Новини Івано-Франківська та області

Дорога к храму

Думаю, вряд ли кто-то станет спорить с тем, что жизнь каждого человека наполнена не только внешними событиями, но и внутренними переживаниями. Это та незримая ее составляющая, которую принято называть духовностью или духовной жизнью. Каждый из нас нуждается не только в удовлетворении своих практических потребностей – на протяжении всей жизни мы прокладываем свою собственную дорогу к храму, поскольку, как бы комфортно мы не жили, только духовность наполняет нашу жизнь смыслом.

Поселок Видный – сравнительно новый жилой массив нашего города – стал общим домом для сотен луганчан, и нет ничего удивительного в том, что его жители, устроившись практически и благоустроив территорию своего поселка, поняли – любой, даже самый комфортный дом мертв, если нет в нем духовного наполнения. «Мы прекрасно понимаем, что бездуховность порождает бездуховность, – говорит представитель правления ОКП «Винницкий» Владимир Патерикин. Именно поэтому жители нашего поселка, объединившись в православную общину, решили сделать все возможное, чтобы в нашем микрорайоне появился православный храм». ОКП «Винницкий» территориально прилегает к мемориальному комплексу «Не забудем, не простим!» – это место массового захоронения расстрелянных в 1942 году луганчан, среди которых много жертв еврейской национальности. Именно поэтому еврейская община Луганска периодически инициирует у мемориала мероприятия, напоминающие о той страшной трагедии. Но огромная территория вокруг мемориала, уже долгие годы находясь в заброшенном состоянии, постепенно превратилась в стихийную свалку бытового и строительного мусора. Вот у нас и возникла идея превратить эту территорию в сквер памяти, построив здесь небольшой православный храм, определив ему место, которое не затронет религиозных чувств еврейской общины. Мы хотим создать здесь единый храмово-мемориальный комплекс с благоустроенным сквером памяти, чтобы это место стало источником духовно-нравственного воспитания и развития общины поселка Видный».

Жители Видного готовы заняться любой работой – как организационной, так и практической. Зеленую зону вокруг мемориала они планируют очистить от мусора и сухостоя, превратив ее в уютный парк. Работать сообща у жителей поселка стало уже традицией – немало провели они совместных субботников по благоустройству своего общего дома – засыпали дорогу граншлаком, высадили деревья и цветы и даже установили детскую площадку.

Что же касается вопроса возведения храма, то инициативной группой жителей Видного была проведена серьезная и кропотливая поисковая работа – та трепетность, с которой подходят они к выбору места для будущего храма, воистину достойна уважения. На сегодняшний день поселковой инициативной группой изучаются все материалы, связанные с трагическими событиями, произошедшими в Луганске в 1942 году во время оккупации нашего города фашистами, с самим захоронением и созданием монумента «Не забудем, не простим!»  Пообщавшись с луганским краеведом Валерием Васильевичем Снегиревым и очевидцем кровавых событий ноября 42-го Григорием Никифоровичем Журавлевым, члены инициативной группы пришли к выводу: захоронение у монумента «Не забудем, не простим!» – это не просто кладбище, именно здесь фашисты чинили свою жестокую расправу и над мирным населением города еврейской национальности, и над солдатами и офицерами советской армии, и над всеми, кто оказывал сопротивление оккупационному режиму. По сути, это братская могила расстрелянных за время фашистской оккупации луганчан. Но поскольку тела тысяч людей просто закапывались в противотанковые рвы и окопы, жители Видного выяснили, как именно пролегали эти рвы и окопы, чтобы будущий храм в буквальном смысле не стоял на костях человеческих. Есть еще один ключевой момент для жителей Видного – получить понимание и одобрение своих устремлений со стороны еврейской общины Луганска. «Мы верим, что делаем доброе дело, и хотим, чтобы его результатом было чувство радости для людей любого вероисповедания, чтобы это место стало местом духовного единения для всех нас», – говорят жители поселка. Именно поэтому они встретились с представителями еврейской общины Луганска, как религиозной, так и светской, посетив благотворительный и культурный фонд «Хесед». Невозможно оставаться равнодушными к рассказам людей, чьи родственники навеки остались лежать в этих рвах и окопах…

