Николай Греков об украинских реформах
Не будет открытием, что 2011 год для каждого украинца стал богатым на начало реформ. Прошедший год принес административную, пенсионную, земельную реформы. Какими они стали в региональном измерении и чего от них ожидать жителю маленьких городов «RegioNews» рассказал городской голова Александровска Луганской области Николай Греков.
- Справедливо будет отметить, что 2011 год был богатым на реформы для украинцев. Как Вы оцениваете эти реформы и с чего они должны начинаться в украинском обществе – с честного чиновника или с честного гражданина?
- Я, например, пришел на должность городского головы в 2010 году, в конце года, 11 ноября я приступил к исполнению обязанностей и за 2011 год я не увидел никаких реформ, которые бы положительно отразились или дали тенденцию положительно отразиться на системе местного самоуправления государственной власти. Я могу подчеркнуть одно, что я надеюсь, что на сегодняшний день те реформы, которые задекларировал Президент, все-таки начнет кто-то делать. Сегодня нужно внедрить в Украине очень простые вещи. Обратите внимание, в органы местного самоуправления и в органы государственной власти у нас идут «на заработки». Можно сказать, что сегодня страной управляют штрейхбрейхеры, которые пришли не решать проблемы государства, а для того, чтобы зарабатывать. Это ненормально, когда в стране самые богатые люди – это чиновники. И сегодня нужно произвести национализацию имущества – взять и просто-напросто посчитать: если человек всю жизнь отработал чиновником, то откуда у него квартира, машины, дома, производство? Я думаю, это все нужно спокойно изъять и национализировать. Нет в этом ничего плохого. Это касается как мэров городов, так и чиновников высокого государственного уровня и администраций. Что касается реформ, если обратить внимание – кому сегодня нудны областные советы? Их давно уже нужно ликвидировать. Кому нужны районные администрации (это ветвь Президента)? Их давно уже нужно ликвидировать. Сегодня, к сожалению, те реформы, которые нам пытаются показать, не дают положительных изменений, они дают отрицательный результат. Я являюсь мэром больше года. Мне стыдно говорить, но у меня зарплата – 3 500 гривен. Какой чиновник будет нормально работать, зная, что на эту зарплату он не может прокормить свою семью? И, к сожалению, я об этом говорю, и таких, как я, очень мало – всех остальных устраивает. Попробуйте, пройдитесь, спросите – у нас все рассказывают и декларируют о том, что они пришли для народа и за народ. Вы посмотрите, во что они одеты, во что они обуты, на чем они ездят. Просто нужно сделать перезагрузку. Просто-напросто хорошо посчитать, сделать инвентаризацию и, я думаю, что бюджет страны пополнится на колоссальные деньги, и, может быть, европейский кризис, он и будет, а у нас начнется процветание, если мы перераспределим нечестно заработанным путем те деньги, которые сегодня есть. Вы посмотрите, у кого самые большие дома – и таких вопросов очень много. Сегодня нужно произвести и национализацию земли – началась земельная реформа, идут дебаты по поводу продажи – не продажи земли. Являясь мэром города я могу сказать, что проблемы, которые связаны с землей нашего города, они специфические, но вокруг города Александровска и вокруг города Луганска во главе с бывшим руководителем Управления земельных ресурсов можно назвать сто известных фамилий, кому принадлежат по два гектара выделенные на подведение частного индивидуального хозяйства, сельхозхозяйства, те, что положены каждому гражданину земли. Эти фамилии все знают, их никто не скрывал, они оформляли на себя, на жен, на детей. Эту землю люди брали, значит, для перепродажи, для изменения целевого использования. Я считаю, что ее нужно у них национализировать, им отдать по два гектара, как положено, где-то далеко в сельхозрайоне и пусть они развивают сельское хозяйство. Но они же все платили за это взятки, решали какие-то вопросы. Поэтому, я думаю, нужно посмотреть на примеры той же Грузии, может быть еще каких-то других стран. Может быть даже, как Молдова, которая рядом – когда за несколько дней поменяли 80% чиновников из руководства в структурах (это касается и милиции, и прокуратуры). Вы подъедьте сегодня под самый модный, самый крутой бизнес-центр Киева и подъедьте к районной прокуратуре Киева, я не удивлюсь, если возле бизнес-центра будут стоять машины скромнее, чем там. И время-то пришло и уже нельзя его терять, потому что может это все закончится очень и очень нехорошо. Я надеюсь, что сегодня будут комитетские парламентские слушания, которые касаются городов-спутников. Ситуация не очень простая и может быть часть городов, которые называются спутниками, исчезнут с лица Земли. Но проблема же не в зарплате Грекова или городского совета Александровска. Проблема в тех услугах и в тех моментах, которые сегодня мы должны оказывать людям. Чем житель Луганска, Александровска, Стаханова хуже жителя Киева, Борисполя, Львова? Я думаю, что эти реформы должны начаться жестко. И я думаю, что народ их поймет и поддержит, но только, если народ увидит, что грабят не их, как это у нас зачастую бывает. Посмотрите сегодня, что имеет мэр любого областного центра. Я понимаю, когда человек пришел из бизнеса, чего-то достиг в бизнесе, был предпринимателем, но когда человек после школы и университета стал чиновником и вырос до мэра города или до губернатора, или до начальника какого-то управления, до начальника налоговой, и он входит, не стесняясь, в сотку или двухсотку самых богатых и влиятельных людей – это же абсурд. О какой демократии мы говорим? С нас уже смеется вся Европа и весь мир. Это просто позор.
