Цена транша МВФ: газ подорожает на 30%, а коммуналка на 62%
В распоряжении
Публикуемый ZN.UA проект Меморандума об экономической и финансовой политике (МЭФП) является его финальной версией, согласованной украинскими властями (на уровне премьер-министра Н.Азарова и руководителей министерств и ведомств) и миссией МВФ в ходе ее работы в Киеве (1—14 февраля с.г.).
В тексте документа осталось несколько белых пятен, которые и указывают на ключевые несогласованные позиции.
В частности, одна из главных — последний пункт 6-го параграфа МЭФП. В нем должны содержаться дополнительные меры, которые официальный Киев предпримет «с целью удержания дефицита сектора общегосударственного управления в рамках согласованных целевых показателей». Цена вопроса — 4 млрд. грн.
Речь идет об обещании украинского правительства удерживать дефицит госфинансов (с учетом НАК „Нафтогаз Украины“) на уровне не более 3,5% ВВП, на выполнении которого жестко настаивают иностранные доноры. Увы, в прошлом году Украина не смогла выполнить свои обязательства на этот счет. Так называемый дефицит совокупного показателя сектора общегосударственного управления и НАК „Нафтогаз Украины“ на 0,9% превысил граничный показатель (6,5% ВВП).
Впрочем, это обстоятельство, как и опоздание с выполнением (или лишь частичное выполнение) целого ряда других структурных маяков (см. ZN.UA№6 от 19 февраля 2011 года) эксперты миссии согласились простить нашим властям, рекомендуя совету директоров МВФ сделать то же самое.
Также они согласились (как уже было объявлено) и на менее резкое, нежели предполагалось ранее, повышение тарифов на газ для населения. Достигнутый компромисс, как свидетельствует проект меморандума, предусматривает повышение цен на газ на 20% до 15 апреля и еще на 10% — до конца июня. Предусмотрено и двухразовое (по 26%) повышение тарифов на тепло — в апреле и с первых чисел октября. При этом официальный Киев обязуется расширить полномочия „Национального органа регулирования рынка коммунальных услуг по установлению тарифов на отопление на как минимум 90% ТЭЦ и предприятий, вырабатывающих тепловую энергию с точки зрения конечного потребления“. А еще — обеспечить „привязку устанавливаемых тарифов к квадратному метражу квартир/домов и их автоматическую корректировку в той же пропорции, что и тарифов для квартир/домов, оборудованных счетчиками“.
4 млрд. грн. — это та сумма, в которую, согласно подсчетам, обойдется государственным финансам отсрочка с повышением тарифов на газ и тепло. Поэтому, чтобы уложиться в граничный показатель их дефицита (3,5% ВВП), наши власти должны изыскать соответствующие компенсаторы.
Для их формирования, согласно проекту меморандума, должна быть „увеличена доходная часть бюджета на 2 млрд. грн. путем расширения налоговой базы“, а также еще на 2 млрд. грн. уменьшены неприоритетные расходы. При этом в фонде требуют от Киева указать конкретные меры, которые будут с этой целью предприняты. Более того, эти меры должны быть утверждены Верховной радой. Это — предварительное условие, не выполнив которое, нет смысла рассчитывать на следующий транш.
По данным ZN.UA, в ходе переговоров эксперты МВФ предлагали украинской стороне поискать возможности расширения налоговой базы (например, за счет сокращения налоговых льгот по НДС для села, печатной продукции, проектов по энергосбережению и т.п.). А еще — подумать об отсрочке на год запланированного снижения ставки налога на прибыль.
Кабмин, со своей стороны, надеется генерировать большую часть необходимых дополнительных поступлений (2 млрд. грн.), увеличив рентные платежи за добычу полезных ископаемых. А сэкономить — за счет сокращения расходов Укравтодора, в результате чего сократятся госгарантии.
Отдельный пункт в соглашении — усилия, направленные на совершенствование системы администрирования налогов. „В этом контексте приоритетной задачей правительства является устранение задержек с выполнением обоснованных заявок на возмещение НДС“, — гласит уже предостаточно набившее оскомину, но от того не менее долгожданное обязательство. Всю задолженность по возмещению НДС обещано ликвидировать до конца марта 2011 года (индикативный целевой показатель). Для этого правительство обязуется внедрить „автоматический процесс возврата НДС плательщикам с низкой степенью риска без осуществления предварительных инспекций или проверки заявок на возмещение НДС с целью возврата как минимум 60% всего объема НДС до конца июня 2011 года (структурный маяк) и 70% до конца декабря 2011 года по этой системе“. Для этого крупнейшие клиенты налоговиков будут переведены на обслуживание в инспекцию по делам крупных плательщиков.
Реализация пенсионной реформы, само собой, остается в перечне ключевых обязательств. Чтобы рассчитывать на рассмотрение советом директоров МВФ вопроса о выделении очередного транша в середине апреля, Киев до конца марта должен принять пенсионный закон, соответствующий принципам, которые изложены в прошлогодних версиях меморандума (предварительное условие). Поскольку ранее предполагалось принятие этого нормативного акта еще до конца 2010-го, выторговать новую отсрочку, похоже, не получится.
Еще одно принципиальное условие касается Национального банка. В МВФ добиваются от Киева отмены законодательной нормы, требующей от НБУ обязательного выкупа рекапитализационных облигаций по их номинальной стоимости. Дело в том, что эта норма, утвержденная антикризисным законом в ноябре 2008 года, должна была прекратить свое действие с начала нынешнего года. Однако ее действие было возобновлено декабрьскими законодательными новшествами. Поскольку существование этой нормы ставит под сомнение операционную независимость НБУ, украинские власти должны ее отменить до момента выделения следующего транша.
Нацбанк, со своей стороны, обязуется до конца апреля провести комплексную ревизию имеющегося в наличии объема займов рефинансирования и найти „возможные средства содействия возврату этих займов там, где это будет возможно с учетом условий ликвидности“. Расплывчатость формулировки, согласитесь, вызывает весьма смешанные чувства…
Потребность банка „Надра“ в рекапитализационных средствах в проекте меморандума зафиксирована четко — 8,8 млрд. грн. При этом 4,4 млрд. грн. из этой суммы будут предоставлены частным инвестором (с обязательством предоставить не менее 80% капиталовложений этого инвестора в виде денежных средств). Остальное — „правительственным решением в виде субординированного кредита“. „Банк будет иметь ориентированный на частный сектор бизнес-план, и руководство им будет осуществляться частным собственником. Правительство будет контролировать ключевые функции аудита и управления рисками (интересно, как? — Ю.С.), будет представлено в наблюдательном совете банка и сохранит за собой право первоочередного выхода“.
Меры в отношении уже рекапитализированных банков — „Родовида“, Укргазбанка и «Киева» — совпадают с теми, о которых ZN.UA ранее уже сообщало (см. №6 от 19 февраля 2011 года).
Новое в перечне требований МВФ — урегулирование в соответствии с требованиями ВТО вопроса экспортных квот на зерно. По сведениям ZN.UA, в фонде предлагают регулировать экспорт зерна соответствующими пошлинами или хотя бы распределять экспортные квоты по более прозрачной процедуре. Например через аукционы. Также Киеву настойчиво рекомендуют до конца февраля принять меры для прекращения беспошлинного импорта нефти и нефтепродуктов.
Вот вкратце — основной перечень требований МВФ, являющихся условием предоставления следующего полуторамиллиардного транша.
Выполнит ли их украинская сторона и какой будет окончательная, финальная версия документа, которую утвердит совет директоров фонда (если утвердит), — покажет время.