В Украине может измениться система выдачи дипломов и присвоения профквалификаций
Виталий Курило, будучи народным депутатом Украины 6-го созыва, выступил одним из авторов законопроекта о новой системе профессиональных квалификаций. Этот закон должен положить начало трудовой реформы в стране: измениться система выдачи дипломов, а квалификации выпускники должны подтверждать в независимых центрах. Ректор ЛНУ им. Тараса Шевченко уверен, что в Украине необходимо повышать производительность труда, и начинать нужно с вузов. Подробнее о необходимости таких изменений он рассказал в интервью «Параллель-медиа».
- Как, по-вашему, можно оценить минувший год для системы украинского образования?
- Если говорить об украинской системе образования, то в 2012 году не было никаких всплесков в этой достаточно консервативной области нашей жизни. Образованию стабильно не хватало денег, и к концу года в особенности (улыбается — ред.). По моему мнению, в следующем году эта сфера также не потерпит ощутимых перемен, потому что и в новом созыве парламента отсутствует образовательное лобби, или лоббирование образования. Что имеем? Среди народных депутатов всего два ректора. В профильном Комитете Верховной Рады, который возглавила Лилия Гриневич, полностью сменился состав, то есть говорить о преемственности работы не приходится. И это меня огорчает, потому, что депутаты шестого созыва создали немало качественных наработок в законодательном поле. Я был одним из авторов законопроекта «О системе профессиональных квалификаций». В октябре этот закон прошел в первом чтении, и думаю, новый состав Рады его примет.
Суть закона о квалификациях в том, чтобы выпускникам высших учебных заведений любого уровня присваивала бы квалификацию специальная комиссия, которая состояла бы из работодателей, представителей вузов, представителей государства. Сейчас государственный экзамен сдается в самом университете, техникуме или колледже, а этот закон как раз предусматривает, что выпускник должен идти в независимый центр и сдавать квалификационный экзамен независимой комиссии, которая разработала тесты, соответствующие потребностям работодателя.
- Насколько работодателям выгодно, чтобы их рабочие имели четкие квалификации? Ведь от этого напрямую зависит заработная плата.
- Идеологами и лоббистами этого закона и системы является как раз представители Союза работодателей, потому что сегодня самая большая проблема в Украине – очень низкая производительность труда. То, что американский квалифицированный рабочий делает за день – наш может делать неделю.
Здесь все связано: уровень знаний в учебном заведении, место работы, заработная плата, повышение квалификации, мотивация. Повысил человек квалификацию – ему должны больше платить. Общаясь с работодателями, я понял, что им нужен не университетский диплом, а работник.Учебное заведение в независимости от уровня должно готовить востребованного специалиста. Работодатель, в свою очередь, должен создать такую систему, чтобы его работник был заинтересован повышать квалификацию. Задача номер один для страны – повысить производительность труда, чтобы конкурировать на мировом уровне.
- Однако речь идет о масштабной трудовой реформе в стране.
- Необходимо с чего-то начинать, ведь провести моментально всеохватывающую реформу невозможно. Мы начали в парламенте работать с Союзом работодателей, с Министерством образования, однако законопроект встретили с большим непониманием. Получается, что я как автор закона, будучи ректором, отдаю право выдать диплом другой организации. Если мы не реформируем систему образования, работодателям будет выгодного самостоятельно готовить для себя кадры. Известны случаи в Луганске, когда предприятие готовит токарей у себя на производстве, минуя ПТУ. У них это выходит быстрее и качественнее. Это говорит о кризисе подготовки рабочих кадров.
Реформирование необходимо начинать сейчас для того, чтобы наша система образования не отстала от мировых тенденций.
- А есть ли шансы не упустить возможность?
- Конечно есть! За последние три года, в частности в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко, удвоилось количество студентов-иностранцев. Едут из разных стран: из Китая, Средней Азии, из арабских стран. Это говорит о востребованности образования. И что точку невозврата мы еще не прошли.
- Какие шаги реформирования образования вы видите?
- Должен быть контроль за качеством образования. Нужно также сократить количество вузов, количество специальностей – это объективная необходимость. Надо по-другому учить, переходить на интерактивные технологии, причем очень быстро, резко. Другими словами, в образовании как консервативной отрасли (по-хорошему консервативной) необходимы инновации.
- Нужны ли изменения в форме собственности заведений образования?
- Мое убеждение состоит в том, что государство должно находить точки соприкосновения с частным бизнесом в сфере образования. Это касается и дошкольного образования, и среднего, и высшего.
