Алчевск — город со стальным профилем и его храмы
Храмы Алчевского благочиния благосердно встретили луганских журналистов и блогеров.
Алчевск – крупнейший промышленный центр Востока Украины, здесь расположен крупнейший в Европе металлургический комбинат и Алчевский кокосохимический завод. Здесь все «завязано» на металлургию. Из 110 тысяч жителей города, практический каждый пятый работает на меткомбинате или коксохиме. Не так давно представители различных СМИ и Живого Журнала побывали в Алчевском благочинии Луганской епархии. Побывали в самом Алчевске, а также в соседних селах и поселках.
Следует отметить то, что поездка состоялась по благословению Высокопреосвященнейшего Митрофана, архиепископа Луганского и Алчевского. Организаторами мероприятия выступили: информационно-просветительский отдел епархии совместно с Интернет-изданием «Параллель-медиа».
Отец Геннадий
Нас сопровождал протодиакон Геннадий Пекарчук, клирик Свято-Петро-Павловского кафедрального собора (Луганск). Целью визита, по его словам, было не развлечение и отдых, а духовное соприкосновение со святыми местами, знакомство с отдаленными сельскими православными приходами. Для журналистов и блогеров организаторы подготовили насыщенную, духовно-просветительскую программу: посещение святынь епархии, встречи со священниками и прихожанами…
Мы выехали из Луганска субботним утром, предстояла неблизкая дорога, ведь расстояния от Луганска до Алчевска около 40 километров. Но, благодаря нашему проводнику - отцу Геннадию - эти километры были сущим пустяком. Мы, затаив дыхания, вникали интересным и познавательным рассказам из жизни молодого священнослужителя.
Родился он в 1983 году в Антраците. К вере отца Геннадия привел интерес познания Бога. Важно отметить, что семья Пекарчуков дружила со священником Александром Таракановым. Вскоре: и родители, и сам отец Геннадий прониклись святой верой. А когда протодиакону исполнилось 12 лет, он стал прислуживать пономарем в местной церкви, затем было обучение в Почаевской семинарии, посещение православных святынь Украины и России.
На протяжении поездки батюшка рассказал нам немало интересного из своей биографии, и, судя по его счастливым глазам и улыбке – он сделал правильный выбор рода деятельности. В настоящее время он является членом Епархиального совета и редактором официального издания Луганской епархии «Православие Луганщины». Помимо этого, преподает в Луганском богословском университете.
Отец Геннадий раскрыл секреты правлс поста, рассказал нам о том, как правильно сочетать светские и духовные праздники, рассказал о православной жизни… Поскольку наша поездка по времени совпала с Рождественским постом, журналисты и блогеры узнавали, что есть сам пост.
- Это не только воздержание от пищи, но и от других страстей, которые пылают в нас, в том числе и от грешных деяний, - неспешно говорил священнослужитель.
Отец Геннадий, помимо всего прочего, высказал свое отношение к спорту и призвал нас заниматься спортом, ведь в человеке должно быть все прекрасно: и душа, и тело, и дух…
По словам батюшки, все люди должны держать себя в прекрасной физической форме. В православной церкви, занятие спортом не считается грехом, если это не перерастает в страсть и самолюбование.
Под покровительством Архистратига Михаила
Первым пунктом нашего медиа-паломничества стала церковь Архистратига Михаила в селе Михайловка. Нас радушно встретил настоятель церкви, протоирей Александр Глущенко и провел ознакомительную экскурсию по территории Божьего храма.
Старинные живописные чудотворные иконы раскинулись по обе стороны от алтаря. Церковная завеса, находящаяся за иконостасом, разделяла царские врата и престол. Мы с интересом рассматривали многовековой иконостас, с трепетом и верой в душе ставили свечи, читали молитвы. Наиболее почитаемой иконой в церкви, по словам батюшки Александра, была «Михайловская» икона Божией Матери.
Интересно, что храм считается архитектурным памятником и одной из самых старых церквей в Луганской области. Постановлением Совета Министров УССР от 23.08.1963 года храм взят на учет как памятник истории и культуры.
Протоиерей Александр Глущенко поведал историю создания храма. Журналисты и блогеры слушали повествования батюшки внимательно, оставив волнующие вопросы на потом.
