Витамины для Донбасса (часть первая)
Два года тяжело болеет Донбасс. Два года войны и страданий. Два года на грани: резать или лечить. Похоже, от идеи резать отказались, перешли к терапевтическому лечению. О сроках и прогнозах либо вовсе не говорят, либо говорят осторожно. Пока еще стреляют, пока еще беснуются в Луганске и Донецке доморощенные «путины». Медленно, со скрипом, терапия начинает действовать. У людей появилась надежда – «Будем жить!». И сегодня, как никогда нам всем необходимы «витамины оптимизма», точки роста, с которых, мы уверены, и начнется возрождение Донбасса.
На минувшей неделе, 26-27 мая, такими «витаминами оптимизма» стали два важных события, которые состоялись в Краматорске – Международная бизнес-конференция, проводимая под эгидой ПРООН и подписание совместного соглашения между ЕС, ПРООН и руководством Донецкой и Луганской областей.
…Донецкая военно-гражданская администрация разместилась в здании Краматорского горисполкома. На лестнице, ведущей вверх – иконы. Иконы, которые написаны на крышках от снарядов. Православные святые, которые стали свидетелями кровавых боев в Авдеевке, Марьянке, Зайцево…
В зале Донецкой ОГА душно, но весело. Около трех десятков журналистов ждут, когда начнется церемония: шутят, обмениваются мнениями.
В зал входят: глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский, заместитель главы Луганской военно-гражданской администрации Юрий Клименко, Директор ПРООН (UNDP) в Украине Ян Томас Хиемстр и Руководитель Программ сотрудничества Представительства ЕС в Украине Беренд де Гроот, советник, руководитель проектного офиса UNDP Кунал Дхар и другие.
Сначала высокие участники говорят о том, почему так «здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Сегодня в Краматорске представители Европейского Союза и Программы развития ООН должны подписать соглашение о выделении финансового ресурса для восстановления эффективного управления и развития громад. Договор подписывают руководители Донецкой и Луганской облгосадминистраций. Цена вопроса - десять миллионов евро.
Эти деньги пойдут для территорий, пострадавших от военных действий. Программа ЕС и ПРООН предусматривает, что 10 миллионов евро – поддержка со стороны международных партнеров, которые так демонстрируют свою «підтримку» действиям украинского правительства по обеспечению мира и развития. Куда пойдут 300 миллионов гривен (по нынешнему курсу)? Деньги будут использованы на мероприятия по децентрализации и созданию Центров предоставления административных услуг, в которых будут предоставлять качественные услуги населению, на повышение квалификации представителей местной власти новосозданных громад, а также на строительство новой инфраструктуры.
Руководитель Программ сотрудничества Представительства ЕС в Украине Беренд де Гроот отметил, что подписываемое Соглашение является приложением к расширенному финансированию Евросоюзом Украины. «Для ЕС этот документ - часть программы, направленной на децентрализацию всех 24 областей Украины. Это означает развитие институтов на местном уровне, чтобы сделать реорганизацию успешной, чтобы достичь модернизации государства, которая будет соответствовать таким желанным стандартам Европы», - подчеркнул дипломат из ЕС.
Общая сумма помощи Украине со стороны ЕС с лета 2014 года уже составила 300 миллионов евро.
Директор ПРООН в Украине Ян Томас Хиемстр подтверждает слова коллеги и добавляет, что Объединенные нации готовы всемерно поддержать и мир, и децентрализацию в Украине.
Вопрос – куда идут деньги всегда актуальный. Не секрет, что многие руководители громад, тем более новосоздаваемых общин, часто и густо ведут себя неподобающим образом. Что имеется в виду? Они ленивы, малоинициативные, не готовы брать ответственность на себя.
Среди вопросов, которые задавали журналисты, прозвучал и наш вопрос: «Как сделать так, чтобы деньги от ПРООН и ЕС дошли до местного самоуправления, и, в конечном счете, чтобы пользу от доноров почувствовал «пересічний громадянин»? Руководители двух областей поделились своими рецептами. Павел Жебривский сказал: «Чарівний пендель», а Юрий Клименко добавил: «Пендель и тренинги». Что ж ответ вполне резонен: если чиновники на местах будут «мутить» с проектами, то тут хороши и кнут, и пряник.
По словам выступавших (в этом они были едины) - местная власть должна эффективно и прозрачно использовать деньги доноров, иначе главы облгосадминистраций передадут финансовый ресурс более действенным громадам, тем, где умеют брать ответственность на себя, где не бояться и умеют составлять и реализовывать проекты.
