Новини Івано-Франківська та області

На медиа-клубе обсудили, насколько открыта и прозрачна местная власть

Меняется ли в лучшую сторону степень открытости властных структур пропорционально прогрессу демократии? Конечно, можно заявить (и даже аргументировано), что ни первое, ни второе за 20 лет не сдвинулось с места. Но все же...

Информационная открытость местной власти стала темой очередного заседания Медиаклуба. Главными гостями и участниками обсуждения в этот раз были пресс-секретарь губернатора Луганской области Андрей Дихтяренко, депутат городского совета Сергей Давыдов, лидер общественной организации «Опора» в Луганской области Алексей Кормилецкий и главный редактор газеты «Восточный экспресс» Дмитрий Устюжин. Об этом сообщает пресс-служба ЦТИ «Восточная Украина».

Понять, что вообще происходит и каковы критерии оценки «открытости» помог подробный отчет Алексея Кормилецкого, посвященный исследованиям на определение индекса публичности органов местного самоуправления среди 11 городов Украины, который проводила «Опора».

Итак, первое на что стоит обратить внимание – это прозрачность. Проявляет ли местная власть инициативу самостоятельно, а насколько совестливы работники пресс-служб?

Второе – открытость. Можно ли, оформив запрос на получение необходимой информации, действительно ее получить? Без отписок и вневременной бюрократической волокиты.

И третье – подотчетность. Это когда представители власти, не стесняясь, идут на исповедь к своим избирателям.

«Всего лишь два депутата Луганского горсовета разместили отчет о своей деятельности. Хотя мы давали запрос абсолютно всем депутатам городского и областного советов – они просто его проигнорировали. Зато опыт других муниципалитетов говорит об обратном», - рассказывает Алексей Кормилецкий.

По общим оценкам индекса публичности органов местного самоуправления Луганск занимает довольно неплохие, а главное прочные позиции.

Самыми «открытыми» оказались Ивано-Франковск - 68%, Луцк - 65% и Львов - 61% .

Донецк не вошел в тройку лидеров – 55%.

Луганск, вместе с Черниговом и Николаевым где-то посередине – 51%.

Не намного хуже дела обстоят в Одессе – 50% и Ровно – 44%.

И совсем всё плохо в Ужгороде – 32% и Черкассах – 39% .

Впрочем, «золотую середину» Луганск выдерживает практически по всем пунктам отчета.

Однако есть и конкретные замечания.

На сайте Луганского горсовета недоступны декларации о доходах, а также другая  информация. По сравнению с главами остальных областных центров, луганский городской голова не так часто балует брифингами местные СМИ. Хотя, с другой стороны, луганские интернет-пользователи воочию наблюдают высокую активность Сергея Кравченко в соцсетях.

Луганские депутаты – скрытные и нелюдимые. Решительно отказываются составлять полные отчеты о своей деятельности и уж тем более транслировать их на сайт горсовета.

Неожиданно коснулись обыкновенно остающихся в тени помощников и советников властьимущих. Оказывается, недавние исследования центра Разумкова выявили – именно там, в общедоступных приемных, таится корень зла и плодится коррупция.

Ибо все денежные операции с вышестоящими чинами организовывают именно приближенные к ним лица, выполняя роль посредника. А потому неплохо бы каждого советника да помощника тоже приобщить к публичности.

Депутат городского совета Сергей Давыдов согласился с большинством из вышеперечисленного: «По большому счету информация закрыта. Особенно это касается деклараций о доходах, материальной помощи, зарплат. Я и сам бы хотел посмотреть на эту информацию. Мы на сессии принимаем распределение бюджета по программам и даже видим, кто является распорядителем этих средств. А дальше, посмотреть смету и насколько эффективно тратятся эти деньги достаточно проблематично. Вся кухня спрятана именно в этой первичной информации».

То, что соответствующий закон существует и дает право на получение необходимых сведений, известно всем. Однако, при нежелании, или наоборот, при большом желании можно грамотно «замучить» надоедливого журналиста. Он послушно напишет -надцать, а то и -дцать писем-запросов, а ведомство потом их просто «утеряет».

Чтобы такого не случалось Андрей Дихтяренко советует:«Любая система может давать сбой. Нужно обращаться к специалистам или звонить мне. Все желающие могут найти мой мобильный телефон. Мы будем таким образом помогать и, кстати, в день подобных звонков бывает достаточно много».

А, в общем, неожиданно приятно, что Луганск хоть по каким-то показателям (кроме смертности от туберкулеза) занимает лидирующие позиции в Украине. В частности, по степени публичности Луганская обладминистрация, оказывается, одна из первых. Кроме того, на сегодня вводятся новые формы и методы обратной связи с жителями области. Как рассказал пресс-секретарь губернатора, в администрации без перерывов и выходных работает колл-центр, а  недавно был запущен еще один проект под названием «Громадська ініціатива». Это анонимный опрос жителей области. Во всех районах, администрациях, коммунальных учреждениях установлены небольшие опечатанные урны, рядом с которыми лежит стопка анкет. Все желающие анонимно могут написать какие проблемы своего региона они считают наиболее важными и что необходимо для их решения. В начале октября состоялось первое вскрытие этих ящиков, сейчас губернатор изучает анкеты. Что интересно, проблемы выплывают совсем другие, зачастую вовсе не те, которые люди озвучивают на «горячих линиях».

Это все очень хорошо, но тем не менее никуда не деться от скрытой цензуры, запретных тем и пассивно-наплевательских внутриколлективных настроений администраций.

«У нас (в Луганском горсовете – ред.) 62 депутата – представители Партии Регионов, и «одноголосное» голосование по многим вопросам имеет место быть, - отмечает Сергей Давыдов. - Это заставляет задуматься: а стоит ли вообще бороться?»

Не меньше влияет на ситуацию и пассивность самих журналистов. Представители СМИ зачастую не проявляют никакого интереса к работе власти, и лишь тиражируют пресс-релизы различных советов и администраций разного уровня на страницах своих изданий. Зачастую в своей активности представители общественных организаций и просто активные граждане опережают представителей масс-медиа. Но это уже другая проблема, заслуживающая отдельного обсуждения.

 


Читайте також