Дирижер Курт Шмид – человек-радость
Жизнь современного человека полна проблем и забот. В нашем лексиконе, да и в сознании, довольно прочно засело грустное понятие «серые будни», и порой очень сложно найти в собственной душе повод для радости, а ведь это то самое чувство, которое дает нам силы двигаться вперед, наполняет нашу жизнь смыслом. Но есть такие удивительные люди, которые не только свою работу выполняют с радостью, но и живут с радостью, и каждая самая обычная встреча с ними превращается в праздник. Именно таким человеком является Курт Шмид – главный дирижер симфонического оркестра Луганской областной филармонии.
Его в шутку называют луганчанином автрийского происхождения. Но это утверждение вполне соответствует реальности. Курт Шмид родился 29 апреля 1942 года в Вене в музыкальной семье. В 1963 году он с отличием окончил Венскую Высшую музыкальную школу по классу кларнета. «Я посещал все возможные предметы, – вспоминает Курт Шмид, – но необходимо было сконцентрироваться на каком-то одном, это было вызвано, в том числе, и экономическими соображениями, ведь обучение было платным. Так я стал кларнетистом». По окончании университета Курт Шмид был принят солистом-кларнетистом в Тонкюнстлер-оркестр земли Нижняя Австрия, где проработал до 2003 года. Параллельно с основной деятельностью в оркестре маэстро работал в различных музыкальных коллективах, таких как «Венский концертный шраммель-квартет» и объединение камерной музыки «Венская коллегия», а также интенсивно занимался композицией.
Сегодня он является автором более 400 произведений. Вершинами его творческой деятельности как композитора стало исполнение его балета «Огненный цветок» в концертном зале венского «Квартала музеев» 31 августа 2007 года, а также бенефисный концерт его сочинений в Парадном зале Венского Хофбурга 21 октября 2008 года.
Неуемная внутренняя энергия Курта Шмида постоянно рождает в нем неожиданные идеи и желание проявить себя в самых разных ипостасях. В 1970 году он начал заниматься преподавательской деятельностью, в 1974 году стал преподавателем Венского музыкального семинара, а в 1980 году – Венской Высшей музыкальной школы. Сейчас маэстро регулярно проводит мастер-классы в Австрии, Японии, Корее и Украине. С декабря 2003 года Курт Шмид преподает в Институте культуры и искусств Луганского национального университета им. Т. Шевченко, в 2004 г. он получил звание почетного профессора этого университета.
«Основная работа заключается в том, что я знакомлю студентов с различной интерпретацией классических произведений и практикой их исполнения, – рассказывает маэстро, – читаю лекции о композиторах, например о моих любимых Моцарте, Бетховене, Гайдне и других классиках. Но я этим не ограничиваюсь, поскольку сам очень люблю и русскую, и украинскую музыку. Я до сих пор вспоминаю пластинку с Шестой симфонией Чайковского, которую слушал в детстве, именно этот композитор и открыл для меня красоту классической музыки. Люблю и ваших композиторов – Гулака-Артемовского, Лысенко и других. А работа со студентами проходит следующим образом: мои ученики самостоятельно готовят программу, показывают ее, а я рассказываю о традициях и тонкостях исполнения выбранных ими произведений».
Курт Шмид активно поддерживает молодых луганских исполнителей. «Считаю одной из своих задач дать возможность как можно большему количеству талантливых ребят показать себя, выступив на большой сцене с хорошим оркестром», – говорит он. Успешные выступления в Вене талантливых луганчан Елены Босенко, Игоря Новикова, Натальи Паранич и Андрея Доценко стали возможны благодаря участию Курта Шмида.
Но все же, «луганский период» в жизни маэстро начался с симфонического оркестра. Как он сам отмечает, жизнь его делится на определяющие десятилетия. Как дирижер он начал работать в 1985 году и на вопрос, почему вдруг у музыканта возникло такое желание, с присущим ему юмором ответил: «Просто вдруг захотелось встать и подвигаться». А о своем появлении в Луганске маэстро рассказывает так: «Мой друг ездил по Украине от торгово-промышленной палаты Австрии с экономической миссией и пригласил меня обеспечивать культурную программу. Так я впервые попал в Украину, поработал с несколькими симфоническими оркестрами. Мы исполняли одну и ту же программу с оркестрами из разных городов – Ужгорода, Одессы, Ялты, Симферополя, в том числе и Луганска. Когда появился в вашем городе, музыканты уже знали, что я представитель традиционной венской музыкальной школы, это вызвало у них определенный интерес. С первой же секунды я почувствовал, что у нас возникло взаимопонимание. После трех дней репетиций мы дали первый концерт венской музыки, в восторге была не только публика, но и сами исполнители. Неожиданно мне предложили стать художественным руководителем коллектива. Честно говоря, мне давно хотелось поработать со своим постоянным оркестром, я думал всю ночь. Но не о том, хочу ли я работать с этим оркестром, а том, в какой точке земного шара я нахожусь. Я просто не представлял, как буду добираться сюда из Вены. Когда мне показали на карте, где находится Луганск, и объяснили, что до Киева можно долететь самолетом, а оттуда ночным поездом (а я люблю спать в поездах), то я тут же согласился. Как раз в то время я заканчивал работу в Венском оркестре».
О луганском оркестре и музыкантах Курт отзывается с искренней любовью: «Когда я впервые увидел оркестр, он напоминал спящую красавицу, которую нужно поцеловать, чтобы она проснулась. В оркестре замечательные музыканты, имеющие очень хорошее образование. Я всегда удивлялся, как на таких плохих инструментах можно так хорошо играть. Мне было абсолютно понятно, что этим музыкантом не хватает перспективы…»
Для луганских оркестрантов с появлением Курта Шмида открылись не только границы государств, но и расширились границы их собственной самореализации и профессионального роста. Оркестр неоднократно побывал за рубежом, выступая не только на скромных концертных площадках Австрии, но и в ее лучших концертных залах. «Мы исполняли «Реквием» Моцарта и 9-ю симфонию Бетховена, поверьте, далеко не каждый оркестр берется за подобные произведения. Во время наших гастролей за рубежом отмечали, что это играет оркестр европейского уровня».
Любовь дирижера с оркестром взаимна. «Это необыкновенный человек, – говорят о нем музыканты, – он замечательный профессионал, он полон оптимизма и юмора – всегда придумывает какие-то шутки, просто заряжает нас своей позитивной энергетикой. Он интересуется всем, чем мы живем, он знает о наших радостях и проблемах, о наших семьях и детях…»
В нынешнем году исполнилось десять лет совместного творчества австрийского композитора и дирижера и симфонического оркестра Луганской филармонии. «Эти десять лет были для меня самыми счастливыми, – говорит Курт Шмид, – Это кульминация моей жизни. Именно здесь я реализовал очень многие свои музыкальные идеи». Так уж сложилось, что юбилей работы с оркестром совпал с личным юбилеем Курта Шмида, и свой 70-й день рождения он отметил с любимым коллективом здесь, в Луганске. Это был незабываемый праздник музыки, радости и любви. Особенно трогательно прозвучала песня «Мои года – мое богатство» в исполнении самого юбиляра. Луганчанин австрийского происхождения пел на русском языке так проникновенно, что, казалось, эта давно известная нам песня написана именно для него, только сейчас, специально для этого волшебного вечера.
«Я и сейчас мечтаю, – улыбнулся маэстро в ответ на вопрос, сбылись ли его мечты, – и, конечно, я счастлив!»
Елена Ходус, газета "Жовтневка"