Сам себе защитник: защита прав потребителя в домашних условиях
А ведь и ты на таком попадался! Ну, попадался же! Вспомни, покупаешь баночку любимых сардинок (или чего-то другого, но не менее любимого), отрываешь, а вместо ожидаемого деликатеса нечто никак не соответствующее твоим гастрономическим ожиданиям. Или вот ещё, покупаешь МР 3 – плейер, а он оказывается в совершенно нерабочем состоянии. Что ни говори, ситуации неприятные. Чтобы ты не портил себе нервы из-за чьей-то недобросовестности, для тебя снова постарались юристы из адвокатской компании «Чудовский и партнёры». Твоему вниманию предлагается небольшая, но очень полезная памятка, как отстоять свои потребительские права.
Шаг 1. Проверка расчётного документа.
Мы об этом ещё с детства слышали. Ведь говорили нам старшие: «Сохраняй чек!» Не знаю, как ты, а в детстве мало прислушивался к подобным рекомендациям. До тех пор, пока в сознательном возрасте не пережил 15 минут позора, когда продавщица отказывалась вернуть мне деньги за плавленый сырок, который оказался заплесневелым. Вот тогда-то я и вспомнил ту рекомендацию. «Чек - это документ, являющийся доказательством покупки именно этого товара именно у этого продавца», - продолжает мой ликбез специалисты из адвокатской компании «Чудовский и партнёры» Игорь Чудовский. Да что там чек! Подойдёт любая бумага, на которой содержится информация о дате покупки, а также подтверждающая, что данный документ выдан именно продавцом. Поэтому, требуй и обязательно сохраняй чек.
Шаг 2. Не пренебрегай устной беседой!
Общительность в большинстве случаев приносит пользу. Так и в нашем случае, как ни банально это звучит, но устное обращение к продавцу, производителю или исполнителю (товара или услуги) может разрешить назревающий конфликт. Иной раз достаточно позвать администратора и напомнить ему о том, что Закон «О защите прав потребителей» ещё никто не отменял. Сам поступал так неоднократно. Уверяю, несколько раз это действительно помогало.
Шаг 3. Направление продавцу письменного заявления.
Этот шаг предусмотрен на тот случай, если твои устные призывы услышаны не были. Готовим письменное обращение. В данной бумаге вам надлежит настоятельно от продавца, производителя или исполнителя потребовать выполнить одно из ваших требований. Обрати внимание, все нижеприведённые пункты закреплены действующим законодательством. Поэтому смело требуй:
- бесплатно устранить недостатки товара или возместить расходы на их направление потребителем или третьими лицами;
- заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации), надлежащего качества;
- соответственно уменьшить его покупательную способность;
- соответственно пересчитать покупательскую цену;
- расторгнуть договор и возместить причинённый ущерб.
«Заявление желательно направлять телеграммой или письмом с уведомлением», - рекомендует президент адвокатской компании «Чудовский и партнёры» Игорь Чудовский. Отечественные законы дают продавцу 14 дней (с момента получения письменного обращения) для устранения недостатков. В случае нежелания удовлетворить твои требования, не забывай о том, что ты вправе потребовать, чтобы продавец письменно подтвердил свой отказ. Эта бумага очень пригодится при обращении в суд.
Шаг 4. Суд как последняя инстанция.
«Это есть наш последний и решительный бой!» - пелось в известном ретро-хите. Они проигнорировали ваши устные и письменные обращения? Пора обращаться в суд! Здесь снова прислушайся к юристам. Обязательно укажи в заявлении:
- свои фамилию, имя и отчество;
- домашний адрес;
- кратко изложи обстоятельства дела (с указанием полного наименования субъекта хозяйствования, названия товара, даты его покупки; подтверди факт твоего обращения к субъекту хозяйствования и отказ продавца осуществить твои требования).
Также в твоём судебном иске не лишним будет изложить свои требования к продавцу, а также, сославшись на ст.23 Закона Украины «О защите прав потребителей» потребовать наложить на субъект хозяйствования штраф. «При обращении в суд необходимо знать, что в соответствии со ст.110 Гражданско-процессуального кодекса Украины при подаче искового заявления о защите прав потребителей, данные иски подаются в суд по месту жительства истца, а не по местонахождению ответчика, как по другим категориям дел», - уточняют наши консультанты из адвокатской компании «Чудовский и партнёры». И ещё одна очень важная мелочь: при обращении в суд о защите прав потребителей истец освобождается от уплаты судебного сбора. Что называется, все карты в руки.
Пи.Эс. Ранее существовала ещё одна инстанция, призванная защищать права потребителей – профильные управления. Но, в данный момент они переживают стадию ликвидации. Управления по защите прав потребителей планируют заменить на так называемые госпотребинспекции, которые, если верить реформаторам, сформируют «по европейским принципам». А именно, увеличат количество проверяющих инспекторов и предоставят новым структурам больше полномочий. Но, любая реформа требует времени. Поэтому пока что в качестве последнего пункта в борьбе за свои права потребителям придётся ограничиться судом.