоят строительные леса. Впереди – много работы. Затем показывает Свято-Покровский храм, воскресную школу, пасеку, библиотеку. Неугомонные журналисты и блогеры забираются на колокольню. И по разрешению батюшки, ну, только один разик, звонят в колокол… Чистый, ровный колокольный звон плывет над горняцким Антрацитом.
«От чистого истока мы начинаем путь…»
Между Антрацитом и Ровеньками недавно появился Александровский парк, раскинувшийся на 56 гектаров в окрестностях санатория-профилактория «Шахтерские зори». Всего за два года эта территория стала уютным местом оздоровления и отдыха шахтеров и членов их семей. Здесь установлены красивые беседки, лавочки, мостики, качели, выложены дорожки; почищены и благоустроены водные источники, пруд.
Неслышно ступаем по засыпанным листвой дорожкам Александровского парка. Тишина, спокойствие, медленно петляет и журчит ручей…
Главной достопримечательностью парка, его духовной составляющей несомненно является храм в честь Нерукотворного Спаса, источники, крестильня и с открытой купальней. Все преобразования в Александровском парке произошли по инициативе генерального директора «ДТЭК Ровенькиантрацит» Александра Богданова.
Возле одного источника – фигуры Матерь Божья и ангелов, рядом с другим источником – икона Николая Чудотворца. Такие небольшие «каплычки» (часовенки) с фигурами святых часто доводилось видеть на Западной Украине и в той же католической Польше.
Интересная деталь, как рассказывают местные жители, после войны на территорию нынешней Ровеньковской епархии вольно и невольно переезжало много людей. Тысячи рабочих приезжали отовсюду восстанавливать шахты Донбасса. В их числе было множество жителей западных областей Украины, которых атеистический каток 20–30 годов прошлого столетия практически не коснулся. И по сей день во многих домах шахтерских городов и поселков часто встречаются иконы, типичные для православных и греко-католических храмов Западной Украины.
Подходим к небольшому храму. Сюда любят приезжать молодожены для совершения обряда венчания. Поскольку прихожан здесь мало, священник, отец Николай, приезжает служить здесь один раз в неделю. Само здание небольшое, но очень красивое, внутри – вход в алтарь и место, где расположен главный иконостас, – вырезано из дерева. Посредине главная икона Нерукотворного Спаса. Рядом строится колокольня.
Александровский парк – любимое место молодоженов. Они верят: если прикрепить замочек на Мосту поцелуев и повязать яркие ленточки на Семейное дерево, то их семейная жизнь будет счастливой.
Самый древний деревянный храм Левобережной Украины
Далее маршрут поездки привел нас в село Нагольно-Тарасовка. Вот здесь и начинается Украина. Верно говорят у нас: «Луганщина – світанок України». Новый день в православную Украину приходит отсюда, с Ровеньковской епархии, с Нагольно-Тарасовки. До России тут рукой подать, 25 километров, а если по прямой, то и еще меньше. Иногда в этих местах пропадает сигнал украинских мобильных операторов, им на смену приходят россияне.
Местный Свято-Успенский храм построен усердием казачьего генерал-майора Гавриила Амвросиевича Луковкина в 1788 году. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Нагольно-Тарасовка – самый древний деревянный храм Левобережной Украины с тех, что дожили до наших дней.
«Удивительная история этого прихода позволяет реально почувствовать взаимосвязь прошлого и настоящего. Здесь нашли отражение все перипетии нашей истории и каждая эпоха, каждое поколение более чем двух столетий совершенно явно присутствует в этом старинном храме, сумевшем выстоять и войны, и лихолетья», – говорит наш проводник протоиерей Александр Авдюгин.
До революции в слободе Нагольной было сельское училище (школа), в которой преподавались, кроме Закона Божия, грамматика и арифметика. После бурных революционных лет и гражданской войны в Нагольно-Тарасовке проживало почти 2500 человек. Здесь функционировали две школы, и по-прежнему действовала Свято-Успенская церковь.
При Хрущеве храмы закрывали «по просьбам трудящихся»
Безбожники сражались, в основном, в Киеве и промышленных центрах, но эхо борьбы докатилось и до глубинки. 23 декабря 1929 года президиум Луганского окружного исполкома принял решение закрыть храм и переоборудовать под школу… Впоследствии в храме был устроен клуб. Во время оккупации, в 1942 году, церковь вновь открылась, чему способствовало то обстоятельство, что по воле Божией сюда во время военного лихолетья прибыл протоиерей Власий Додонов, рукоположенный в священники еще в 1901 году.
