Новини Івано-Франківська та області

Французско-украинская пианистка Наталья Кудрицкая выступила с сольным концертом в Луганске

Фестиваль «Французская весна в Украине» продолжается! Напомним, что 2 апреля в Луганске впервые с успехом выступило французское трио «Benjamin Faugloire Project».

На сей раз слушателям выпала возможность насладиться виртуозным исполнением игры на фортепиано от французской пианистки украинского происхождения Натальи Кудрицкой.

В рамках музыкального турне-фестиваля по Украине запланировано шесть её сольных концертов. Два из них состоялись в Луганской области: 11 апреля в концертном зале Института культуры и искусств Луганского национального университета им. Тараса Шевченко и 12 апреля в музыкальном училище им. С.С. Прокофьева в Северодонецке. Главным организатором стала областная общественная организация Луганский Французский Альянс.

«Французский Альянс проводит новое мероприятие в Украине, и я рад, что вы пришли, несмотря на погоду или обстановку в городе! Французский язык – всегда актуален, а наш фестиваль, вопреки политическим событиям, дает возможность луганчанам глубоко вдохнуть весенний воздух!» – поприветствовал публику на концерте в Луганске директор Луганского Французского Альянса Сергей Еремин.

Украинский талант, известный во всей Европе

Наталья Кудрицкая родилась в Украине, а сейчас живет и творит во Франции.  Пианистка имеет надлежащее музыкальное образование: Киевская средняя школа-интернат им. М.Лысенко, Национальная музыкальная академия им. П.И.Чайковского, Парижская высшая национальная консерватория, где она развивалась под руководством таких мэтров как Ален Планес, Анри, и которую окончила с отличием.

Молодая исполнительница успешна. Является победительницей Фонда объединения Banque Populaire, обладательницей Гран-при Safran Foundation, удостоена третьей премии на Международном конкурсе в Экс-ан-Прованс (Spedidam). Также заняла первое место и получила специальную награду им. Робера Казадезюс на Международном конкурсе Vibrarte. Талантливой украинке покорились французская и европейская публика. Ее приветствуют на сценах знаменитых фестивалей и в концертных залах Европы: фестиваль Cité de la musique, залы Опера Комик и Дворца Атене, сцены Oxford Chamber Music Festival и фестиваля в Мантон. Она работает в творческих тандемах с Дмитрием Башкировым, Кристофом Эшенбахом и Жан-Клодом Пенетье, а вместе с Киевским симфоническим оркестром Наталья осуществила концертное турне по США. Репертуар пианистки широкий: от барокко Рамо, Куперена, Баха до музыки современных композиторов (Дюсапен, Берио).

Ее первый альбом вышел в 2012 году. Он посвящен Жану-Филиппу Рамо (1683-1764) – признанному композитору эпохи барокко. В нынешнем году мир отмечает 250-ю годовщину со дня его смерти. Музыка Рамо и представлена в программе концертов Натальи Кудрицкой, а также произведения Клода Дебюсси (1862-1918), Абеля Деко (1869-1943), Людвига ван Бетховена (1770-1827). 

Мэтр Жан-Филипп Рамо и другие французские композиторы в творчестве пианистки

Свое выступление в Луганске пианистка начала с нескольких слов о главном программном композиторе:

«Почему именно Рамо? И в Украине, и во Франции его мало кто играет, возможно, потому что он был современником Баха и конкуренция такая большая. Вообще он не был популярен. Только в конце ХІХ–в начале ХХ столетия стало известно его творчество. Но творения оказались эксклюзивными лишь  для барочных  музыкантов. А ведь немногие слушают такое. А персонаж, на самом-то деле, был очень интересным. Заслуга Рамо еще в том, что он изменил технику исполнения в то время. До него первым пальцем (т.е. большим – прим.автора) никто не играл». Наталья исполнила несколько призведений мэтра.

Сама девушка - хрупкая и миниатюрная, и музыка, будто проходит сквозь нее. Ее манера исполнения была оживленной, воздушной и чувственной, как и сама пианистка. Она то еле касалась рояля пальцами, то ударяла по клавишам и взмахивала руками над инструментом, будто творит волшебство, запрокидывая голову назад так, что подлетали ее волосы.

Изюминкой концерта стали небольшие повествования исполнительницы о жизни и творчестве композиторов, чью музыку она играла, об особенностях их произведений. Например, пьесы Рамо имеют очень необычные и разнохарактерные названия: «Нежные жалобы», «Простаки», «Вздох», «Беседа муз», «Вихри», «Циклопы». Автор старался отобразить в музыке смысл, самое важное для него – передать характер персонажа. В 50 лет Рамо решил написать оперу. «В то время, – поведала Наталья, – каждый признанный музыкант должен был иметь оперу». Пианистка зачитала письмо Рамо к одному известному в то время либреттисту:

«Я вынужден признать, что я тоже музыкант, но я хотя бы действительно обладаю знаниями о цветах и нюансах, о которых иные имеют весьма расплывчатое представление…пользуются ими лишь случайно…

…Вам стоит лишь прийти и услышать, как я охарактеризовал и передал музыкой названия этих пьес…».

Такие переменчивые настроения прозвучавших мелодий подобны весне с ее изменениями погоды, да и всей нашей «полосатой» жизни.

Во второй части концерта Наталья представила слушателям музыку еще трёх французских композиторов. Начала она с последней пьесы Клода Дебюсси «Вечера, освещенные теплотой угля». Ее нашли всего 10 лет назад и с ней связана необычная история.

«Дело в том, что композитор был не богатым человеком, он не мог оплатить долг своему поставщику угля. И Дебюсси ему предложил написать произведение об угле – тот согласился. До недавних пор пьеса хранилась в семье поставщика. Впоследствии выставлена на аукцион, и наконец-то мы смогли ею насладиться», – рассказала пианистка.

Следующее прозвучавшее произведение – «Лунный свет» Аделя Деко.

«Совершенно ужасающее, как мне кажется, такое невесёлое. Такие странные гармонии бывают, когда действительно проявляются гнетущие человека чувства, страх, который его переполняет», – поделилась мыслями с публикой Наталья.

И снова слушателя поразило исполнение. Девушка, словно сама преображалась в гармонии: то оживленная, то строгая, то грозная, и даже мрачная, как пьеса Деко.
«Последнее произведение вы узнаете сами», – заинтриговала пианистка. Так и вышло, публика замерла, услышав первые нотки «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена.

Музыка объединяет

Концерт посетили люди разного возраста. Было много студентов, в том числе иностранных. Многие заглянули на концерт «парочками», а также пришли родители с детьми.

«Я изучаю французский язык, а сын занимается музыкой, учится игре на фортепиано. Не так много таких чудесных мероприятий, поэтому с удовольствием посетил концерт и сына с собою привел. Тут он смог увидеть, как все происходит», – рассказал мне Алексей. Его сын Всеволод тоже был рад, что пришел на концерт. «Мне очень-очень понравилось!» – заверил меня мальчик.

Несмотря на прохладную температуру в концертном зале, атмосфера вечера была очень теплой. Слушатели насладились профессиональным исполнением, а также узнали новое и интересное из области музыки. Наталья Кудрицкая превратила ряд черно-белых клавиш в волшебные звуки разных темпов и ритмов, с непохожими друг на друга характерами. Не было слышно ни единого шороха, ни вздоха, только музыка, завораживающая музыка.

Ерохина Таисия


 


Читайте також