Новини Івано-Франківська та області

Вячеслав Гусаков: «Пишите, несмотря ни на что»

«Поэзия – это музыка души». И у каждого поэта она своя. Вячеслав Гусаков – луганский поэт, прозаик, журналист, член Межрегионального союза писателей Украины и Конгресса литераторов Украины, Луганского клуба фантастики «Лугоземье». Он состоит в редколлегии литературно-художественного альманаха «Крылья». Своё первое осознанное стихотворение Вячеслав написал в 18 лет, и с тех пор поэтический дар не покидает его. Выпущено два поэтических сборника "АбстракциЯ" и "Вечность напрокат". Наш сегодняшний разговор – о поэзии, миссии поэта и о писательстве.

– Вячеслав, у вас есть любимые поэты, может быть, в начале поэтического пути подражали кому-то из «великих»?

– Подражательство – это тупиковый путь, пытаясь подражать кому-то, человек сознательно себя обедняет. Можно сколько угодно ругать «Чёрный квадрат» Малевича, но он первым его нарисовал. Есть авторы, в творчестве которых меня что-то «цепляет», что-то нравится. У Пушкина есть очень хорошие стихотворения, опередившие своё время. Мне близка поэзия серебряного века, нравится Николай Гумилёв. Читаю Багрицкого, Тарковского, Левитанского, Самойлова. Считаю очень глубоким и не во всём оценённым поэта Роберта Рождественского. Из прозаиков вне конкуренции Толстой и Достоевский. Уважаю творчество  украинских классиков –  Стуса, Костенко, Литература – это занятие, которое требует определённых природных задатков. По большому счету, если распознать своё предназначение и заниматься любимым делом, то это большое счастье.

– Чтобы быть поэтом нужно обладать особым чутьем гармонии и ритма. Можно ли развить в себе это чутьё? Что вас вдохновляет?

– Его необходимо развивать. Талант даёт многое, но не предполагает всего. Самый лучший сплав – это сплав таланта и мастерства. Я не пью, не курю и не употребляю ничего для искусственной стимуляции гормонов счастья, поэтому стараюсь ценить те удовольствия, которые есть. Меня вдохновляют простые радости жизни: красота, любовь… Понимаете, поэт, это человек с особым восприятием мира, который пытается донести до окружающих свои переживания. Может быть это стиль жизни, путь. Но я не сторонник трактовать понятие поэта как небожителя, человека, отстранённого от действительности. Нельзя жить в этом  мире и быть отстранённым от него. Тем не менее, творчество предполагает некоторую внутреннюю эмиграцию. Но сейчас в силу многих внешних факторов во внутреннюю эмиграцию уходят люди, которые должны быть лидерами мнений. В наше время не модно быть поэтом или писателем. Если в советское время к писателям относились с уважением, то сейчас эти люди воспринимаются обществом как какие-то чудаки. Увы.

– «Стихи чаще получаются красивыми, когда на душе «некрасиво». Согласны с этим утверждением?

–  То, что я пишу, я не ставлю в зависимость от состояния души. И не следую принципу Марины Цветаевой: «Жизнь чёрная, зато бумага белая». Творческий человек – это существо вне схем и систем. Настроение может быть разным. Но я не сторонник мнения, что поэт – это Пьеро, который проливает литрами слёзы и постоянно несчастлив. Невозможно быть постоянно счастливым или наоборот. Потому что длительное пребывание в одном эмоциональном состоянии – это признак какого-то заболевания. Да и творчество не терпит однообразия.

  – Вы – член редколлегии литературно-художественного альманаха "Крылья". Что собой представляет современная поэзия?

  – Современная поэзия разнообразна. Несмотря на то, что сегодня не поэтические времена,  есть люди, которым есть что сказать, и они могут это сделать. Жизнь развивается, и поэзия развивается вместе с ней. Беспокоит то, что осталось немного представителей «тихой» лирики. Произведения многих молодых авторов представляют собой сплошной поток сознания и не содержат в себе ни единой мысли. Очень верно однажды сказал заместитель редактора альманаха «Крылья» Андрей Чернов: «Для того чтобы поток чьего-то сознания был интересным, в первую очередь нужно иметь это сознание». А у многих авторов есть поток, но нет сознания. Сейчас модно быть провокационным, даже не заметным, а бросающимся в глаза, навязчивым. Неприятно удивляет то, что вместе с этим стало модным употреблять в стихотворении матерные слова и вульгаризмы. Это вызывает неоднозначную реакцию аудитории и сужает её.

