Новини Івано-Франківська та області

Большие мелочи

Сегодня, 2 июля пресс-служба Луганского областного совета опубликовала достаточно больше интервью с депутатом облсовета от Краснодонского района Вадимом Даниеляном. Интервью интересно уже потому, что сам депутат-мажоритарщик Даниелян внефракционый:  он единственный из депутататского корпуса, который не входит ни в провластную фракцию Партии регионов, ни во фракцию Коммунистической партии. Предлагаем вашему вниманию текст с незначительными сокращениями.

Мы беседуем с депутатом Луганского областного Совета, предпринимателем Вадимом Даниеляном в сквере на площади Героев Великой Отечественной войны в Луганске. В авто напрокат рулят и визжат «цветы жизни», неподалеку судачат их мамы, дама в очках читает газету, туда-сюда снуют юные парочки, и о чем-то своем галдят крылатые божьи созданья. Жизнь идет своим чередом, а мы говорим...

Об искусстве возможного

— Вадим Романович, нам выпало жить во времена перемен — времена проблем, вопросов, забот. Их много, может быть, слишком много. А что сегодня вас волнует больше всего? Как человека, политика, предпринимателя...

— Я привык заниматься делом, вникать в его суть — до самых мелких деталей. Согласно известному выражению, именно в них иногда скрывается дьявол.

Мы действительно живем во времена перемен. Выпало не выпало — это из области философии вопрос, но они происходят, затрагивая каждого из нас. И зачастую ответ на вопрос, куда мы идем, для многих обычных граждан зависит не только от грандиозных целей, масштабных реформ, но и от незначительных, на первый взгляд, и все же наглядных изменений, которые человек может увидеть в родном городе, поселке, селе. Так вот, больше всего меня беспокоит, чтобы между громадьем планов и реальной жизнью не возникло провала, чтобы не получилось, как в старом анекдоте. Он появился, кажется, в годы так называемой перестройки, когда из магазинов исчезло все. Партийному лектору задают вопрос: вы говорите, что мы идем к коммунизму, основной принцип которого — каждому по потребностям. Почему же полки пустые? А он отвечает: в пути никто кормить не обещал.

Как депутат, я уже второй раз избираюсь от Краснодонского района. Моя задача — делать что-то нужное, значимое для своей территории. Не могу не сказать: решать проблемы территорий становится труднее. Даже по сравнению с прошлым годом, который тоже был не из легких. Хотя говорят, что с деньгами и дурак может что-то сделать, попробуйте без них, но на самом деле без финансирования изменять что-либо в жизни очень сложно.

Да, наши люди — мудрые и терпеливые. Они не требуют все и сразу, но они должны видеть, что преобразования, наметившиеся в последние годы, идут, не сворачиваются. Я бы сказал больше: отношение к масштабным реформам намного более благожелательно, если люди в малом видят, как выполняются те, что запланированы на уровне территории, района, области.

Политика — это искусство возможного. Поэтому надо делать все возможное, чтобы люди видели время перемен не только по телевизору. Найти соотношение большого и малого — в этом, на мой взгляд, и есть политическое искусство. Большая политика хороша, если ты видишь ее в малом.

— Что, в последние годы вам ничего не удалось сделать?

— Почему же? Ряд проектов районного и областного Советов нам удалось реализовать. В Краснодонский район на условии софинансирования были привлечены европейские деньги. Полностью отремонтирована крыша в Новоалександровской школе, в Верхнешевыревской школе тоже полностью поменяли окна на энергосберегающие, в Краснянке (Великоголовский Совет) практически отремонтирован ФАП, осталось доделать отопление, в Давидоникольске для ФАПа приобретено медицинское оборудование... Но, во-первых, аппетит приходит во время еды, а во-вторых, финансирование отстает от действительно необходимых объемов.

О том, где взять деньги

— К тому же в этом году при совершенствовании программы развития местного самоуправления найдена хорошая формула — софинансирование под проекты территорий. Так в чем же дело?

— Да, эта идея — супер! Я двумя руками «за». Территории должны получать деньги только таким образом. Но это только одна сторона дела. А вот другая не столь проста.

У нас есть резерв для внутренних преобразований. На одной из коллегий областной администрации губернатор сказал (и я полностью с ним согласен): местному самоуправлению нужно научиться не только разумно тратить, но и зарабатывать деньги. Местная власть должна становиться менеджером территории. Если предприниматель заботится о своем деле, то для нее таким делом является вся территория. Ее задача — привлечь людей к производительной деятельности.

— И где же взять деньги Краснодонскому району?

— А давайте посмотрим, что есть. Земля. Она похуже, чем в северных районах области, но сельским хозяйством заниматься можно. Значит, территория должна сделать все возможное, чтобы развивался аграрный бизнес. Уголь. Нужно сделать все, чтобы работали не черные копальщики, не варвары, которые после себя оставляют лунные пейзажи, а предприниматели, которые для получения прибыли готовы вкладывать средства, платить налоги, отдавать часть прибыли на развитие территории. Есть граница с Российской Федерацией, есть дороги межгосударственного значения, значит, нужно думать, как зарабатывать: развивать приграничную инфраструктуру, возможно, вводить плату для транзитного транспорта и т. д.

Другими словами, необходимо использовать все сильные стороны, все ресурсные преимущества. И это уже не норма, а требование. И я бы поставил финансирование территорий в зависимость от того, насколько интенсивно местная власть работает над вовлечением резервов в экономический оборот. Это можно сделать публично и компетентно.

Но эффективность работы местного самоуправления упирается в проблему, которую оно не в состоянии решить самостоятельно,— это полномочия.

О подушке безопасности

— Ну, тут уже «рука бойцов колоть устала». Почти 20 лет говорили, сейчас идет подготовительный этап административно-территориальной реформы. А ведь это надо было уже вчера.

— Здесь тоже проблема, близкая к парадоксу. Да, нельзя откладывать на завтра то, что нужно было сделать вчера, но лучше семь раз отмерить и один раз отрезать, чем наоборот.

Территории должны иметь право самостоятельно решать свои вопросы. Я был в США. Там не только в разных штатах, но даже в городах — разные нормы налогообложении. Власти исходят из конкретной ситуации и сами определяют — как развиваться с учетом конкретных же возможностей. У нас тоже должны быть общие нормы, прописанные в законах, но их использование — приоритет территорий. Ведь главный критерий — развитие!

Что, давайте наскоро склепаем у себя Америку? Или сначала подумаем о последствиях?

Во времена правления Коммунистической партии был принцип демократического централизма, когда демократия заканчивалась там, где начинался централизм, а централизм был везде. России Ельцин запомнился призывом — «Берите столько полномочий, сколько сможете!», после которого централизация возросла, а демократические требования все больше превращаются в сепаратизм. Недавно там при высшей экономической школе проходила конференция, в ходе которой страна была названа несостоявшимся государством и рассматривались вопросы создания новых после ее распада. А ведь наши соседи в более стабильном, чем мы, положении.

Баланс центра и регионов очень зыбкий. А сейчас особенно. Экономика, политика — это взрывоопасные вещи. Как депутат областного Совета я, безусловно, хочу, чтобы у территорий было больше полномочий. Но я не хочу, чтобы этих полномочий нас потом лишили за их превышение. Вспомните - Львовский облсовет недавно заявил, что один из законов, принятых Верховной Радой, на их территории не действует.

Нужно все взвесить, сформировать фундамент, подушку безопасности, которая не позволит реализоваться ситуации — до основанья, а затем. Это же серьезные вещи.

Об усилении полномочий без негативного оттенка

— Так, может, вообще перейти на федеративное устройство?

— С 2004 года слово «федерализм» приобрело негативный оттенок — раскола, бросания перчатки. Поэтому я бы все-таки говорил об усилении полномочий. Их у территорий должно быть как можно больше. Не только административных, но и финансовых, налоговых и т. д. Еще будучи депутатом прошлого созыва я выступал с инициативой — внести изменения в законы о патентовании и налогообложении. Ведь это можно сделать до проведения административной реформы.

Посмотрите, что происходит. Допустим, я живу в Киеве, там же зарегистрировал предприятие, но заключаю договор аренды с магазином в Луганске на торговлю продуктами питания. Использую человеческий потенциал, экологию, ресурсы Луганской области, но проверяет меня налоговая по месту регистрации, я отчитываюсь, плачу налоги в Киеве. А территории, на которой работаю, не даю ни копейки.

А теперь представьте, что так работают банки, промышленные гиганты или торговые корпорации на консолидированном налоге. Допустим, супермаркеты в Луганской области приносят прибыль 50 миллионов ежемесячно, а в Ивано-Франковской — миллион. Что получается? Из нашего региона «вымывается» в 50 раз больше, а потом при распределении бюджетных средств всем дают поровну. Замечательное равенство!

Вот почему, на мой взгляд, нужно безотлагательно внести изменения в законы, чтобы предприниматели платили налоги там, где работают. Хотя бы в границах области. Мы очень много теряем налогов и сборов.

О народных избранниках

— И вы верите, что это реально? Что лоббисты крупных корпораций и «избранных» территорий, где регистрируются компании, позволят?

— Во-первых, я думаю, что реально, во-вторых, иначе просто нельзя. Без этого полномочия не будут наполнены реальным содержанием. У нас есть депутаты от области, молодые, энергичные ребята, они должны отстаивать ее интересы.

— Но их мало.

— Их поддержат депутаты от других территорий, заинтересованных в том, чтобы из их регионов тоже не вымывались средства. Мажоритарщики кардинально отличаются от представителя партии — они непосредственно отвечают перед избирателями. Им не позволят забыть об этом ни сами избиратели, ни органы местного самоуправления. Через год-два все становится ясно.

Логично?

— Логично. Но в таком случае, может быть, смешанную систему представительства заменить мажоритарной?

— Мажоритарка лучше. Она тяжелее в смысле управления, но, на мой взгляд, более эффективна.