В ходе рассказа мы узнали, что построен этот храм братьями Авраамом и Исааком Миоковичами в 18 веке. Как гласит история, в 1785 году Миоковичи решили общими усилиями устроить у себя церковь во имя Архистратига Михаила, для этого в слободе Громовка, избрав удобнейшее для церкви место, приготовив необходимый стройматериал, и отмеживав 120 десятин земли, они просили благословения у Архиерея на постройку храма. По рассмотрению всех этих бумаг, Высокопреосвященнейший Никифор архиепископ Славенский и Херсонский, дал благословительную грамоту на постройку храма. Первый камень в закладку храма положил, а также освятил место под церковь Бахмутский протоиерей Петр Расевский 5 июля 1786 года. Спустя год церковь была полностью построена, снабжена всем необходимым для богослужения и готова к освящению.
Двадцатый век: колокол спасал от пуль
К началу ХХ века к приходу Архангело-Михайловской церкви относилось 10 окрестных населенных пунктов: Елисаветовка, Алексеевка, Исааковка, Осиповка, Троицкое, Богодаровка, Константиновка, Малоконстантиновка, Малоивановка. Всего в приходе числилось около 470 домов и 2700 прихожан. К церкви были приписаны школа грамоты и церковно-приходская школа.
Во времена воинствующего атеизма церковь, как водится закрыли, вернее сказать, переоборудовали, под клуб. Но, видно товарищам комсомольцам и коммунистам не особо понравилось здание, так что клуб просуществовал в здании Божьего храма недолго. Во время оккупации, в 1942 году, в церкви Архистратига Михаила возобновились службы. И уже после освобождения, в 1944 году здесь был зарегистрирован приход, насчитывающий 357 человек. На праздничные службы, с окрестных поселений сюда приходили православные – богомольные старушки, вдовы, калеки... После страшной войны, после всего пережитого, люди искали и находили в вере утешение и спасение…
И сегодня церковь живет. Говорят, что место здесь намоленное, святое. В год около 100 молодых пар совершают обряд венчания в церкви Архистрига Михаила.
На территории храма было таинственно и блаженно. Ведь, во дворе находится артезианский источник чистой воды и фонтан, который имеет также свою историю. По словам батюшки Александра, в него замурован перевернутый колокол, который весит около трех тонн. В годы войны он служил ДОТом (долговременной огневой точкой). Священнослужители его закопали и обложили дикарем. К слову, раньше колокол был очень мощным, а его звук был звонким и сильным.
Сталинский зодчий Руднев построил церковь-школу в память царя Александра II
Следующей нашей остановкой был поселок Селезневка, где находится храм святого благоверного князя Александра Невского Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Навстречу нам вышел настоятель храма священнослужитель Алексей Михайлюк. Отец Алексей поведал журналистам и блогерам о том, что сама церковь построена в романо-византийском стиле и облицована диким камнем. В былые времена в здании церкви функционировала школа. И в этом уникальность постройки.
В конце XIX и начале XX веков, в имении Селезневка временами проживал угольный промышленник, действительный статский советник Казимир Людвигович Мсциховский из Санкт-Петербурга. Имение Селезневка он приобрел из-за красивой местности и огромного парка-сада, заложенного бывшим помещиком Графовским в 1840 году.
К.Л.Мсциховский является основателем шахтных рудников в Перевальске и считается основателем города. В 1909 году, присутствуя на заседании управы, где говорилось о введении всеобщего начального образования, он просит разрешения построить на свои средства школу по плану, им выработанному и утвержденному управой, под его непосредственным надзором.
Казимир Людвигович Мсциховский дает огромную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей, еще 5 тысяч дает земское собрание. Собрание постановило благодарить К.Л.Мсциховского и поручить управе приступить к постройке школы в 1910 году.
Спустя два года по просьбе статского советника Казимира Мсциховского была построена церковь-школа студентом Императорской Академии Художеств Львом Владимировичем Рудневым. В постройке школы-церкви в Селезневке слились вместе мысли и желания любителя старины Мсциховского и студента-фантазера.
Несколько слов о Льве Рудневе. Его называли сталинский зодчий, именно он сделал проект ансамбля Московского государственного университета на Ленинских горах (1948-1953 годы), по его проекту возведен знаменитый Дом культуры и техники в Варшаве. А здесь, на Луганщине студент Лев Руднев построил приходскую церковь школу.
На очередной собрании в 1911 году управой было возбуждено ходатайство о присвоении Селезневской школе-церкви наименования «Церковь-школа, в память царя-освободителя Александра II».