Кроме того, по словам Жебривского, в ближайшее время парламент намерен во втором чтении планирует принять закон, который предусматривает предоставление Донецкой области дополнительных 2,8 миллиарда гривен. Вместе с финансовым ресурсом, который уже есть, Донетччина будет иметь 240 миллионов долларов, которые будут инвестированы в улучшение инфраструктуры на контролируемой территории. Суть нового закона проста: позволить перенаправлять финансы, оставшиеся на счетах местных бюджетов населенных пунктов, которые находятся в оккупации, в бюджеты территорий под контролем Украины.
Павел Жебривский считает, что уже к 2020 году Донецкая область должны выйти на европейскую модель жизни. Об этом он заявил во время представления «Стратегии развития области до 2020 года». К слову утверждение «Стратегии развития» состоялось в тот же день 27 мая. А во время ее презентации в зале присутствовали представители ПРООН, которые совместно со специалистами ОГА и общественностью работали над созданием обновленного документа. Предыдущая стратегия утратила свою актуальность, поскольку в Донецкой области появились новые приоритеты безопасности и изменилось социально-экономическое положение. Работа над новой стратегией началась еще в июле 2015 года.
Результатом совместных действий стало обновление аналитической части документа, определение приоритетов развития области, определение стратегического видения и целей, а также индикаторов выполнения на пути к развитию Донетчины. Советник по вопросам восстановления и стабилизации в Украине, руководитель проектного Офиса ПРООН Кунал Дхар поздравил всех, кто работал над Стратегией, с завершением плодотворной работы.
Что интересно? «Стратегия развития» в открытом доступе на украинском и английском языках.
А что Луганщина? У нас тоже работали над «Стратегией развития до 2020 года». Ее приняли еще в июне 2015 года при тогдашнем губернаторе Геннадии Москале (Затверджено Розпорядженням № 272 від 26.06.2015 року від 29.06.2015 р), потом лишь вносились изменения в «Плану заходів щодо реалізації
Стратегії економічного та соціального розвитку Луганської області».
Очевидно, что сегодня Стратегия требует изменений. И не только потому, что за два года на Луганщине поменялись четыре главы Луганской ОГА. Дело в другом.
На наш взгляд, необходимо учесть следующие факторы: первый, в центре внимания власти должны быть люди и их потребности; второй, он гораздо сложнее, и его в полной мере раскрыла Елена Снеговая (Зеркало недели от 27.05.2016) –
Кратко суть – «Динамичные изменения в структуре промышленного производства, происходящие в Украине после кризиса 2008–2009 гг., поставили в полный рост назревшую проблему структурной модернизации старопромышленных регионов. Несмотря на то, что промышленно развитые страны столкнулись с этой проблемой еще в 80-е годы прошлого века, в нашей стране ее решение долгое время откладывалось в долгий ящик.
Какое-то время это объяснялось возможностью успешной экстенсивной эксплуатации унаследованных от общесоюзного разделения труда базовых отраслей и ресурсного потенциала промышленно развитых территорий. Низкая продуктивность базовых отраслей старопромышленных регионов компенсировалась дешевизной энергоресурсов, сырья и труда, а также невысокими экологическими требованиями к промышленной деятельности».
Подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, предполагающего содействие модернизации и реструктуризации отдельных отраслей промышленности Украины с особым акцентом на сотрудничестве в базовых для старопромышленных регионов отраслях (добывающей и металлургической), открывает новые возможности в создании условий для трансформации старопромышленных регионов, усиливая значимость изучения соответствующего опыта Евросоюза.
Европейский опыт в этом плане нам очень необходим. Поскольку, тоже самое было и в Великобритании, и во Франции, и в Италии. В европейской практике решения проблем старопромышленных регионов структурные изменения не привязываются к сокращению производства в старопромышленных отраслях, а ориентированы на поиск скрытых инноваций в развитии регионов, расширение адаптивности региональной экономической системы в целом (а не только старых традиционных отраслей) к изменяющимся условиям.
Вот тут-то и пригодятся децентрализация и формирование новых громад, общественные инициативы, подъем не только крупного, но и малого и среднего бизнеса. К слову, об этом и шла речь на Международной бизнес-конференции, которая состоялась в Краматорске.
Другими словами, Донбасс должен перестать быть старопромышленным регионом. Это отнюдь не означает ликвидацию промішленности Донбасса. Скорее наоборот, на смену старым заводам должны прийти новые высокотехнологичные производства с добавленной стоимостью производимой продукции. Если хотите, Донбасс может стать экономическим тигром по типу того, как в свое время стала Южная Корея, Гонконг и Сингапур. Сейчас это выглядит фантастикой. Ну, да. Речь идет о перспективе в 10-15-20 лет.
И, безусловно, это возможно только тогда, когда Украина восстановит контроль над всем Донбассом, включая Донецк и Луганск. Только украинский Донбасс имеет шанс на новую перспективу.
Продолжение следует…
Владимир Лермонтов, «Параллель-медиа»