О парадоксах украинского бизнеса

— Вы не один год занимаетесь бизнесом. Какая ситуация здесь? С одной стороны, говорят — государство стремится облегчить его ведение, с другой — чем дальше в лес, тем больше тени.

— Здесь есть свои парадоксы. Я не могу сказать, что нельзя работать,— руки сейчас не выкручивают. Но и проблемы в другом. Действительно, с одной стороны, для предпринимательства в Украине — поле непаханное, с другой — начинать «вспашку» без уверенности, что твой товар окажется востребованным, больше похоже на самоубийство, чем на бизнес.

Поэтому заниматься им крайне непросто. Да, у нас начинают понимать, что регуляторная политика — серьезный инструмент в повышении мобильности и эффективности малого и среднего предпринимательства. Но давайте глянем в суть проблемы. Какой бизнес может быть устойчивым при низкой покупательной способности населения? Аптеки, банки, торговля продуктами питания.

Приведу реальный пример. С партнерами мы разработали осветительный прибор на основе светодиодов, с использованием инноваций. Сделали, сертифицировали, пустили небольшую партию в торговую сеть. Поскольку яркие светодиоды у нас в стране не производят, мы их покупаем за границей, и наш товар получается дороже, чем другие осветительные приборы.

Покупатель оказывается перед выбором — купить дороже, чтобы экономить, или сэкономить, чтобы больше платить? Люди покупают более дешевый и менее качественный товар не потому, что не хотят иметь более качественный, а потому, что у них нет средств. Если я смогу купить что-то через полгода, насобирав деньги, а мне нужно сегодня, то я куплю то, что мне по средствам.

Люди тратят заработанное на коммунальные услуги и пропитание. Бизнес, связанный с жизнеобеспечением человека — еда, здоровье, работает, а тот, что чуть выше в пирамиде социального развития, прочной основы не имеет, чрезвычайно рискован.

О семейных ценностях

— Мы все о делах да парадоксах современной жизни. А чем вы увлекаетесь?

— Мое увлечение — мои дети. Я считаю, что мы живем ради них.

— Сколько их у вас?

— Пока двое. Сыну 12 лет, дочке в декабре будет семь.

— Пока?

— Да. Но должно быть больше.

— У политика, предпринимателя есть возможность быть с ними, заниматься, делиться своей любовью так, чтобы они чувствовали ее каждый день?

— Каждый человек сам делает свою жизнь, как когда-то говорилось — он кузнец своего счастья. Можно так: бежим, бежим... Почему? Потому что все бегут? А куда? Туда, куда и все. Добежали, остановились, осмотрелись. Зачем бежал, куда бежал? Черт его знает! Но есть и другой вариант. Жить вдумчиво. Это позволяет выстраивать и работу, и увлечения, и семейную жизнь так, чтобы в ней было место для самого важного. Если для тебя важны семья и дети, то ты всегда найдешь для них свободную минуту, если здоровье - ты будешь заниматься спортом. Жизнь — это, в сущности, определенные комбинации, которые создает человек для самого себя. Я стараюсь выстраивать их так, чтобы было время и на работу, и на семью. Времени всегда недостаточно, но для общения с детьми его всегда можно найти.

— И знаете всегда, что у сына в школе?

— Я знаю то, что мне надо знать. Не вмешиваюсь во взаимоотношения с ребятами, не лезу в другие дела. Он знает, что школа — это его работа, и самостоятельно решает свои проблемы. Если что-то не получается, спрашивает совета. Мы не влияем, а помогаем. Бывает и наоборот. Сын с таким увлечением читал повесть Троепольского «Белый Бим Черное ухо», что и я перечитал.

О литературе и других интересных вещах

— Чтение входит в круг ваших семейных ценностей?

— Почему нет? Я люблю русскую классику. Разве может она отрицательно влиять на семейные ценности?

— А современную литературу читаете?

— Да, сейчас читаю «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Р. Р. Мартина, по мотивам которой снимается сериал «Игра престолов».

— Чем еще увлекаетесь?

— КВН. При Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко при поддержке его ректора мы создали Луганскую лигу КВН. Начинали с города, потом «прибилась» область, теперь съезжаются КВНщики из Украины — Мариуполь, Николаев, Киев... Я постоянный член жюри. Поддерживаю движение.

— И тоже когда-то играли?

— Да. Но нынешний интерес в другом. Те, кто играет в КВН, — люди, способные проявить себя в любой ситуации, в том числе и в критической. А мне такие интересны. Кроме того, посмотрите, где они представлены. Телевидение, радио... Андрей Яковлев — кинорежиссер, Александр Брагин пишет для «95-го квартала». Каждый из игроков неординарен, перспективен.

Телеверсию игр Луганской лиги делает телекомпания ИРТА. И это одна из самых интересных программ в Луганской области.

— А еще каких-то перспективных детей поддерживаете?

— Да. Я всю жизнь занимался спортом, теперь вот сын занимается дзюдо. Стараюсь поддерживать Федерацию дзюдо. Проводим соревнования, покупаем призы, поддерживаем самых перспективных. А как же иначе?

Сергей Прасолов, Луганский областной совет 


Читайте також