Новини Івано-Франківська та області

Владимир Живага: Абшид возможен

Две века назад  жил и работал философ Томас Пейн, умудрившийся оказаться свидетелем и участником разных политических катаклизмов Старого света. Да и Нового тоже! Оказался настолько заметен, что был назван «крестным отцом США». Как духовный родитель нового общества, естественно, а не как «криминальный авторитет». Его выражение «Когда другие права изуродованы, право на восстание становится бесспорным» известно во всем мире. Менее популярно, но не менее справедливо, другое - «Долг патриота - защищать свою страну от ее правительства».

Будь моя воля, в так называемой «констатирующей» части депутатского обращения, принимавшегося недавно на сессии Луганского областного совета для прояснения и определения путей всеобщего умиротворения в державе, обязательно бы вспомнил об этом! И столь же обязательно бы уточнил: никто не отменял и такую мудрость: «любая революция - это самый варварский способ прогресса». Согласитесь, и точно отражает происходящее вокруг, и вполне подходит при осуждении «деструктивных и безответственных действий оппозиционных сил», как написано в документе. 

В «постановляющей части» обращения предложено собрать очередной Всеукраинский съезд депутатов всех уровней. Не Северодонецк, конечно, но все же… Хватит ведь, чтобы по меткому определению председателя  облсовета Валерия Голенко, «…консолидироваться вокруг создания сильного государства с модернизированной конкурентоспособной экономикой и при этом руководствоваться исключительно национальными интересами нашей страны»?!

При голосовании за обращение я оказался единственным депутатом, кому показалось, что благих пожеланий явно маловато для определения позиции региона и плана его действий на будущее!

Меня лично вполне устраивает решение Президента Виктора Януковича не подписывать документ в Вильнюсе. Ведь иначе страна должна была бы открыть границы для европейских товаров, практически уничтожив своих производителей. В том числе, в легкой и пищевой промышленности, где еще сохраняется хоть какая-то конкурентоспособность на том же евразийском рынке. Что уж говорить о технологичных отраслях экономики? Им и сейчас нелегко, а тут  и вовсе конец придет. Нам пришлось бы отменить бюджетные субсидии многим отраслям производства, снизить государственную поддержку социального сектора до приемлемого Евросоюзом уровня, привести технические регламенты многих производств в соответствие с европейскими стандартами. Это сумасшедшие деньги!

И железнодорожную колею, кстати, «перешить» за свой счет тоже на «тамошний манер». Пусть им удобней будет? Все это – не оживление, а окончательное насильственное умертвление национальной экономики. Вот поэтому искренне считаю, что не стоит Украине столь необдуманно лезть в кабалу и платить огромную цену лишь за то, чтобы на нас благосклонно глянули «жильцы общеевропейского дома», играющие в выгодные лишь им игры, где у нас незавидная роль. Ну сбросишь ли со счетов признание польского эксперта «Европейский проект по созданию санитарного кордона вокруг России, полностью спланированный в США, провалился…»?!

Можно ли  надеяться на эффект от предложения «собраться где-нибудь, когда-нибудь, что-нибудь сформулировать и кому-нибудь предъявить»? Стоит ли надеяться на эффективность такого собрания в деле полного умиротворения всех и вся? Будут ли восприняты очередные обещания всеобщего счастья прямо с грядущего понедельника даже если совсем не стесняться?! И, самое главное, чью точку зрения на этом депутатском собрании надо отстаивать на фоне обострения противоречий в стране, например, луганские депутаты, что собираются туда без ясной даже им повестки дня и при полном отсутствии четкого плана действий? И что надеемся получить в итоге?
Эффектно, конечно, продемонстрировать свое решительное неприятие «вождей-экстремистов с Майдана». Только стоит ли? Лучше, чем припечатал известный интернет-пользователь, отлично знакомый с нравами верховной власти, не припечатаешь: «Если у вас на улице миллион, и при этом вы пытаетесь снять правительство голосованием в продажном парламенте... вы не революционер, а му..к»! Можно, конечно, осудить «массы экстремистов», занудно рассказывая им, что далеко не все в Украине за евроинтеграцию и надо уважать мнение другой части страны. Только стоит ли? Лучшее разобраться, отчего «другая часть» оказалась не столь энергична и подвижна, отчего среди протестующих оказались не только не воспринимающие никаких аргументов «профессиональные евроинтеграторы», но и те, кто готов к разумному диалогу? Может быть, оттого, что и на Майдане и вне его очень многие недовольны тем, что глобальные решения принимаются весьма и весьма кулуарно? Почти год вели в Европу, ничьего согласия на это не спрашивая. Это при том, что почти 40 процентов населения при опросах не изъявляет на это согласия. Потом – резкий поворот в сторону России? Опять без учета мнения «широких масс». И опять при том, что другие почти 40 процентов населения  придерживаются другого мнения. Волюнтаризм – совсем-совсем не забытое слово?!

Общественное движение «Украинский выбор» предлагало референдум. Но кто бы слушал, когда «магистральная линия» определена и колебаться можно и модно исключительно только с ней. Так чему удивляется, что люди отказываются и понимать, и принимать точку зрения тех, кто с ними не считается? Тут хочешь или нет, но приходится признавать: главная проблема всех ветвей власти даже не экономические трудности, а  то, что нет партнерского диалога. Следовательно, нет и доверия. Мы не разговариваем с людьми, по доброй воле ставшими нашими избирателями. Мы в лучшем случае «информируем» об уже принятых решениях и искренне считаем, что угрюмое молчание – это искреннее согласие, а отторжение общественности от обсуждения проблем – экономия времени. Ярчайший пример – по «свистку» Кабмина всех ошарашили страшными цифрами грядущих потерь от евроинтеграции. Не только на державном, но и на региональном уровне. До свистка, выходит, не знали… Или берегли тайну от тех, кому пугаться раньше времени не положено?!

Но ведь это те самые люди, которым и исполнять «планов громадье», и жить при всех «достижениях», консолидируясь, уж повторю яркую цитату, «вокруг создания сильного государства с модернизированной конкурентоспособной экономикой». Им же «руководствоваться исключительно национальными интересами нашей страны», в которой, опять же, принимающие решения почему-то убеждены, что надо обязательно поплотнее прижаться к кому-нибудь – хоть к Европе, хоть к Азии. Потому и просим постоянно кого-то разобраться в наших делах? Экс-социалист и экс-министр Юрий Луценко уповает на ЕС, Луганский мэр Кравченко с сотоварищи - на Америку. «Вот приедет барин – барин нас рассудит…» Отчего же у собственного народа никто мнение спросить не торопится?

Да, понятно, на очередном форуме в очередной раз мы  скажем, что так жить нельзя, но не ответим, как можно. Да, даже признаем, что низы еще не знают, чего точно хотят, но верхи уже точно не могут по-старому. Да, аккуратно пошутим, что разнокалиберные оппозиционеры различной степени физподготовки оказались в луже в первую очередь потому, что они борются не с системой общественных отношений, а с персоналиями. И систему хотят унаследовать имеющуюся, потому что новой не представляют. Только что толку с этого удовольствия? Майдан не закончится, даже если совсем площадь опустеет и катком в три слоя покроется. Граждане, разъезжающиеся по домам, унесут с собой не только память о стремлении «защитить свое», но и растущее раздражение, порождающее растущий же градус ненависти и категорического неприятия всего, что происходит в государстве. Ведь для него миллионы «маленьких украинцев» - нелюбимые пасынки,  обнаглевшие настолько, что хотят не только хлебную корку, но и уважения.

Если уж собирать депутатов и говорить о «политическом моменте» - так это никак не об отношениях с Майданом и тем более, с его самозваными вождями. Надо искать то, что можно предложить всему народу страны в виде альтернативы. Например, вести дискуссию не про «одобрямс» и «спасибо партии одной/родной (нужное подчеркнуть!)», а о реальном стимулировании самоуправления и инициативы регионов. И о восстановлении парламентско-президентской формы правления, реализации идей федерализма, создании двухпалатного парламента. Выслушать всех, кому есть что сказать. Вынести на всенародное обсуждение, в случае необходимости - провести референдум.
Можно, конечно, ничего этого не делать, надеясь, что «как-нибудь пронесет» и что кормить «самый-самый центр Европы» примутся или европейцы, или россияне. Только сомнительно, что сохранившейся инерции хватит надолго. Сколько осталось реального времени до момента, когда всей власти – сверху до низу, придется отвечать на неприятные вопросы и давать комментарии своим невнятным действиям-бездействиям? Любые выборы в любой момент – они как контракт. И не всем одинаковый. У предков наших было правило – вышедших из доверия служивых выставлять со двора без рекомендаций и полагающегося паспорта, который назывался «абшидом».
Это было равносильно изгнанию с позором и дурной славой…

Владимир  ЖИВАГА,
депутат областного совета


Читайте також