Виктория Суханцева: «После музыки, философия – это место, где можно отдохнуть»
Виктория Константиновна Суханцева не только профессор и доктор философских наук, но и по-настоящему неординарная и талантливая личность, потрясающий собеседник и просто красивая женщина. Могу с уверенностью утверждать: она обладает особой энергетикой, умеет располагать к себе и заряжать окружающих какой-то необыкновенной силой. Общаясь с этой мудрой женщиной, складывается впечатление, что в её глазах скрывается целая Вселенная…
Немецкий писатель Лион Фейхтвангер утверждал, что человек талантливый, талантлив во всех областях. Виктория Суханцева на собственном примере подтвердила правдивость этого изречения. Сегодня Виктория Константиновна руководит философским факультетом, заведует кафедрой мировой философии и эстетики, является заслуженным деятелем науки и техники Украины. Увлечение философией и профессиональная деятельность, связанная с нею, – только одна грань этой разносторонне-талантливой личности.
Музыка – это колоссальный физический труд
По базовому образованию Виктория Константиновна – музыкант. Её любовь к музыке небеспочвенна и вполне обоснована. «Моя мама была потрясающей красивой женщиной с чувством юмора, она была музыкантом – преподавала музыку. Мама никогда и ни в чём мне не мешала, наоборот – поддерживала все мои решения и уважала мой выбор. Только благодаря её поддержке мне удалось получить блестящее образование», – с теплом вспоминает Виктория Суханцева. А жизнь семьи была непростой. Отец, заместитель редактора тогдашней «Ворошиловградской правды», умер, когда Виктория была семилетней девочкой и весь груз проблем пал на плечи её мамы. И, тем не менее, она сумела сделать всё возможное для того, чтобы дочь получила самое лучшее образование. Ведь для того, чтобы отпустить девочку-подростка учиться в Москву, её матери пришлось принять очень непростое психологически решение. Ко всему прочему, девочке нужно было снимать квартиру, приобретать достойный инструмент, питаться – а это серьёзная материальная подоплёка.
В пятнадцать лет Виктория Суханцева уехала из Луганска учиться в Москву в элитарную школу – Гнесинскую десятилетку. К слову, все 11 человек, учившихся в классе, впоследствии добились значительных высот – стали профессорами и сейчас живут в разных уголках мира. Виктория Константиновна говорит, что до сих пор поддерживает связь с бывшими одноклассниками, в основном через интернет.
В 1973 году талантливая девушка с отличием окончила Российскую музыкальную академию имени Гнесиных.
«Помимо предметов специальных, в академии преподавали и общеобразовательные дисциплины, в частности, курс философии. Преподавателями были лучшие специалисты Москвы. Курс философии читали как настоящее произведение искусства. Приходилось учиться по учебникам, авторы которых у нас принимали экзамены», – рассказывает Виктория Константиновна. Она говорит, что философия её заинтересовала, но в тот момент даже не возникало мысли связывать свою дальнейшую жизнь с этой наукой.
На втором курсе Виктория Константиновна вышла замуж. «Мой муж был коренной москвич, как сейчас принято говорить, он был базовым философом, выпускником МГУ. В нашем доме часто бывали его коллеги и бывшие сокурсники. Так что философия всегда была где-то рядом», – говорит Виктория Константиновна.
Из-за возникших проблем со здоровьем, сольная карьера оказалась невозможна и Виктория Суханцева была вынуждена вернуться в родной Луганск. Однако годы жизни в Москве подарили огромное разнообразие незабываемых впечатлений и встреч с интересными людьми.
Виктория Константиновна уверена: «Музыка – это колоссальный физический труд, она не терпит никакой конкуренции и требует, чтобы занимались только ею». Суханцева признаётся, что до сих пор играет на рояле, но уже не так искусно, как могла раньше.
Как начинался философский путь
В 1975 году Виктория Суханцева устраивается работать в Луганский педагогический институт им. Тараса Шевченко. «Ректором тогда был профессор Жданов, на мой взгляд, крупный философ и блистательный лектор. Он мне сказал: «Вы очень молоды, это вуз, значит, вам нужна учёная степень. Чего вам это стоит? У вас блестящее гуманитарное образование», – вспоминает Виктория Константиновна. Она признаётся, что детально осваивать новую науку было сложно, потому что философия – это другой язык, другой тип мышления.
