Леонид Чепрасов: Мы проектируем будущее Луганщины
Проектный институт «ЛуганскАгропроект», некогда обслуживавший в своей отрасли все села и города Луганщины, ушел с рынка и перестал активно действовать лет пять тому назад. Обветшалое здание института по частям сдали в аренду, но его холл до сих пор украшают пожелтевшие от времени фотографии реализованных проектов – типовые дома в поселках, школы, детские сады. Все это напоминает лучшие годы, когда в стране активно строилось новое жилье, а инженеры в этом институте трудились над новыми проектами. Тот период расцвета сменили годы мучительного выживания. От мощной организации остался лишь небольшой коллектив специалистов, многие из которых вот-вот уйдут на пенсию и унесут с собой огромный багаж знаний и опыта…
Трудовая эстафета
Однако нашлись настоящие энтузиасты, которые всеми силами пытаются удержать на плаву институт проектирования в Луганске. В последние годы бизнес-структуры стали обращать внимание на научные разработки, по примеру зарубежных стран. Поэтому было принято решение создать частное предприятие «Дорстройпроектировние», где смогли бы продолжить свою деятельность оставшиеся высококвалифицированные кадры. Предприятие было образовано в 2007 году. В 2013 году его возглавил инженер с 15-летним опытом Леонид Рудольфович Чепрасов, ранее занимавший должность заместителя директора «НИИ Проектреконструкция».
«Все это время «Дорстройпроектирование» развивалось очень постепенно и, наконец, вышло на новый уровень, - говорит Леонид Рудольфович. – Сейчас мы делаем ремонт здания, закупаем новейшее оборудование. Здесь будет работать мощная проектная организация, которая, как в советские времена, будет обслуживать Луганск и всю область».
В данное время ремонтные работы проходят на втором этаже здания бывшего проектного института «ЛуганскАгропроект»: подготавливаются рабочие кабинеты для сотрудников, закупаются мощные компьютеры и другое оборудование. Гордость инженеров – новенький широкоформатный принтер большого разрешения и высокого качества печати, который им не терпится испробовать на деле. «Наши специалисты будут работать на современном оборудовании, которого больше нет ни у одной проектной организации в городе», - продолжает Леонид Чепрасов.
Однако главной своей задачей директор проектного института видит воспитание преемников – молодых специалистов, которым опытные проектировщики уже готовы передать весь свой накопленный годами багаж знаний. Сам Леонид Рудольфович работая в «НИИ Проектреконструкция», вместе со своими коллегами принимал участие в разработке множества проектов промышленного назначения, общественных зданий и дорог в городе. Так, за успешное выполнение проекта эстакады у железнодорожного вокзала Леонид Рудольфович, во время ее открытия, получил грамоту из рук Виктора Януковича.
Коллектив «ЛуганскАгропроекта», который удалось сохранить благодаря образованию нового частного проектного предприятия, создавал супермаркеты для торговых сетей «АТБ», «Абсолют», «Лелека», в сельскохозяйственном направлении – большой маслоцех в Троицком районе, птичник на предприятии «Украгроптаха». Таким образом, «Дорстройпроектирование» стало преемником богатейшего опыта в проектировании и в дальнейшем будет будет выполнять проектные работы по всем направлениям строительства, в том числе и дорожном.
Сейчас на предприятии работает 25 человек, и две третьих коллектива составляют молодые сотрудники. Опыт работы сроком пять лет считается в проектной отрасти едва ли не минимальным, чтобы специалисту легко доверили самостоятельно разрабатывать проект. «Молодого специалиста сразу не выучишь, - отмечает Леонид Рудольфович. – Нужно время – минимум два года упорной работы, чтобы человек овладел специальностью, и только тогда он начнет самостоятельно выполнять отдельные задачи. Сейчас у нас бок о бок трудится молодежь и профессионалы с 30-40-летним опытом».
Кадров все еще не хватает, и предприятие продолжает набор молодых сотрудников. Уже налажены связи с Луганским национальным аграрным университетом, где готовят специалистов по направлениям «Автомобильные дороги и аэропорты» и «Промышленное и гражданское строительство». «Дорстройпроектирование» уже предоставило первые рабочие места пяти талантливым выпускникам ЛНАУ.
Что нам стоит дом построить
Руководство предприятия понимает, что сейчас очень важно не упустить потенциал: если опытные профессионалы уйдут на пенсию, то молодые кадры некому будет учить.
Главный архитектор проектов «Дорстройпроектирования» Елена Александровна Николайчик имеет за плечами 25 лет профессионального стажа в «ЛуганскАгропроекте». Она застала времена, когда функционировали крупные проектные институты, и считает, что луганская школа проектирования очень сильная и нуждается в продолжении.
Стены коридора занимают проекты, разработанные творческим коллективом института при участии Елены Александровны, - кафе, магазины для частных предпринимателей, большие торговые центры, производственные цеха. Удивляет, какими широчайшими познаниями должен обладать человек, чтобы проектировать такие разные по направлению использования объекты: нужно не только позаботиться о внешней красоте здания, но и рассчитать его конструкции и элементы на прочность, создать безопасные и комфортные условия для работы и жизни людей.
«Главное – иметь хорошие базовые знания, остальное приходит с опытом. Проектировщик учится всю жизнь, потому что сейчас уже не применяется типовое проектирование, и в каждом новом проекте задачи также возникают новые, - делится Елена Николайчик. – Проектирование – это терпение и кропотливый труд. Иногда, чтобы принять правильное решение, и провести нужную линию на чертеже будущего здания, может понадобиться целый день, так как на проектировщика возлагается очень большая ответственность за безопасность и долговечность объекта».