Молитва не только исцеляет, но и просвещает
Журналисты и блогеры убедились в достоверности информации о прошлом бытии церкви, просмотрев фотографии учеников школы, где ребята занимались в одной из комнат храма… По словам батюшки Алексея, всего в школе-церкви насчитывалось около 400 учащихся. Кроме богословия и Закона Божьего в школе преподавали и точные науки.
Интересно, что в 1930 году храм закрыли и передали под советские учреждения, в частности, под клуб. Причина закрытия – «отсутствие верующих». Есть местное предание: когда храм закрыли и он стоял без служб, то люди возвращавшиеся поздно домой с работы, неоднократно видели, что кто-то ходит с зажженной свечей по храму и слышен был плачь. Говорят, что это была Матерь Божья.
На вопрос журналистов о функционировании храма во время войны отец Алексей ответил однозначно: «Нет! Церковь была закрыта». Во время войны немцы сломали каменный забор и порубили вековые канадские тополя на оборонительные сооружения. Окончательно постройки школы-церкви пострадали в советское время. Клуб стал использоваться под кинозал и танцы. Были выбиты старые окна, красную черепицу сбросили, покрыли шифером, забор исчез окончательно, засыпали колодец, заложили лоджии кирпичом…
И только в 1990 году, после 1000-летия Крещения Руси, стал подниматься вопрос об открытии храма (старого царского), благо клуб уже пустовал. И вот в 1991 году под храм отдали только бывший клуб-зал и кабинет председателя, а в остальных помещениях находились другие государственные службы. После разбора сцены и установки новых окон, возобновились богослужения. Полностью храм передан общине в 1999 году.
Проделаны работы по восстановлению окон на верхний этаж, лестницы на колокольню, обжигались и заново стелились и красились окна. Ломались все лишние стены, построенные во времена богоборчества, возвращалась былая красота.
Протоиерей Алексей Михайлюк отметил, что все работы по восстановлению храма ведутся только своими силами. «Надеемся, с Божьей помощью, подняться из руин физических и духовных», - поведал батюшка.
Внутри церковь освещает дневной свет, внутри большое количество цветов. В каждой комнатке есть лавки для пожилых верующих. А в прихожей можно было увидеть раритетную мебель - старинный шкаф, диван и полки для церковной литературы. Священнослужители – правильные, рациональные люди, зачем выкидывать старые вещи, которые можно отреставрировать. Это ведь, как и душу грешного человека можно исцелить…
Усадьба Казимира Мсциховского – затерянный польский след
В этот день нам повезло дважды: мы не только побывали в исторической церкви-школе, но еще и наведались в усадьбу Казимира Мсциховского.
Немного истории. Усадьба Мсциховского – псевдозамок в романо-византийской стиле, который входил во владения угольного промышленника Казимира Мсциховского. Возникновение усадьбы относят к XVIII веку. В 1913 году на территории поместья были возведены дворец архитектором Сергеем Гингером, приходская церковь-школа и дом для учителей архитектором Львов Рудневым и другие сооружения. Кроме дворца, усадьба имела пейзажный парк в 22 гектара.
В советское время дворцово-парковый ансамбль был полностью заброшен. По решению Селезневского совета весной 1920 года в бывшем имении Мсциховского был открыт детский дом, где воспитывались дети красноармейцев, погибших на фронтах гражданской войны. Затем в усадьбе располагались Ворошиловский дом отдыха (1930-е гг.), туберкулезный диспансер (1950-е гг.), наркологический диспансер (1980-е гг.). В 1983 году было принято решение считать усадьбу культурным наследием местного значения.
В 1930-х здесь установили памятник Ленину, «серебряный» вождь всех пролетариев стоит до сих пор.
Луганские журналисты и блогеры с удовольствием прогуливались по памятным местам и фотографировались. Красивая местность, свежий воздух, интересные архитектурные сооружения - настоящий сад-музей. К слову, местные жители называют этот сад Селезневским парком.
Также, была уникальная возможность заглянуть внутрь усадьбы. Обшарпанные стены, покинутые залы, давно затухшие камины - остатки былого величия. Сегодня руками энтузиастов усадьбу пытаются восстановить и постепенно это получается. Но впереди очень много работы. А может, стоит журналистам и блогерам побывать там еще раз?