Кандидатскую диссертацию Виктория Суханцева защищала в Киеве, она была посвящена проблемам ритма в музыке и поэзии. И это не случайно выбранная тема, так как Виктория Константиновна профессионально разбирается и в литературоведении: «Ещё учась в академии имени Гнесиных, я параллельно проходила обучение в Литературном институте имени Горького на отделении поэзии – у меня было персональное разрешение Министерства культуры Российской Федерации». К слову, её стихотворения печатались в журнале «Юность», был выпущен собственный сборник поэзии.
Суханцева признаётся, что после защиты кандидатской диссертации, пришло осознание, что философия – это именно то, с чем стоит связать всю свою дальнейшую жизнь. Сравнивая философию и музыку, Виктория Константиновна говорит: «Мне всегда казалось, что после музыки, философия – это место, где можно отдохнуть».
Случай распорядился так, что с диссертации Суханцевой началось новое направление в философии. Тема докторской звучала так: «Категория времени музыкальной культуры». И это была первая диссертация в Советском Союзе по философии музыки. Все, кто защищается по близким темам сегодня, ссылаются на её монографии.
На счету Виктории Константиновны около трёхсот научных работ, три из которых – монографии. Книга «Метафизика культуры» вышла в 2005 году, и автор посвятила её своему мужу – Евгению Васильевичу Козлову, в браке с которым прожила долгие 35 лет. Он очень хотел, чтобы эта книга была выпущена, но так случилось, что она вышла в свет спустя полгода после его смерти. «Мой муж был уникальным человеком с высокой нравственной планкой: не выносил браваду, хвастовство, подлость. Он был скромен, прекрасно образован, всегда интересовался моей научной деятельностью и, конечно, он повлиял на меня, в человеческом смысле», – признаётся Виктория Суханцева.
Декан как призвание
Примечательно, что где бы ни работала Виктория Константиновна Суханцева, она везде занимала руководящие посты и должности. В педагогическом заведовала кафедрой теории и истории музыки, позднее занимала должность декана факультета музыки в этом же университете. С 1994 по 1996 годы была ректором института повышения квалификации последипломного образования (ЛИПО). С 1997 года работает в Восточноукраинском национальном университете им. Владимира Даля.
Философский факультет ВНУ имени В. Даля был организован в июле 2001 года и с первого дня создания его возглавляет Суханцева. На протяжении одиннадцати лет она заведует кафедрой мировой философии и эстетики на этом же факультете. Совсем недавно на учёном совете университета была изменена структура вуза и наиболее сильные факультеты превратились в институты. Так что сегодня Виктория Константиновна – директор Института философии и психологии.
Прошлой осенью философский факультет отметил десятилетие своего существования, из первых его выпускников шестеро – уже кандидаты наук. «Самое сильное направление факультета – это эстетика, у нас лучшая в Украине школа по эстетике, даже Киев отстаёт от нашего уровня. На факультете преподают эстетику семь докторов наук, в Киевском университете их всего два», – отмечает декан Суханцева.
«Мнение о том, что поколение становится хуже – это миф»
Бесспорно, Виктория Константиновна – талантливый руководитель и педагог, обладающий огромным багажом знаний. Она подготовила больше десяти кандидатов философских наук, у неё учатся докторанты.
Студенты философского факультета своего декана не только уважают, но и любят, в студенческой среде она пользуется большим авторитетом. О Виктории Константиновне можно слышать только положительные отзывы из уст её студентов и выпускников. Она говорит: «Философия – это своего рода магнит, который «вытаскивает» из толпы людей с определенным самостоятельным гуманитарным мышлением. Философия – непростая штука и к нам приходят интересные люди – читающие, думающие».
Виктория Суханцева – человек либеральный, но признаётся, что не терпит хамского поведения: «Чем крупнее личность, тем проще она себя ведёт и никогда не выпендривается, потому что любая поза – это просто дурной тон». Вспоминая годы учёбы в Российской Академии музыки имени Гнесиных, Суханцева отмечает, что её деканом был крупный музыкант с европейским именем, и он считал хорошим тоном подавать студенткам пальто в раздевалке. Ведь звания и регалии не исключают простых норм этики.
Спрашиваю Викторию Константиновну: «В чём секрет успеха дружеских взаимоотношений со студентами?». Она отвечает: «Всё очень просто: нужно в студенте видеть равного тебе живого человека – вот и вся педагогика. Преподавателю должно быть не страшно идти на работу, а студенту – не страшно идти на занятия».
Анастасия Даиаури, газета "Жовтневка"