Владимир Косюга: «Берем пример с областной власти»
"Старожилы" бюджетного процесса помнят, как, начиная с 2002 года, после вступления в силу Бюджетного кодекса очень долго приходилось разъяснять и растолковывать людям несведущим, что отныне руководство области не имеет никакого отношения к формированию главной финансовой сметы каждого города и района: теперь контрольные цифры доходов и основной порядок их распределения в каждый местный совет идут напрямую из Киева. Но до Киева далеко, а потому руководители органов местного самоуправления все эти годы по привычке продолжали торить дорогу в Луганск — в областной совет и облгосадминистрацию. Да, «столица» области откликалась на эти обращения, но только на самые кричащие и неотложные форс-мажорные обстоятельства — из-за скудости собственного ресурса и непреклонного требования того же Бюджетного кодекса направлять их исключительно на объекты областной коммунальной собственности и выплату зарплаты работающим там. Ситуация заметно изменилась в 2010-м: после избрания Президентом Виктора Януковича Кабмин Николая Азарова пересмотрел ранее существовавшие подходы к финансированию расходов на социально-экономическое развитие территорий и выполнение региональных инвестиционных проектов. Вместе с возросшим вниманием государства к Луганщине одновременно увеличились и финансовые потоки, которые позволили активнее взяться за выполнение различных направлений программы социально-экономического развития региона и в ее рамках более предметно помогать городам и районам. В частности, в минувшем году на эти цели через областной совет в местные бюджеты Луганска, Алчевска, Ровеньков, Перевальска, Старобельска, Белокуракинского, Краснодонского, Кременского, Новоайдарского, Славяносербского районов в общей сложности ушло почти 143 миллиона гривень — из 720 миллионов, полученных из государственной казны. Еще 4 с лишним миллиона получил Суходольск — на реконструкцию систем водоснабжения. 4,8 млн.грн. направили на реализацию пилотных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства опять-таки в разных городах и районах области. 124 миллиона — на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности населенных пунктов.
В нынешнем году на реконструкцию и капремонт 13 дошкольных учебных заведений в городах и районах области было выделено 24,6 млн. грн.
Кроме того, параллельно появилась возможность выделять средства на социально-экономическое развитие территорий и из областного бюджета. Так, в минувшем году на эти цели областной совет направил 33 миллиона гривень, а в нынешнем — уже около 40 миллионов. И это — лишь некоторые и самые общие цифры.
— Действительно, сегодня, в отличие от прежних лет, органы местного самоуправления начали получать из региональной казны средства на социально-экономическое развитие своих территорий, — подтверждает депутат областного совета, первый заместитель городского головы Алчевска Владимир Иванович КОСЮГА. — Например, только в нынешнем 2012-м году город Алчевск получил 5 миллионов гривень. Часть из них пошли на выплату заработной платы бюджетникам. Часть — около миллиона гривень — на оплату ГСМ для машин «скорой помощи». Второй год подряд областной бюджет выделяет средства на реконструкцию бассейна в средней школе № 4: в нынешнем году на эти цели было направлено 600 тысяч гривень.
— В одной информационной справке недавно прочитала, что в нынешнем году через областной бюджет прошли 60 миллионов гривень государственной субвенции на приобретение медицинского автотранспорта и оборудования для учреждений здравоохранения, причем 20 миллионов из этой суммы были выделены целевым назначением именно городу Алчевску…
— Мы берем пример с областной власти — областного совета и облгосадминистрации, которые определили в качестве приоритетного направления развитие медицины. И мы стараемся максимально улучшить здравоохранение города — и за счет средств государственного бюджета, и за счет привлеченных ресурсов, в частности из Фонда развития города Алчевска (он был создан в 2006 году в рамках Соглашения о социально-экономическом партнерстве между территориальной громадой города Алчевска и корпорацией «Индустриальный союз Донбасса»).
Так вот в рамках программы развития здравоохранения наш город получил дважды по 20 миллионов государственных средств — в прошлом и в нынешнем году. За эти деньги в 2011-м приобрели много современного оборудования.
В том числе — рентген-аппарат, лабораторное оборудование, эндоскопическое оборудование для гастрологии, урологии и хирургии, для кардиологии — высококачественные электрокардиографы, мониторы наблюдения за пациентами, дефибриллятор, для родильного дома и для городской больницы — два аппарата УЗИ, стерилизационное оборудование.