А пока же на сердце осталась какая-то грусть и врезавшиеся в память лепные украшения на потолке…
Не смотря на хмурую атмосферу, которая царила в поместье - ощущался приход нового года благодаря висевшему над камином рождественскому веночку и рисункам Деда Мороза и Снегурки. Вот радость была бы для местных жителей и туристов, если бы усадьбу действительно отреставрировали и вернули ей прежний вид…
Что за поселок такой Адрианополь?
Как только батюшка Геннадий Пекарчук оповестил журналистов и блогеров о новом пункте нашего медиапаломничества - Свято-Николаевском храме, который находится в Адрианополе, то всех заинтересовало название поселка.
Тайну села нам поведал настоятель храма, протоиерей Анатолий Гуленко. По словам отца Анатолия, первое название села было – Кокино, образовавшиеся от фамилии землевладельца камер-советника Кокина, позднее эти земли перешли к Перичу. Поселок был основан в XVII – в конце XVIII века и в нем проживало коло 1500 душ селян. Современное название образуется по старо-греческому образцу от имени Адриан и слову «поль». И в настоящее время в селе проживает всего лишь около 350 человек. Из них несколько десятков - местные прихожане, да и те в основном люди преклонного возраста.
Если бы мы говорили безучастным языком статистики, то это едва ли не самый низкий показатель посещаемости храмов среди Луганско-Алчевского благочиннического округа.
Не будет большим открытием, если мы скажем: село умирает. Да-да. И не видеть этих очевидных вещей просто невозможно. И все же, недаром говорят: «Господь управит». Каким-то чудом, по Божьему промыслу церковь, которой 210 лет жива!
В ходе общения с протоиереем Анатолием Гуленко, мы много интересного узнали о храме. Свято-Николаевская церковь в Адрианополе была построена в 1803 году попечением подпоручика Петра Савельевича Перича. Храм был каменным, однопрестольным и находился вблизи усадьбы священника. Рядом с ним была расположена ямская станция на тракте, идущем с Кавказа на Бахмут и далее – на Харьков и Москву. По местному преданию, в 1841 году в церкви села Адрианополь почивало тело убитого на дуэли русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, которое везли из Кавказа в родовое имение поэта. В 1850 году храм был обновлен бароном Капенгаузеном, в 1904 году обновление церкви было произведено на средства прихожан, в первоначальном виде он не сохранился. Храму принадлежало 48 десятин земли, действовала церковно приходская школа. Храм имел и свою святыню – особо чтимую Казанскую икону Божией Матери.
И по сей день сохранились элементы первоначальной росписи храма. А в нескольких шагах от святыни находится детский оздоровительный лагерь. Летом здесь собирается около 20 ребят, которые вдали от светской жизни изучают Закон Божий.
Вера в Бога творит чудеса
Совершив паломничество по святым местам Перевальского района Луганской области, мы прибыли в Алчевск. В центре Алчевска находится великолепный Свято-Георгиевский храм, который мы лицезрели едва ступив на праведную землю. Но вначале мы посетили Православный учебно-просветительский центр Луганской епархии.
Журналистов и блогеров радушно встретила доктор философии в области психологии, руководитель Духовной Лечебницы во имя иконы Божией Матери «Прибавление ума» при Свято-Георгиевском храме Алчевска (Луганской области); директор благотворительного фонда социально-психологической поддержки и реабилитации «Слово» им. Т.А.Флоренской Элеонора Дьяченко.
Элеонора провела экскурсию по просветительскому центру, рассказала историю его создания, поведала о задачах стоящих пред персоналом центра, показала кабинеты и классы учебно-просветительского центра.
Вниманию журналистов и блогеров было также представлено вращение «хороса» - паникадила, состоящего из множества секций, каждая из которых украшена иконой одного из святых, что символизирует во время вращения - сорадование святых вместе с Иисусом Христом.
К слову, учебно-просветительский центр - негосударственное религиозно- образовательное, многофункциональное объединение, которое безвозмездно помогает людям, которые считаются не принятыми социумом: инвалидам, проблемным детям, больным стать равноправными членами общества. Специально для них проводится божественная литургия и активно работают врачи.
