Бионическое зрение позволит людям узнавать лица и смотреть телевизор
Пока мы рассказываем анекдоты о «британских учёных», наука Британии делает вполне реальные прорывы. 16 июня 80-летний пациент Рэй Флинн, страдавший от практически полной потери зрения, получил бионические имплантаты, которые вернули ему способность видеть. До последнего момента, пока успех эксперимента не стал явным, Флинна не показывали журналистам.
Ещё восемь лет назад Флинн начал страдать от возрастной макулодистрофии. При этом изменении от естественного износа начинает разрушаться макула – участок в центре сетчатки глаза, где роговица и хрусталик фокусируют лучи света. Потеря макулы означает практически полную потерю центрального зрения, а самое печальное, что естественным образом остановить этот процесс невозможно.
Но на помощь приходит хирургия и электроника. Имплантат под названием ArgusII, установленный в глаза Флинна – это целый комплекс устройств, взявших на себя функции разрушенных тканей глаза.
Имплантат представляет собой систему из электрода, размещённого на сетчатке глаза, и беспроводного приёмника. Кроме него, пациент должен постоянно носить пояс с мини-компьютером и очки с камерой по центру оправы и приёмником на оправе, возле виска. Эта камера отправляет обработанное изображение в компьютер, который обрабатывает данные и транслирует их на приёмник.
Электрод преобразует изображение в серию импульсов, понятных сетчатке. Здоровые клетки принимают эти импульсы и отправляют их в отделы мозга, отвечающие за распознавание изображения. Таким образом человек снова способен видеть.
На сегодня Рэй Флинн – первый человек в мире, сочетающий бионическое и естественное зрение. Учёные не раскрывали технические параметры своей системы – в частности, разрешение картинки. Но, как признаётся сам Флинн, система позволяет ему распознавать человеческие лица и смотреть телевизор, а также справляться с бытовыми задачами.
Бионическое зрение уже использовалось в медицине. Однако замена пострадавшей макулы электронной системой – операция, не имеющая прецедентов. Трудно переоценить значение британского опыта как для медицинской науки в целом, так и для философии, для которой всё актуальнее становится проблема трансгуманизма и замены частей человеческого организма искусственными.