По словам протоиерея Александра Авдюгина, «судя по сохранившимся документам, отца Власия на нагольчанском приходе любили, и это чрезвычайно беспокоило представителей власти». В июне 1945 года, в Свято-Успенский храм назначается новый священник – Петр Калабин, затем до самого закрытия церкви настоятели меняются практически ежегодно. Три раза за 9 лет настоятельствовал в Нагольной отец Николай Беляев. Именно он и был последним «постоянным» настоятелем Успенского храма, вплоть до его закрытия. Начиная с 1959 года, на приходе священник отсутствует. Службы совершаются нерегулярно, от случая к случаю, причем на каждое богослужение необходимо разрешение, как местной, так и областной власти. Начинается откровенная травля верующих, создаются комиссии, требующие закрытия храма, в госучреждения поступают «требования колхозников» о «закрытии центра мракобесия».
Важная деталь: официальной политике атеизма верующие Нагольно-Тарасовки сопротивлялись активно и долго, писали письма, просили, умоляли... А 60-е годы прошлого века – времена хрущевского гонения на Церковь, когда сам руководитель государства обещал в ближайшее время «показать по телевизору последнего попа». Власть предержащие были абсолютно уверены, что стоит уйти в мир иной престарелым гражданам СССР, и подобных писем уже не будет, как и не нужны будут храмы.
В 1963 году «по ходатайству трудящихся» религиозная община села Нагольно-Тарасовка была снята с регистрации, а храм окончательно закрыт. Помещение храма передали школе под спортивный зал и, хотя иные возгласы раздавались под церковными сводами, а на стенах вместо икон висели лозунги, грамоты и вымпелы для сельчан, да и для учителей не сделали церковь спортивным очагом. Говорят, некоторые учителя, заходя в этот, с позволения сказать, «спортзал», украдкой крестились. Новая история Свято-Успенского прихода началась с 30 марта 1992 года – местные депутаты приняли решение вернуть здание церкви верующим поселка Нагольно-Тарасовка…
Законы физики здесь не работают
Все это мы узнали и от о. Александра Авдюгина и от нынешнего настоятеля. Этот приход неотделим от его батюшки, протоиерея Михаила Галушко.
Навстречу нам выходит еще не старый священник. Говорит не спеша, мягко, очень спокойно. Батюшка родился и вырос в Нагольно-Тарасовке в многодетной семье. Его отец – шахтер, умер в возрасте 34 лет. Воспитывала четверых детей одна мама.
О себе батюшка рассказывает мало: в армии стал инвалидом, долгое время был прикован к постели, но, слава Богу, выздоровел... На службе 21 год, ни машины, ни хоромов не нажил. Зато у него три дочки (Елена, Надежда и самая маленькая 11-летняя Даша) и трое внуков.
«Думаю, одной из самых важных заповедей является «Чти отца и матерь свою...». Мне до сих пор вспоминается моя мама, которая уже старенькая всегда встречала меня, когда я возвращался с вечерней службы. Мама умерла несколько лет назад. Но у Бога все живые и они молятся за нас», – говорит батюшка и смахивает слезу.
7 сентября Свято-Успенский приход отметил 225-летнюю годовщину со дня совершения первой Божественной литургии. По этому случаю здесь состоялось торжественное богослужение, которое возглавил владыка Пантелеимон, епископ Ровеньковский и Свердловский. Вместе с его преосвященством молились секретарь епархии, благочинный Ровеньковского церковного округа протоиерей Григорий Устименко, настоятель храма протоиерей Михаил Галушко, клирики Ровеньковского благочиния, казачество, многочисленные прихожане.
Владыка Пантелеимон, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Владимира, наградил настоятеля храма отца Михаила памятным знаком отличия Украинской Православной Церкви «1025-летие Крещения Киевской Руси». Также грамотами Предстоятеля Украинской Православной Церкви были отмечены наиболее деятельные прихожане Свято-Успенского храма.
Отца Михаила часто приглашают на различные праздники в местную школу, которая находится буквально за церковной оградой. Батюшка говорит, что в селе, где каждый знает друг друга, живут как одна семья. И священнослужитель разделяет все тяготы и проблемы сегодняшней жизни селян...
Деталь – в последние годы здесь всегда надеялись на помощь горняков. Бывало и такое – матушка Светлана, жена настоятеля храма, часто приходила на местную шахту – помогите то с тем, то с тем. Помогали. Что и говорить, если только на покраску вроде бы и небольшого деревянного храма требуется полтора центнера краски.
