»Богородица Луганская» защищает нас от всех бед и напастей
Старейший кафедральный собор Луганска – Свято-Петропавловский, расположенный в Каменнобродском районе, хранит уникальную икону. Получив название «Богородица Луганская», она стала покровительницей нашего города. В обыденную жизнь людей икона вошла много веков тому назад, но особый период развития славянской иконописи связан с именем Андрея Рублева, которого православная церковь канонизировала в лике святых.
Сейчас уже трудно представить себе жилье человека православного – будь то скромный деревенский дом или комфортная городская квартира – без укромного уголка, где висит иконка и теплица лампадка. В минуты радости торопимся мы к родным ликам с молитвами благодарности, во время болезней, жизненных неурядиц и испытаний просим у Господа помощи, склоняя головы перед иконами. Что за сила такая дана нашим иконам? Откуда она? Иконы мироточат и исцеляют, они наполняют наши души радостью и уверенностью, что все наши молитвы будут услышаны…
Живопись появилась в России еще в Х веке, вместе с христианством. И хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, первые иконы появились на Руси именно после 988 года, и привезены они были из Византии – вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры. Об иконописи того далекого времени можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших заморских мастеров.
Но тех икон, которые были завезены и продолжали завозиться из Византии, не хватало. Стали возникать и собственные иконописные мастерские. На первых порах в них просто копировали греческие иконы, потом в работу мастеров начало проникать и новое качество.
Знаком наступающей зрелости стало появление разных местных школ иконной живописи. Уже в XII веке зародилась интересная и сильная новгородская школа, затем – псковская. Потом – владимиро-суздальская (а при ней особое положение заняла ярославская). Свои черты приобретала иконопись Русского Севера. Наконец, в XIV веке начался подъем школы московской.
В конце XIV века на Руси, сначала в Новгороде, потом в Москве, работал художник Феофан, прибывший из Византии и потому прозванный Греком. Живопись этого замечательного мастера произвела сильное впечатление мощной, немного мрачной страстью и виртуозным, раскованным мастерством. Она оказала влияние на русских художников, в том числе и на молодого Андрея Рублева, которому было суждено ограничить влияние своего великого предшественника и противопоставить ему собственное искусство. Дело заключалось не столько в разнице между темпераментным Феофаном Греком и умиротворенным Андреем Рублевым, но еще больше в разнице между традицией византийского искусства и традицией искусства русского, которое вступило в пору своей зрелости, в свой поистине золотой век.
Появилась почва для прихода очень большого художника, национального гения. И тот пришел. Он стал первым из славянских иконописцев, который выступал как носитель собственного, самостоятельного мировоззрения и стиля, окончательно разойдясь с византийской традицией.
Андрей Рублев оставил нам не только творения рук своих, но и особую школу написания славянской иконы, требующей не только технического мастерства, но, прежде всего, глубокой веры, а возможно, даже и подвижничества, ведь икона пишется душой…
Так, именно душой, была написана одна из икон, ставших для нашего города особенной. Во время Великого поста, в 1992 году, лучшим иконописцем нашего времени монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря о.Зиноном была написана Луганская икона Божией Матери. Творчество о.Зинона признано одной из наиболее ярких страниц иконописной традиции последней четверти ХХ столетия. Архимандрит Зинон окончил Одесское художественное училище, где и произошло его первое знакомство с иконой. В 1976 году он принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Писал иконы для монастырей Даниловского, Мирожского, Псково-Печерского, Троице-Сергиевой лавры (Россия), а также для монастырей Франции, Финляндии, Бельгии, преподавал в иконописной школе в Сериате (Италия), а в Спасо-Преображенском монастыре организовал иконописную школу.
Уроками и советами иконописца Зинона пользовались луганские художники – схимонах Гавриил и архимандрит Владимир.
Схимонах Гавриил (диакон Л.В.Пономарев), родившийся в 1928 году и ушедший в вечность в 1995 году, оставил по себе значительное творческое наследие – Иконостас в храме Иоанна Златоуста в Луганске, росписи в Николо-Преображенском соборе, иконы во многих храмах Луганщины, в том числе – возвышенно-одухотворенный образ «Богородица Умиление».
Архимандрит Владимир (С.М.Орачев) пробует свои силы в разных видах сакрального искусства – архитектура, монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство, иконопись…
Каждую среду перед началом Божественной литургии в Луганском Свято-Петропавловском кафедральном соборе перед святым образом Богородицы Луганской собором духовенства совершается служба акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. Имея такую Покровительницу города и области, молимся мы о защите от всех бед и напастей, об утверждении в отечестве нашем мира и согласия, просим о благополучии. И верим, что наша Высокая Покровительница услышит наши молитвы.
Елена Ходус, газета "Жовтневка"