Открылся центр совсем недавно - 9 ноября 2013 года. Когда-то на месте благотворительного религиозного сооружения находился заброшенный детский сад, который был в бесхозном состоянии около 8 лет. Ни у кого из нас не могло уложиться в голове: как можно из разрушенного здания возвести столь благородное сооружение. Одним словом – чудеса, да и только…
Однозначно, Элеонора Дьяченко сделала огромный душевный вклад в развитие этого центра. И судя по грамотам, сертификатам, которые мы увидели на стендах в ее кабинете - это дает свои результаты. Она искренне заботится о детях, радуется их успехам, переживает неудачи. Для Элеоноры это не просто работа, это смысл жизни…
На вопрос: могут ли эти дети стать обычными, она ответила: «Да, уже есть результаты. Девочки и мальчики с диагнозом аутизм делают замечательные поделки, общаются, читают. Духовник Старобельского Свято-Скорбященского монастыря, схиархимандрит Кирилл (Михличенко) говорил, что «в таких случаях важен комплексный подход: душа, врач и Бог». 13 сентября 2013 года схиархимандрит Кирилл (Михличенко) ушел в лучший мир, но Элеонора Дьяченко по-прежнему считает его своим учителем и наставником.
В центре работают 26 сотрудников. Среди них есть и логопед-профилактолог, и психологи, педагоги, учителя начальных классов и иностранных языков. Всего насчитывается 143 воспитанника, которым преподают Закон Божий, Основы православия, Пение, Рисование, Новый Завет, Ветхий Завет. В здание центра находится спортивный зал, комната для отдыха, массажный зал, медицинский пункт, библиотека, школа раннего развития, мультимедийные классы. У детей и молодых людей с особыми потребностями особенно популярны секции: фехтования, шахматный клуб, школа особой журналистики, школа будущей разведки. Одним словом, дети живут и радуются жизни, а благодаря святой вере и стараниям трудового коллектива - исцеляются.
«Храм на пруду»
После гостеприимного приема в Православном учебно-просветительском центре Луганской епархии, мы побывали в Свято-Георгиевском храме. Сама церковь построена в классическом русском кирпичном стиле с элементами барокко, готики и даже модерна в виде креста. По всему периметру ее украшают очень редкие в настоящее время мозаичные иконы. А вверху виднеется надпись: «Христос Воскресе».
Нас встретил - клирик Свято-Георгиевского храма протоиерей Роман Колодка.
Из повествования о.Романа мы узнали, что Свято-Георгиевский храм построен в честь 2000-летия Рождества Христова и 55-летия победы нашего народа над фашисткой Германией.
«В 2000 году, по инициативе православных людей, и при поддержке металлургического комбината, предпринимателей и организаций города, начато строительство храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца – защитника православного воинства и нашего города, ведь исторически и сама победа во Второй Мировой войне была одержана в день памяти этого святого», - сообщил священнослужитель.
Не прошло и года после начала строительства храма, как над городом разнесся колокольный звон нового Свято-Георгиевского храма. 6 мая 2001 года, в день памяти святого Георгия Победоносца, был отпразднован первый в этом храме престольный праздник.
В Свято-Георгиевском храме, кроме 7 колоколов, отлитых в Воронеже, есть и специальное устройство – «било» (подвешенные плоские бронзовые пластины, при ударе дающие продолжительный и глубокий звук). Они, с разрешения батюшки, были опробованы журналистами и блогерами.
Уникальные иконы 4-х-ярусного иконостаса храма написаны в каноническом стиле в мастерской известного иконописца Николая Меркулова (г. Таллин, Эстония), а сама храмовая икона Св. влкмч.Георгия Победоносца написана на святой горе Афон в Греции, в монастыре Зографе.
Также, батюшка провел ознакомительную экскурсию по территории храма. С выбором святой земли для постройки храма не прогадали: красивая местность, расположенная в самом центре города на склоне балки и берегу пруда. Теперь любителям крещенского купания не придется ждать своей очереди окунуться в прорубь, ведь для этого есть все условия.
Интересно то, что на берегу пруда построен новый деревянный храм-часовня во имя святой великомученицы Татианы. Эта часовня имеет большое значение для молодежи, так как великомученица Татиана является покровительницей студентов, учащихся. Священнослужители говорят, что сюда любит приходить молодежь для того, чтобы погулять в красивом уголке и побыть наедине с Богом. Церковь радует глаз и душу горожан, в народе получила название «храм на пруду».
Также на территории Свято-Георгиевского храма находится детская площадка и зооуголок. Местные жители с детишками частенько прогуливаются по территории храма и с раннего возраста приучают своих потомков к святой вере.