- В чем Вы видите проблемы городов-спутников? Какие нужны реформы в этом направлении?
- Я говорил уже о своей зарплате. Нельзя сделать счастливыми всех, не сделав счастливым одного. Начать нужно с личности. Когда сегодня есть взаимосвязь города и города в городе или города в районе, к сожалению, зачастую, чиновники, которые стоят в городе, считают себя руководством, что ни в одном законе не подтверждается. Понятие подчиненности в местном самоуправлении отсутствует. Из тех трех ветвей власти, которые есть в Украине: законодательной, исполнительной и судебной, местное самоуправление не относится ни к одной из ветвей власти, это отдельная институция. И вот эти все реформы нужно начинать исходя из этого, нужно определить статус и принадлежность, и функции конкретной структуры. Если мы сегодня выполняем функцию обеспечения жизнедеятельности территориальной громады, то эту функцию нужно максимально приблизить к людям. И неважно, село это или поселок, деревня. Должна быть непосредственная связь между органом местного самоуправления и жителями – каждым конкретным человеком территориальной громады. Мы можем взять реформы, которые прошли в Польше, - они были абсолютно противоположные. Как говорят, велосипед изобретать не надо – он изобретен давно, зачем делать что-то новое, если можно взять и поучиться у тех стран, у которых уже есть вековые традиции, взять ту же Европу. Поэтому нужно начать со здравого смысла, с создания нормальных условий, я вернусь опять же к нищенской заработной плате мэров городов, вернусь к нищенской заработной плате городов-спутников, вернусь к нищенской мизерной заработной плате работников органов местного самоуправления. Сегодня стыдно говорить, когда зам мэра получает 2 000, специалист получает 1 000. Меня удивляет, как сегодня с такими зарплатами люди не умирают от голода, а улицы не усеяны трупами людей. Удивляет и тот факт, как при такой заработной плате люди умудряются выживать. О какой качественной услуге можно говорить?
- На опыт каких стран, по Вашему мнению, нужно ориентироваться и если уже сегодня создавать такие условия, о которых Вы говорите, сколько это займет времени?
- Я думаю, что первая каденция Виктора Федоровича может завершиться нормальным воплощением земельной реформы, административно-территориальной реформы – это разграничение земель, когда мы говорим о разграничении земель села и районов, мы почему-то забываем, что городам тоже нужна своя земля. Чем отличается житель города и почему он ущемленней жителя села, который имеет право на землю. Нам нужно определиться с Крымом. Я считаю, что его нужно лишить полномочий автономии и сделать обычной областью, потому что если мы живем в унитарном государстве и все равны, то почему там депутат Верховного Совета Крыма, а у нас депутат областного совета? Территориальное устройство должно быть одинаковым. И реформа местного самоуправления государственной власти. Реформа государственной власти есть, есть сокращения, не всегда, конечно, это качественные вопросы, и существует проблема кадров. Она существует на любом уровне сегодня в Украине. К сожалению, с уходом коммунистов, которые сделали очень много плохого для бытия сегодняшней Украины, у нас ушла и кадровая школа. Вот кадровой подготовки сегодня нет ни в одном из органов государственной власти, ни в системе местного самоуправления. Понятие кадровый резерв вообще отсутствует.
- Как можно решить проблему кадровых ресурсов, о которых шла речь?
- Нужно обучать, перепрофилировать, учить, как это было, может быть хорошо, в армии: не можешь – научим, не хочешь – заставим. Поэтому без жесткой руки ни одна реформа не будет осуществлена. Китайцы говорят – не дай бог родиться в эпоху перемен, но я вижу, что у Президента сегодня есть воля, у него есть желание, и мы на местах готовы полностью поддержать все реформы, которые предлагает Президент Украины.
Источник: