»Женский клуб» — спектакль о любви и дружбе
Вот и закончились гастроли Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра в Луганске. 14 июня луганчане посмотрели прощальный спектакль «Женский клуб». Это философская и трогательная трагикомедия по пьесе Айвэна Менчелла (перевод Игоря Матиива). В центре внимания три женские судьбы: Дорис, Люсиль и Иды - немолодых трех подруг, которые учатся жить после смерти мужей.
Сколько времени нужно, чтобы прошла боль и можно было начать жизнь заново после смерти любимого человека? Считается ли новая любовь предательством? Можно ли доверять верным подругам, встретив очередную любовь? Эти и другие вопросы решают наши героини и заставляют задуматься зрителей.
Брюнетка Дорис в исполнении заслуженной артистки Украины Татьяны Романюк, блондинка Ида (заслуженная артистка Украины Валентина Полякова) и рыжеволосая Люсиль, роль которой мастерски сыграла Валентина Гаркуша, дружат уже десятки лет и, несмотря на очень разные характеры и темперамент, не представляют жизни друг без друга.
По-разному сложились судьбы женщин, по-разному они относятся и к своему вдовству. Сильная и волевая Дорис отказалась от личной жизни и уже 4 года свято хранит память о своем муже. Она уверена, что так счастлива больше не будет никогда. Ее супруг – идеал всей ее жизни. Поэтому она заявила подругам, что умерла вместе с ним. Спокойная и уравновешенная Ида прожила счастливо в браке. Вот уже два года она вдова. Ида считает, что этого времени достаточно, чтобы начинать налаживать личную жизнь. Она надеется заново встретить на своем пути достойного мужчину. Экстравагантная, непредсказуемая, полная оптимизма Люсиль испытала горечь и унижение в браке. Ее благоверный играл на бирже и проводил время весело и без нее. Словно в отместку своему мужу, Люсиль кокетничает с мужчинами при любой возможности. Ее появление на сцене подобно тайфуну. Каждый раз она удивляет своими новыми нарядами и выходками.
Ветреная Люсиль часто ссорится с порой занудной Дорис. Иде же постоянно
приходится их мирить.
Однажды Люсиль заявила, что не видит смысла жить прошлым. Для нее ежемесячные походы на могилу мужа лишены всякого смысла. Но Ида не разделяет ее мнения. Дорис как бы заняла промежуточное положение между состояниями подруг. Она не ищет новых отношений так самоотверженно, как Люсиль, однако и не готова, как Ида, жить в одиночестве.
Отношения между подругами усложняются, когда они встретили на кладбище мясника Сэма ((заслуженный артист Украины Сергей Лупильцев) , который пришел проведать могилу своей жены в день ее рождения. Между Сэмом и Идой возникает симпатия. Однако Сэм никак не вписывается в «устав» чисто женской компании и настораживают Дорис и Люсиль, ведь Сэм может разрушить их дружбу, лишить подруги, которую они считали своей собственностью.
Эмоциональное состояние героинь передают очень удачно подобранные декорации. Ворох осенних листьев напоминает, что речь идет о женщинах, молодость которых осталась в прошлом. А железные ворота, как бы подводят черту между внутренними противоречиями героинь, между прошлым и настоящим, между жизнью среди живых и ушедшими в мир иной, между горем и счастьем. Одиночество героинь подчеркивает картина мегаполиса, где так просто затеряться.
Кажется, женская дружба начинает трещать по швам. И тут открывается истинное их лицо. Озорная Люсиль оказывается очень ранимой, а ее эпатажное поведение – всего лишь ширма, за которую она прячется, чтобы не вызывать жалости подруг. На самом деле, все это время у нее не было мужчин, как думали Ида и Дорис, просто она не хотела их переубеждать.
Своя тайна была и у Дорис. После смерти мужа она каждый вечер готовила ужин , надеясь, а вдруг он вернется. Она с любовью доставала коробку с его сигарами, чтобы вспомнить запах любимого. А ведь когда-то она пеняла мужу за его вредную привычку курить и оставлять пепел на скатерти. Эх, вернуть бы то время… Признаться же в этом Ида боялась до тех пор, пока не встретила вдовца Сэма, который сумел понять ее и не назвал сумасшедшей.
Нежелание подруг посещать кладбище мужей, Ида расценивает, как предательство. Ее сердце не выдерживает и она умирает.
И вот уже подруги встречаются на могиле Дорис.
Ида обрела свое счастье с Сэмом и едет знакомиться с его сыном и новорожденным внуком. И только Люсиль горько плачет на могиле Дорис. Ее подруги обрели свое счастье – одна покой - рядом с любимым мужем, другая – новую любовь, семью. И только она осталась одинокой. «Я не хочу до конца жизни убирать листья с могил», рыдая, жалуется она ушедшей в иной мир подруге.
Эта комедия с очень печальным финалом заставляет о многом задуматься. Ее главная тема – одиночество человека в огромном мире людей – звучит щемяще. Но жизнь всегда дает нам шанс быть счастливой. Люсиль покидает кладбище и закрывает ворота, которые отделяют мир мертвых от мира живых. Оптимизм придают и новая декорация – тучи расходятся и сквозь них пробивается солнце…
Гастроли Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра прошли с огромным успехом. Луганский зритель провожал мастеров донецкой сцены долгими, бурными аплодисментами и стоя. Теперь с нетерпением будем ждать новых гастролей и новых спектаклей дончан.
Ирина Маринич