Маршрутные такси Луганска: вопросы и ответы
В последнее время увеличилось число жалоб и недовольства на действия водителей маршрутных такси и автобусов. По просьбе «Параллель-медиа» ситуацию прокомментировала директор ООО Юридическая фирма «
Вопросы пассажирских перевозок регулируются следующими нормативными актами:
- Закон Украины Об автомобильном транспорте (далее по тексту – Закон). Данный Закон определяет принципы организации и деятельности автомобильного транспорта.
- «Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта», утвержденными Постановлением КМУ от 18 февраля в 1997 г. N 176(далее по тексту — Правила). Эти Правила определяют порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа автобусами, такси, легковыми автомобилями, на заказ, а также обслуживание пассажиров на автостанциях и обязательные для выполнения организаторами регулярных перевозок, заказчиками транспортных услуг (дальше — заказчики услуг), автомобильными перевозчиками, автомобильными самзанятыми перевозчиками, персоналом автомобильного транспорта, автостанциями и пассажирами.
- Правила дорожного движения ((далее по тексту – ПДД), Постановление КМУ от 10 октября 2001 г. N 1306
- Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП). Предусматривает ответственность водителей и перевозчиков за нарушение Закона и Правил.
Рассмотрим конкретные ситуации.
Водитель автобуса везет стоячих пассажиров:
На пригородных и городских маршрутах позволяется перевозить стоячих пассажиров автобусами, которые по своей конструкции имеют места для стоячих пассажиров, в количестве, предусмотренном технической характеристикой транспортного средства и определенной в регистрационных документах на это транспортное средство. Об этом нам гласит п.8-9 ст. 35 Закона. На международных и междугородных маршрутах позволяется перевозить пассажиров с обязательным предоставлением им мест для сидения. Пункт 5.2 ПДД гласит, что пассажиры, пользующиеся транспортным средством, должны сидеть или стоять (если это предусмотрено конструкцией транспортного средства) в предназначенных для этого местах, держась за поручень или другое приспособление.
Т.е. провоз стоячих пассажиров возможен, если это предусмотено техническими характеристиками маршрутки. По Луганску ездят маршрутки как с сидячими местами, так и маршрутные автобусы с наличием стоячих мест(по большей части это автобусы средней вместимости по типу Богданов).
Съезжает с маршрута, проезжает остановки:
Согласно п.24 Правил, местами остановки автобуса, который осуществляет перевозку в режиме маршрутного такси, определяются конечные пункты маршрута. Посадка и высадка пассажиров из автобуса проводится по их требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах с обязательным соблюдением Правил дорожного движения.
Согласно п.147 Правил, водитель автобуса обязан придерживаться обозначенного маршрута и расписания движения. Также водитель обязан останавливать автобус для посадки по требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах, но не ближе, чем за 100 метров от места остановки общественного транспорта, если это не противоречит Правилам дорожного движения. А вот п.149 этих же Правил категорически запрещает водителю изменять маршрут и график движения.
Не объявляет остановки:
Согласно п.147 Правил, водитель обязан оглашать остановку и время стоянки. Если он такового не сделал, а в 99% случаев остановки не оглашаются (речь идет конкретно о Луганске), то это нарушение.
Водитель курит за рулем, пьет чай или кофе во время движения:
Пункт 149 Правил запрещает водителю разговаривать с пассажирами, есть, пить, курить во время движения автобуса. А вот п.21.2 ПДД дает еще одно уточнение: водителям маршрутных транспортных средств запрещается во время перевозки пассажиров разговаривать с ними, есть, пить, курить, а также перевозить пассажиров и груз в кабине, если она отделена от салона.
Кстати, получается, парадокс. С одной стороны водитель маршрутной «Газели» обязан предоставить пассажиру место для сидения и пустить в кабину, если в салоне нет пустых мест(ст. 35 Закона). А с другой стороны(п.21.2 ПДД), получается, он не имеет на это права. Но тут уже скорее спор о технической модификации салона
Не останавливается, если на остановке пенсионер:
И снова п.149 только вот подпункт 5 Правил: водителю автобуса запрещается отказывать пассажирам в обслуживании, кроме случаев предусмотренных законодательством. Тут следует помнить, что водитель автобуса имеет право не допустить к проезду пассажира, если в салоне нет свободных мест(как мы помним это п.148 Правил).