Михаил Абрамович Канторовский – коренной луганчанин, сейчас ему пошел 77-й год. Получив образование военного инженера, побывал в разных точках бывшего Союза, даже на Крайнем Севере, но вернулся в родной Луганск, здесь его родина, его память, его радость и боль… «В конце 41-го наша семья приняла решение выехать из Луганска, мне было тогда пять лет, – вспоминает Михаил Абрамович. – Уехать из города было крайне тяжело, с нами были мамины родители, дед принял решение остаться, а нам удалось уехать на Восток. Конечно, о судьбе деда и бабушки переживали их дети. Мамин брат, офицер, служивший в Ейском училище, сделал вторую попытку вывезти их из города, прислав на помощь курсантов. Но дед снова отказался. 1 ноября они были расстреляны, их звали Скоблов Меер Маркович и Скоблова Тауба Мовшевна. Немцы их обманули, приказав явиться на сборный пункт с вещами якобы для отправки в Палестину. Представьте состояние людей, которые собираются в дальний путь. Они надели на себя лучшие вещи, взяли с собой все самое ценное… Следуя на пункт сбора, они зашли к соседям, которые рассказали, что евреев вывозят за город и убивают. У соседей они переоделись и оставили там ценные вещи, дальше они уже шли, понимая, что их ждет смерть. Бабушка плакала, дед молчал, чувствуя себя виноватым, ведь у него дважды была возможность покинуть город…  Все это мы узнали, уже когда вернулись после освобождения Луганска, соседи рассказали и вернули нам вещи деда и бабушки… 1 ноября в день годовщины расстрела мы всегда ходим на эту могилу. Здесь лежат и русские, и украинцы – руководители диверсионных групп, которые оказывали сопротивление немцам, солдаты, попавшие в плен, но евреи там оказались только потому, что посмели родиться евреями, среди них – более ста детей… С годами нас все меньше, кто-то уехал, кого-то уже нет в живых. Те евреи, чьи родственники не лежат там, безразличны к тому, в каком состоянии пребывает это место. Еврейской общине не по силам навести там должный порядок. А сейчас рядом с мемориалом живут люди, хотят возвести там храм. По христианским традициям в таких местах возводятся храмы, например, на кладбищах. Это хорошая идея – создать комплекс памяти. Мы поддерживаем ее и даже обращаемся с просьбой – установить стелы с именами погибших людей».

Михаил Клименко – один из молодых жителей поселка – и по возрасту, и по времени проживания в Видном. Ему 32 года. Жене Светлане и двоим  маленьким сыновьям Ильюшке и Тимофею нравится тихий поселок, да и с соседями повезло – здесь живут дружно. «Поселились мы здесь недавно, второй год, – говорит Михаил. – Как известно, любой город начинается с колокольни, а значит – с храма, где люди находят духовное успокоение, вместе проводят праздники, что в конечном итоге ведет к единению. Это было бы замечательно – построить свой небольшой храм. Жители готовы поучаствовать в этом и материально, и потрудиться. Конечно, собственных денег не хватит, будем искать спонсоров, людей, которые захотят поддержать наше начинание. А с супругой мы планируем обязательно обвенчаться. Вот построим в поселке  храм, и мы будем первой парой, которая обвенчается в нем…»

Пусть сбудутся мечты Михаила, пусть каждый из нас проложит в своей душе дорожку к собственному храму, а дорога жителей поселка Видный, по которой они идут сегодня, пусть непременно приведет их к поселковому храму, и по округе разольется его колокольный звон, радуя нас и объединяя.

Елена Ходус

Читайте також