Кстати, поэзия – коварное занятие. Ритм и рифма – это средства, которые могут скрыть небрежность,  банальность и даже безграмотность. Иногда вроде  и ритм есть и рифма,  а внутри - ничего. Поэтому,  прочитав стихотворение, стараюсь пересказать его в прозе, и если в таком виде оно представляет интерес, тогда это действительно стоящая вещь.

– Вы также пишите прозу. Откуда приходят  идеи будущих произведений?

–  Моя проза –  это мистический реализм, если подходить с точки зрения традиционных подходов. Но я бы назвал свое направление – «реалистический мистицизм». Схема рассказа возникает в голове: сначала приходит идея, а уж потом она ложится на бумагу. Чёткого алгоритма написания нет, не хочу ограничивать себя какими-то рамками. Поводом для написания  рассказа может послужить какое-то реальное событие  или мои мысли о жизни. Уже более двух лет в Луганске существует клуб «Лугоземье», объединяющий любителей фантастики. Его организовали неравнодушные люди, убежденные в том, что в нашем городе есть культурная и духовная жизнь, несмотря на то, что Луганск не является столицей. Существует и электронный журнал «Лугоземье». Встречи клуба проходят в первую и третью субботу каждого месяца в «Русском центре» Луганской областной библиотеки имени М. Горького.

– Как, по-вашему, с какой миссией рождаются поэты и писатели?

– Думаю, есть что-то нездоровое в том, чтобы сознательно ставить перед собой цель изменить человечество. Выступая с нобелевской речью, Бродский сказал: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно». И, может быть, миссия писателя в том, чтобы видеть перед собой не человечество, а читателя, для которого он пишет. Если переживания одного человека сформулированы так, что читатель соотносит их с собой, то в таком случае миссию литератора можно считать выполненной.

  – Поэт – это человек, раскрывающий свою душу перед обществом. Мешает ли жить такая открытость, ведь становишься уязвимым для окружающих?

– Да, все творческие люди в большей степени ранимы, это своего рода расплата за возможность творить. И под какой бы маргинальной маской не прятался поэт, за нею скрывается ранимая душа. Но и открытость должна быть до определённого предела.  Есть вещи, которые должны оставаться тайными, сокровенными и незыблемыми. Каждый талантливый человек в какой-то степени пророк. Иногда в стихах предсказывают тенденции развития поэзии, иногда – развитие событий в будущем. Есть очень хорошие и опередившие своё время стихотворения у Пушкина. В одном из них есть такая строка: «Когда сюда, на этот гордый гроб, пойдете кудри наклонять и плакать». «Кудри наклонять»  – это детализация, несвойственная поэтам того времени. Он опередил своё время. Я далёк от того, чтобы искать в этом мистическую подоплёку, но творческий человек всё-таки видит чуть дальше, чем обычные люди. Его беспокоит что-то большее. Да и у творческого человека больше возможностей рассказать миру о своих желаниях и опасениях.

– У вас творческая семья?

– Да. Моя супруга Ирина тоже пишет стихотворения и прозу. У меня три сына - Константин, Александр и Алексей. Я не считаю, что писательство должно передаваться по наследству. Но старший сын пытался писать стихи, средний – тоже имеет тягу к творчеству: делает обзоры компьютерных игр. А младшему ещё рановато об этом думать.

–  Что бы вы хотели пожелать молодым начинающим авторам?

– В первую очередь – писать!  Но только тогда, когда не писать не можете. И не слушать тех, кто говорит, что всё лучшее уже написано. Это ошибочное мнение. Если ориентироваться только на уже имеющееся и не пытаться сделать что-то еще из опасения сделать хуже, то человечество остановится в своём развитии.
Недавно ушедший от нас Борис Стругацкий на вопрос, трудно ли быть писателем, отвечал: «Трудно, но можно им стать. Нужно для этого терпение, настойчивость и кусочек Божьей милости. И обязательно ветер удачи». По-моему, прекрасно сказано. Желаю коллегам и себе, чтобы все эти составляющие присутствовали в нужной пропорции.

Анастасия Даиаури, газета "Жовтневка
                                                                                                        


Читайте також