Живут в селе небогато, но все чистенько, уютно. Правда, газа нет, дома селян отапливаются углем, а он сейчас не дешевый. Вот и храм отапливается углем, шахтеры всегда помогали, правда на предстоящую зиму уголь еще не завезли, но батюшка надеется и верит, что не подведут...
Побыв в храме в Нагольно-Тарасовке, мы решили подняться на гору, с которой видно село и петляющую вокруг села чистую и быструю речушку Нагольчик. Места здесь удивительные, красивейшие, причем в любое время года: холмы, поросшие лесом, река, вдалеке – селянские хаты. Спокойствие и умиротворенность, и, вместе с тем, некая неведомая сила Духа Святого.
Законы физики здесь не работают. Как такое может быть, что прямо на горе, над бьющим родником, расположена часовенка, построенная не так давно всем селом. Здесь же – небольшая купель. На Водосвятие, 19 января, здесь проводятся главные торжества.
Отец Михаил рассказал, что это особое место: «Знаете, здесь даже думается по-другому. Переосмысливаются решения, принятые «внизу», в низине, вот что значит святое место».
Эти места издавна были территорией Войска Донского. Славные традиции прошлого сильны и сегодня. В чаепитии журналистов и блогеров у батюшки принимали участие и местные казаки.
На приеме у владыки
Заключительным аккордом нашей поездки стало посещение кафедрального собора Рождества Богородицы в епархиальном центре в городе Ровеньки. Собор – один из живописнейших храмов Луганщины. Этот собор по проекту архитектора Л.Н. Соловьева был заложен в 1991 году. Строительство осуществлялось трестом «Антрацитуглестрой», а неоценимую помощь в постройке собора оказывало угледобывающие объединение «Ровенькиантрацит» и лично генеральный директор Герой Украины Астров Г.К.
Деталь – внутри, на стенах храма большой список: «Упокой Господи усопших рабов твоих». Это погибшие и умершие шахтеры… Приходилось видеть на стенах иные надписи – фамилии тех, кто помогал в строительстве, а здесь вот так… Таковы особенности горняцкого края. На пожертвования этих людей, их родственников, в том числе, строился этот прекрасный храм.
Освятили собор 10 марта 2002 года. Нижний храм собора имеет придел святителя Григория Богослова, освященный в день Похвалы Богородицы 31 марта 2001 года. Рядом с собором, на втором этаже административного здания, находится храм святых жен-мироносиц, в котором и совершались богослужения во время строительства собора.
После осмотра собора состоялась встреча с правящим архиереем Ровеньковской епархии епископом Пантелеимон. На встрече также присутствовал секретарь епархии протоиерей Григорий Устименко. Видно было, что владыка был рад ответить на вопросы.
О чем говорили? О том, как обустраивалась епархия (сегодня в епархии не пять, а восемь благочиний), как решаются вопросы епархиальной жизни. Рассказал владыка и о себе. Пожалуй, больше всего интересовали журналистов ответы на самые простые, и вместе с тем самые важные вопросы бытия.
Так как епископ Пантелеимон является председателем Синодального отдела УПЦ по делам семьи, много вопросов было связано с семьей, с важностью сохранения истинных православных традиций в современной семье.
Владыка подчеркнул, что каждый епископ в своей епархии старается сегодня не только иметь попечение о душах человеческих, но и наладить сотрудничество со светской властью и с обществом в целом. По словам владыки, поскольку епархия находится в шахтерском крае, это накладывает свои особенности. Сегодня на территории многих шахт и промышленных предприятий действуют часовни и храмы, и на богослужениях совершается молитва о шахтерах.
В конце беседы журналисты и блогеры поблагодарили владыку за оказанное гостеприимство и преподнесли в дар архипастырю икону святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
«По роду своей деятельности вы призваны соединять и объединять людей. Работайте по совести и Закону Божьему», – пожелал нам владыка Пантелеимон. Затем он благословил журналистов и блогеров на добрые дела и вручил каждому памятные подарки.
Но это были еще не все подарки в тот день. Мы заехали в храм-часовню святых Богоотец Иоакима и Анны и ее настоятель, протоиерей Александр Авдюгин, подарил каждому свою книгу «Господь управит». В этот сборник вошли как уже публиковавшиеся ранее и полюбившиеся читателям, так и новые произведения автора. Искренние рассказы отца Александра о приходской жизни наполнены теплым светом и доброй надеждой.