Свято-Георгиевский храм воистину уникален, ведь он успел превратиться в достопримечательность и украшение Алчевска, стал фактически визитной карточкой города, объектом, который наиболее часто запечатлевают в своих работах живописцы, графики, фотографы.
Храмы, закрытые «воинствующими безбожниками», открылись во время оккупации
Заключительным аккордом нашего медиапаломничества стал главный храм Алчевска – Свято-Николаевский кафедральный собор. Журналистов и блогеров благосердно встретил настоятель храма, протоиерей, клирик Павел Китаев. По словам батюшки, церковь была построена в 1808 году в честь самого любимого в народе святителя Николая Чудотворца как усердного ходатая за людей перед Богом. Впоследствии она стала волостным центром Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.
Известный банкир и промышленник А.К. Алчевский сыграл важную роль в развитии церкви. А.К. Алчевский всем известен как меценат, который вкладывал денежные средства в церковное строительство, приюты, сиротские дома, поддерживал народное образование и деятелей культуры. Именно при нем, в 1899 году, был воздвигнут большой колокол и достроены боковые пределы церкви: правый – в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте», левый – в честь святого пророка Божьего Илии. Храм стал трехпрестольным.
По сохранившимся свидетельствам к 1910 году Свято-Николаевская церковь обрела облик и внутреннее убранство, максимально приближенные к нынешним. В исторических заметках сохранились упоминания о достаточно большом прихрамовом комплексе, который включал в себя дома для церковнослужителей и здания, где прихожанам и всем нуждающимся оказывалась благотворительная помощь.
До 1917 года при Николаевской церкви работала церковно-приходская школа, которая обучала местных ребятишек грамоте.
В конце 1920-х годов создается в городе создали союз «Воинствующие безбожники», которые должны были дискредитировать деятельность церкви, проводить разъяснительную работу о «вреде» религии и о пользе закрытия Николаевской церкви. «Разъяснительная работа» привела к тому, что церковь была закрыта, купол и колокольня были снесены.
По свидетельствам очевидцев, в 30-е годы в храме располагался молокозавод. В начале Великой Отечественной войны, когда наши войска вели кровопролитные бои в районе Дебальцево, храм, как и большинство других православных церквей, оказавшихся в прифронтовой полосе, стал госпиталем.
В 1942 году церковь вновь стала действующей, ее открыли оккупировавшие Алчевск немцы. Уже после окончания войны власть не закрыла храмы, тем самым отблагодарив Православную Церковь за ее вклад в Победу. С этого момента церковь больше не закрывалась, но фактически полным правом свободы вероисповедания верующие могли воспользоваться только с 1989 года.
В начале 1990-х годов были приобретены колокола, которые разместили во временной звоннице, и над городом впервые за полвека разнесся колокольный звон. А через два года появились новая колокольня и нынешний купол храма.
У «Державной» иконы Божией Матери молятся о судьбах страны
Отец Павел провел журналистов и блогеров по памятным местам собора.
На территории храма мы увидели могилы священнослужителей, которые самоотверженно служили Богу и Крест, установленный в честь памяти новомучеников и исповедников русских в 2007 году. В основание Креста были установлены камни, которые были привезены паломниками с озера Соловецкого мужского монастыря.
Также, во дворе собора находится воскресная школа, которая была построена в 1993 году. В том же году в храме произошел удивительный случай, который был расценен, как знак Вышнего благоволения.
В один из зимних вечеров в подвале подсобного помещения была обретена чтимая «Державная» икона Божией Матери – это самый старинный из сохранившихся в храме образов. С тех пор в Свято-Николаевском соборе каждую субботу совершается акафист перед этой святой иконой.
После завершения экскурсии отец Павел благословил журналистов и блогеров на благородные дела и наставил «служить совестно и сердечно своему народу». По его словам, журналисты просвещают, воспитывают,
Прививают любовь к Господу Богу и объединяют людей в одно целое.
Протоиерей Павел Китаев отметил, что настоящий храм Господний должен находится в человеческой душе.
Помолившись и выслушав наставления священнослужителя, мы отправились домой. Поездка журналистов и блогеров по святым местам стала хорошей возможностью обратится к Богу, поблагодарить Его за всё, попросить о здоровье, благополучии и помощи для себя, своих родных и близких, для всей Украины.
Фото - Параллель-медиа
Юлия Мазур