За ошибки в проектировании объектов строительства законодательством предусмотрены большие штрафы, причем не оговаривается категория ошибки – большая она или маленькая. Трудно представить, во сколько может обойтись проектной организации работа вчерашнего студента без достаточного опыта, если он пойдет по пути проб и ошибок.
Представляя рабочее место инженера, первым делом вспоминаются кадры из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», в котором герои Ирины Муравьевой и Александра Абдулова трудились с утра до вечера за кульманами с карандашом в руках и мечтали о качественном ластике. Со времен выхода этой картины прошло более четверти века, и естественно, сменились средства производства – работа проектировщика невозможна без компьютера. В «Дорстройпроектировании» уже оборудованы кабинеты по 8-9 рабочих мест, предстоит еще закупить специальное программное обеспечение. Однако на полках аккуратно расставлены книги советского образца – издания, которых уже не найдешь в библиотеках.
«Основные конструктивные и объемно-планировочные решения из советской литературы по проектированию и строительству будут еще долго применимы к нашему проектированию, - говорит Елена Александровна. - Большинство конструкций здания не меняются, может измениться внешний облик. Такие давно известные материалы как стекло, металл, железобетон составляют основу и современной архитектуры».
Со старыми книгами соседствуют рекламные проспекты фирм-производителей строительных материалов. Современное проектирование невозможно без новейших стройматериалов и технологий, в том числе и энергосберегающих. Проектировщик, по мнению Елены Николайчик, должен подстраиваться, использовать новые разработки, чтобы быть востребованным специалистом.
Эх, дороги!
Важным направлением в деятельности «Дорстройпроектирования» определено дорожное проектирование, в связи с этим предприятие усиливается специалистами в этой области. Чтобы поделиться знаниями, Светлана Семеновна Климова оставила домашние заботы и приняла должность главного инженера. В далеком 1969-м году она закончила Белорусский политехнический институт по специальности «Автомобильные дороги» и по распределению попала в Луганск. Проработала 40 лет в разных проектных организациях и ушла на заслуженный отдых с должности директора «НИИ Проектреконструкция».
Обучать молодежь в сфере строительства и проектирования автодорог Светлане Семеновне не привыкать – пять лет она преподавала в ЛНАУ и столько же в строительном техникуме.
Сколько проектов на счету инженера Климовой – ни вспомнить, ни перечесть, и жители Луганска и области ежедневно сталкиваются с объектами ее инженерного творчества. «Мы строили все дороги, которые только есть в Луганске, - говорит она. – Из недавнего: делали проект реконструкции сквера возле памятника Борцам революции, площади перед Областной филармонией, мемориальный комплекс на Острой могиле. А еще улицы Буденного, Оборонной, Советской, создавали проект объездной дороги. Разрабатывали проекты полигонов ТБО в Лутугино, в Красном Луче, Краснодоне».
В ближайших планах «Дорстройпроектирования» – работа по договору на капитальный ремонт трех километров дороги по ул. А.Линева (от кв. Гаевого до областного управления ГАИ), а также капремонт по ул. Павловской (от кв. Гаевого через кв. Щербакова и до ул. Даргомыжского).
«К сожалению, государство выделяет недостаточно средств на проектирование и строительство новых дорог. Все деньги идут на капитальный ремонт и на реконструкцию», - сетует Светлана Семеновна.
На разработку проекта реконструкции, в зависимости от объемов работ, уходит около двух месяцев. В состав проекта входит генплан автодороги, организация движения (расположение разметки, светофоров, дорожных знаков), благоустройство, освещение, коммуникации. Без этого не могут проходить дорожные работы, ведь откуда строителям знать, где и насколько дорогу надо расширить, куда перенести коммуникации. Все должно производиться в соответствии со строительными нормами, которые из-за увеличения количества транспорта, нагрузок на дороги, повышения скоростного режима, с годами стали намного жестче.
Набирая обороты
Леонид Рудольфович Чепрасов делится смелыми планами: уже в конце года будет полностью отремонтировано четырехэтажное здание, и в перспективе все кабинеты заполнят работники «Дорстройпроектирования».
«На сегодняшний день у нас уже есть договоры на проектирование объектов в Луганской области. В стадии заключения договоры на проектирование детских домов семейного типа в Алчевске и Беловодске, обговариваем проект реконструкции больницы. Есть заказы на дорожные работы. Думаю, со следующего года мы сможем выйти на такие взаимоотношения с другими областями Украины. Например, днепропетровская сеть супермаркетов «АТБ» согласна сотрудничать с нами по всей Украине», - с энтузиазмом рассказывает Леонид Рудольфович.
Он уверен, что вскоре луганский проектный институт сможет смело создать конкуренцию донецким и киевским специалистам, и даже сегодня, наши инженеры-проектировщики уже достаточно конкурентоспособны в масштабах страны.
«Вы приходите к нам в конце года – увидите, какой порядок здесь наведем», - говорит директор. И его слова вселяют надежду на то, что в холле здания бывшего «ЛуганскАгропроекта» пожелтевшие от времени фотографии типовых колхозных домиков сменятся новейшими воплощениями инженерной мысли – результатами труда нового поколения профессионалов.
Ирина Крапивцева