Самые серьезные приобретения нынешнего года — маммограф (аппарат для обследования молочных желез у женщин) и томограф. В принципе, и один, и второй аппарат в Алчевске есть. Но они, во-первых, устарели, а во-вторых, используются на коммерческой основе, то есть за каждое обследование человеку необходимо платить немалые деньги. А наши приобретения дадут возможность проводить то же самое обследование бесплатно. Разве что пациенту придется оплатить стоимость пленки — в случае, если в местном бюджете будут проблемы.
— Как это скажется на качестве обслуживания населения Алчевска?
— Во-первых, улучшатся диагностические возможности для жителей не только Алчевска, но и близлежащих населенных пунктов, которые получают медицинскую помощь у нас. И конечно, улучшится качество лечения. Новые технологии в оперативном лечении (в урологии, хирургии, гастрологии) уже сейчас позволяют сократить сроки пребывания на дорогостоящих стационарных койках и ускорить выздоровление трудоспособного пациента.
— Вы упомянули о возможных проблемах в бюджете Алчевска. Но ваш город всегда считался благополучным в этом плане…
— Сегодня Алчевск испытывает те же сложности, что и вся страна. Наши градо- и бюджетообразующие предприятия — Алчевский металлургический комбинат и коксохимический завод — из-за мирового экономического кризиса не только снижают объемы производства, но и сокращают численность работающих: сегодня на АМК, например, осталось лишь около 13 тысяч сотрудников — из 22 тысяч, работавших ранее. А со следующего года и коксохим перестанет существовать в виде самостоятельного предприятия — завод станет структурным подразделением АМК. Кроме того, у тех, кто еще продолжает там работать, зарплата растет не столь быстро, как в социальной сфере. А ведь именно отчисления с заработной платы в виде подоходного налога служат основным (примерно на две трети) источником местной казны. В итоге уже сейчас мы видим, что к концу года к плановой цифре городского бюджета примерно в 200 с небольшим миллионов гривень мы недоберем порядка 23 миллионов гривень.
А так как доля защищенных статей в общем объеме бюджета Алчевска сегодня составляет 96-97 процентов, то говорить о каком-то развитии города за счет местной казны просто не имеет смысла. Тут хотя бы зарплату учителям и медикам выплатить…
— Каким образом пытаетесь решать эту задачу?
— В ближайшей перспективе — до конца текущего года — берем на выплату заработной платы казначейский кредит. Так что в бюджетной сфере долгов по зарплате нет. Хотя и здесь не все однозначно: только что мне сообщили, что в ответ на заявку выделить 15 миллионов гривень кредита нам пообещали только 5…
— А что намерены предпринять для диверсификации бюджетных источников?
— Во-первых, мы активно поощряем малый и средний бизнес создавать новые рабочие места: только с января по ноябрь нынешнего года таким образом в городе было создано почти 1800 новых вакансий. А во-вторых, будем искать любую копейку в доступных местному бюджету налогах и сборах, а также в платежах за использование земли, коммунального имущества. С этой целью намерены провести полную инвентаризацию всех земельных участков. Также собираемся работать в жестком режиме со всеми, кто ведет свой бизнес на территории Алчевска, но подоходный налог платит в другом городе. Например, пришел в Алчевск большой магазин из Луганска: деньги зарабатывает у нас, людям платит зарплату, а подоходный налог идет в Луганск. Мы будем встречаться с руководителями этого предприятия и предлагать, чтобы все налоги шли городу Алчевску. Теоретически нынешнее положение дел не противоречит действующему законодательству. Но они забирают наши денежные потоки на другие территории, при этом люди, работающие на таких предприятиях, пользуются услугами того же образования или медицины здесь, в Алчевске…
— А что с зарплатой на коммунальных предприятиях?
— Сегодня есть задолженность в «Теплокоммунэнерго» и в троллейбусном управлении «Алчевскпастранс». По троллейбусному управлению считаем, что это результат недофинансирования по линии государственных субвенций в качестве компенсации за перевозку пассажиров льготных категорий. Это наше мнение, мы пытаемся доказать в облфинуправлении, что государственный бюджет недофинансировал Алчевск в пределах 2,5 миллиона гривень.
Что касается «Теплокоммунэнерго», то там проблемы из-за заниженных тарифов, не соответствующих себестоимости. Но повлиять на них — не в нашей власти. Если раньше все тарифы на коммунальные услуги устанавливал городской совет, то сегодня в нашей компетенции тарифы только на обслуживание придомовой территории. На все остальные коммунальные услуги тарифы устанавливает государство в лице Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере ЖКХ услуг.
