Новини Івано-Франківська та області

Отец Василий: Важно встретить Пасху с легким сердцем, со светлой душой

Вот и подходит к концу Великий пост – самый долгий и самый строгий из всех постов, установленных Православной Церковью. А завершается он таким долгожданным и таким почитаемым нами праздником – Пасхой. Этот день называют Светлая Пасха, Красная Пасха, Всех Праздников Праздник…  Каковы же духовные традиции этого великого праздника всех православных христиан, в чем его значение, как правильно отмечается день Светлого Христова Воскресения – об этом рассказал настоятель Луганского Свято-Петропавловского собора отец Василий Сомик.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. В этом году праздник Пасхи отмечается 15 апреля.

«Духовный смысл Пасхи – это чистота наших помыслов и дел, – говорит отец Василий. – Христос воскрес из мертвых – попрал смерть, а значит, все наши неправедные мысли и поступки, даровал нам возможность очиститься от зла, обрести мир с собой и с окружающим нас миром. Очень важно встретить праздник с легким сердцем, со светлой душой. Если человека что-то волнует, беспокоит, если он обижен или осознает, что сам обидел кого-нибудь, разве будет праздник радостным для него?  Когда вам плохо, порой достаточно поговорить с близким человеком (есть такое выражение – облегчить душу), будь то ваша мама, отец, сестра, друг. Очень важно найти понимание и сочувствие.

Несколько другое значение имеет христианская исповедь, она очень важна. Готовясь к исповеди, человек продумывает, в чем он был неправ – и не только в поступках, но и в мыслях. Перед крестом и Евангелием, в присутствии священника, который выступает в роли свидетеля, человек искренне кается в своих неправедных делах и верит, что Господь прощает его, если, конечно, раскаяние было искренним. Священник читает над ним разрешительную молитву, как свидетельство прощения. Далее следует причастие. Это не просто традиция. Причастие – это суть соединения со Христом. На тайной вечере со своими учениками Христос заповедал им и всем христианам, что хлеб и вино, употребляемое во время причастия, сочетает с телом и кровью Его. После принятия причастия нужно стараться уже «не спотыкаться», не возвращаться к тому, в чем вы покаялись,  чтобы и вовсе не разбиться о жизненные камни. И, конечно же, нужно всех простить. Пасха – это праздник дружелюбия и любви – к Богу, к Церкви, к своим ближним, ко всем людям. Это праздник радости и всепрощения».

Известно, что после Тайной Вечери Христос с учениками пошел в Гефсиманский сад и, оставив их, один молился, готовясь принять страдания. Здесь он был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть. Об этом напоминают нам последние дни Страстной недели: Великий Четверг символизирует духовное очищение, принятие таинства; Страстная Пятница –  страдания Иисуса Христа, погребение Его Тела; Великая Суббота – день печали и ожидания Воскресения Христова; и, наконец – Светлое Воскресение Христово.

«Непосредственно празднование начинается с участия в пасхальном богослужении, – говорит отец Василий. – Вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она – торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, победе жизни над смертью. Эта служба отличается от обычных церковных служб. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» – приветствуют друг друга целованием и словами «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!». Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся своим ученикам после воскресения. На сороковой день Он вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – люди ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца».

По словам батюшки, дни празднования не должны проходить только в беззаботном веселье. Раньше для христиан Пасха была временем особого подвига благотворительности, посещения больниц и тюрем, куда люди с приветствием «Христос воскресе!» приносили пожертвования. «Что же касается посещения кладбища, то в церковном уставе сказано, что кладбища следует посещать во второе воскресенье после Пасхи, – отмечает отец Василий.- Можно пойти и в другие дни недели, как кому удобно. А ходить в Пасху на кладбище – это уже народная традиция, это люди себе праздник делают. Я не могу сказать, что это грех. Но следует помнить, что кладбище все-таки не место для пиров и шумных гуляний. Оставлять на могилках поминание – тоже народная традиция».

Елена Ходус
газета «Жовтневка»


Читайте також