Не выдает билеты:
Прямой нормы, которая обязывает водителя выдать билет, в законах нет, но такая обязанность исходит из смысла Закона и Правил. Подпункт 10 п. 2 Правил: говорит нам, что билет на проезд — это документ установленной формы, который подтверждает факт заключения договора перевозки. П. 40 Правил. По договору перевозки пассажира автобусом перевозчик обязуется безопасно перевезти пассажира к пункту назначения, а в случае сдачи им багажа — доставить к пункту назначения багаж и выдать его пассажиру или уполномоченному им лицу. Пассажир обязуется внести установленную плату за проезд, а в случае сдачи багажа к багажному отделению — плату за его перевозку.
Статья 41 Закона обязывает пассажира иметь билет. Статья 42 Закона говорит: Договор перевозки пассажира автобусом на маршруте общего пользования заключается между автомобильным перевозчиком и пассажиром. Настоящий договор считается заключенным с момента приобретения пассажиром билета на право проезда, а для лиц, которые пользуются правом льготного проезда, — с момента посадки в автобус. Чуть ли не слово в слово торит Закону и статья 910 Гражданского кодекса Украины.
Водитель отказывается предоставлять льготный проезд:
Основанием для льготного проезда являются соответствующие удостоверения, подтверждающие установление статуса, дающего право на бесплатный проезд в городских и пригородных маршрутах. Удостоверения должны предоставляться только в оригинале. Копия льготного удостоверения не является основанием льготного проезда. В городском транспорте удостоверение предоставляется водителю при входе в транспортное средство. Если водитель маршрутного такси останавливает транспортное средство и требует либо оплатить проезд, либо выйти из маршрутки, действенным способом будет напомнить ему о том, что он нарушает закон и их действия подпадают под статью 356 Уголовного Кодекса «Самоуправство» и ст. 133-1 КоАП.
Если водитель оскорбляет льготника нецензурной бранью, подобные действия квалифицируются как мелкое хулиганство и подпадают под статью 173 КоАП.
На действия водителя можно жаловаться путем обращения с письменным заявлением в вольной форме. В крайнем случае возможно обращение в суд.
В заявлении нужно указать: данные лица, которое подает жалобу (ФИО, адрес); дату, время маршрута, номер маршрута, гос.номер автобуса; данные о перевозчике (полное название и юридический адрес), если есть – данные о водителе (ФИО); в чем состоит нарушение; чем подтверждается право льготного проезда, копию документа; просить дать юридическую оценку правомерности действий водителей маршрутного такси и применить меры реагирования к нарушителю
Государственный контроль за соблюдением предусмотренными этими Правилами требований возлагается на Укртрансинспекцию, Госавтоинспекцию и Госпотребинспекцию. Если писать официальную жалобу на перевозчика, то лучше сразу во все инстанции, с указанием не одной причины, а всех замеченных(вышеперечисленных) во время проезда.
Управление укртрансинспекции в Луганской области
91029, г. Луганск, ул. 2-я Краснознаменная, 49
(0642) 65-01-58, ф. (0642) 65-01-59
[email protected]
УГАИ УМВД Украины в Луганской области
ул. Линёва, 150, г.Луганськ, 91008
Телефон дежурной части: 0642-93-50-00
Адрес сайта: www.ugai.lg.ua
Инспекция по защите прав потребителей в Луганской области 91021 м. Луганск, ул. Тимирязева, 50
E-mail: [email protected]
тел./факс: (0642) 58-59-12
Юридический адрес: 91000, г. Луганск, ул. Коцюбинского, 14
Фактический адрес: 91000, г. Луганск, ул. Пушкина, 8
Или аналогичные учреждения в Вашем городе/области.
Пассажир может жаловаться на водителя как перевозчику (информация о котором должна присутствовать в автобусе), так и в вышеуказанные органы контроля. Перевозчик несет административную (штрафы) и материальную ответственность (возмещение ущерба); водитель — административную (штрафы) и дисциплинарную ответственность.
Также возможна уголовная ответственность.