В итоге у нас сегодня парадокс по воде: в городе один кубометр воды отпускается населению (вместе с платой за водоотведение) по 6 гривень, а в соседнем Перевальске, куда воду поставляет «Лугансквода», — почти по 9 гривень. А ведь Алчевское ПУВКХ получает этот товар от той же «Луганскводы». В итоге наше предприятие каждый день только наращивает убытки. Потому что государственные органы не хотят увеличивать тарифы. Да, это острая, болезненная тема для общества, но если не приводить тарифы к экономически обоснованным величинам, мы просто разорим и угробим предприятия, поставляющие коммунальные услуги.
— Мы встречаемся с вами в преддверии вашего профессионального праздника — Дня местного самоуправления. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю государственную политику по отношению к местному самоуправлению?
— Сложный вопрос. Потому что, с одной стороны, на примерах, о которых мы вели речь в начале беседы, прослеживаются тенденции оказания помощи и поддержки развития территорий. Если бы не та же программа реформирования системы здравоохранения, в Алчевске вряд ли удалось бы добиться существенных подвижек в этой сфере.
С другой стороны, один из постулатов Европейской хартии о местном самоуправлении четко определяет необходимость финансовой самостоятельности местного самоуправления. Но разве самоуправление Алчевска имеет финансовую независимость? Отвечаю: нет. Даже не хватает на защищенные статьи — заработную плату работникам бюджетной сферы, медикаменты, о чем мы уже говорили с вами. Причем эта проблема не только в Алчевске — недавно на заседании областного отделения Ассоциации городов об этом вели речь представители практически всех населенных пунктов, включая, казалось бы, благополучный Луганск. Более того, у этой проблемы есть еще одна «оборотная» сторона: при формировании бюджета сознательно завышаются доходы. А в итоге в конце года мы этих доходов не имеем — то, о чем мы тоже уже говорили с вами. То есть существуют реальные проблемы, и надо их не замалчивать, а искать способы решения.
— Что бы вы предложили для решения этой проблемы?
— Думаю, на уровне государства пора определиться — есть в Украине местное самоуправление с независимой финансовой базой или нет. А потом подумать — справедливо ли некоторые государственные мужи во всех бедах, возникающих на той или иной территории, обвиняют городских голов и городские советы? Да, возможно, в чем-то есть и их вина. Но насколько она весома?
Сегодня очень много проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве. И это подтверждают личные приемы, которые я провожу и как депутат областного совета, и как первый заместитель городского головы. В нынешнем году, например, ко мне обратились 350 человек: две трети вопросов связаны с проблемами ЖКХ. По 80 процентам обращений, как бы тяжело ни было, вопросы решены.
Мое мнение: для того, чтобы изменить положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве, необходимо реально оценить ситуацию в этой сфере и начинать двигаться вперед хотя бы маленькими шагами, а не стоять на месте. А мы пока стоим на месте.
Вот, например, случилась в Алчевске в 2006 году масштабная коммунальная авария — что-то изменилось после этого? Очень мало. На государственном уровне много говорится о необходимости развивать новую форму работы. Я тоже убежден, и мировым опытом доказано, что общество совладельцев многоквартирных домов — наиболее эффективная форма управления жилищным хозяйством. Но, с другой стороны, прежде чем жильцы создадут ОСМД, нужно отремонтировать этот дом, восстановить годами неработающий лифт, залатать протекающую кровлю, навести порядок в подвале и т.д. и т.п. Но на это нужны средства, которых ни у местного самоуправления, ни в государстве (из-за мирового кризиса) сегодня нет. Рано или поздно эти вопросы все равно придется решать, а не искать, кто больше виноват в бедах ЖКХ — центральная власть или местная.
Безусловно, областная власть очень активно реализует ряд программ, направленных на реформирование ЖКХ. В частности, уже практически близится к завершению программа по децентрализации систем отопления: только в минувшем году Брянка, Кировск, Краснодон, Лисичанск, Свердловск, Стаханов, Троицкий район на эти цели получили из областного бюджета в общей сложности 11,5 миллиона гривень. Продолжалось финансирование этого проекта и в нынешнем году. Есть своя программа развития жилищно-коммунального хозяйства и в Алчевске. Но из-за недостатка средств она выполняется не так быстро, как того требуют нынешние суровые реалии…