В Украине остро стоит проблема нехватки детских садов. Если в бюджете отсутствуют средства на строительство новых, не проще ли привлечь инвесторов и часть затрат покрыть из местных бюджетов? То же и с посещением ребенка: часть затрат на содержание ребенка в детском саду — приблизительно 20-25% - могут компенсировать родители, а остальную сумму — местные бюджеты. Такой подход способен улучшить условия пребывания ребенка в детском саду.
Что касается школьного образования, то деньги выделяемые на каждого ребенка из государственного бюджета должны «ходить» непосредственно за каждым учеником, в независимости от того, в какой школе он обучается: государственной или частной. В Конституции Украины записано, что каждый ребенок обязан получить среднее образование, и на каждого государство выделяет деньги. Однако это правило не действует на частные школы — там всю стоимость обучения берут на себя родители. Разумеется, в таких школах все дороже: больше услуг, другое питание. Однако не лишними будут хоть и небольшие государственные средства. Приведу пример: в Новой Зеландии 100% школьного образования является частным, однако государство платит за образование и контролирует учебный процесс.
Будучи ректором государственного вуза, я выступаю в защиту частных. Есть серьезные негосударственные вузы в Киеве, которые дают достаточно качественное образование. Да, это наши конкуренты, но с ними нужно бороться цивилизованными методами — повышать уровень образования. Убежден, что нужно смотреть не на форму собственности, а на содержание.
- Луганский национальным университет им. Т. Шевченко постоянно развивается. На каких направлениях вы сейчас делаете упор?
- Я сторонник того, что человек должен постоянно учиться: начиная от ректора и заканчивая преподавателями и студентами. Проще всего учиться на успешных примерах, поэтому постоянно бываю в ведущих университетах, изучаю их опыт.
В данное время у нас реализуется ряд социальных программ. В частности, у нас обучаются студенты, которые в прошлом имели проблемы с законом и отбывали тюремные сроки. Таких студентов не много, однако высшее образование им просто необходимо для дальнейшей самореализации.
Еще одно направление — работа с людьми, имеющими инвалидность. Мы активно сотрудничаем с Ассоциацией молодых инвалидов Донбасса – Восток, с Фондом социальной защиты инвалидов.
Впервые в Украине в 2011-2012 годах на специальностях «Здоровье человека», «Физическая реабилитация» начали обучение 15 студентов с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые передвигаются на коляске, и 8 студентов с тяжелыми проблемами слуха, трое — с тяжелым нарушением зрения. Это дети не только из Луганской области, но и других регионов — Донецкой, Харьковской, Днепропетровской областей и АР Крым. Все студенты-колясочники с разными формами инвалидности обучаются в инклюзивных группах. Группы сформированы таким образом, что студенты имеют возможность учиться в аудиториях университета вместе со своими однокурсниками согласно базовым рабочим программам.
В инклюзивных группах также обучаются студенты с нарушениями зрения и слуха. К слову, Фонд соцзащиты инвалидов в декабре перечислил университету 3 миллиона гривен на новое оборудование для слабослышащих и слабовидящих, благодаря которому дети смогут обучаться как в группах, так и индивидуально.
Безусловно, есть определенные проблемы, связанные с недоверием со стороны этой категории студентов. Однако с каждым годом их число увеличивается — дети увидели, что высшее образование может быть доступным, и вуз старается создать для них необходимые условия.
На факультете иностранных языков обучается мальчик, который прикован к постели. Он изучает английский, и преподаватели работают с ним в режим он-лайн, по Скайпу. Педагоги отмечают, что он в процессе обучения стал более открытым, общительным у него большой прогресс в обучении. Возможно, для этого молодого человека 5 студенческих лет будут самыми яркими в жизни, потому что с ним общается масса людей: преподаватели, другие студенты.
- Не секрет, что в университете не хватает общежитий? Как сейчас решается эта проблема?
- В университете действуют 4 общежития, которые мы стараемся держать в порядке, своевременно ремонтировать. К слову, в прошлом году на это потратили 5 млн. гривен. Что касается нового общежития, то город передал нам бывшую школу №15. И мы уже сделали проект, начали реконструкцию под хорошее, современное общежитие. Рассчитано оно на 250 человек, а также предусмотрены 10-12 квартир для молодых учителей.
Ирина Крапивцева
Владимир Лермонтов (фото)
«Параллель-медиа»