Реформа здравоохранения по-лугански: нет денег на «жигули», давайте купим «мерседес»!
Газета «Советская Луганщина» опубликовала интервью с главным врачом стоматологической поликлиники № 2 Игорем Витальевичем Шубчинским. Несколько позже, данный текст опубликовала
Учитывая социальную значимость поднятой темы, «Параллель-медиа» (с разрешения автора интервью) публикует данных текст без сокращений.
В 2011 году финансовый норматив расходований на здравоохранение на одного луганчанина – 449,9 гривен в год. Долларовый эквивалент – 56$. В Советском Союзе этот показатель составлял 230-240$ на каждого гражданина страны. Как видим, в современной Украине практически в пять раз сокращены бюджетные ассигнования на здравоохранение. И это, похоже, не предел. Грядут реформы. Но спасут ли они нашу медицину? Об этом беседуем с главным врачом стоматологической поликлиники № 2 Игорем Витальевичем Шубчинским.
- Игорь Витальевич, в трех регионах Украины начался эксперимент по реформированию медицинской отрасли. Основная идея – объединить мелкие больницы в крупные медицинские центры, чтобы таким образом гарантировать доступность качественной медицинской помощи населению. При этом никаких финансовых средств под эксперимент не заложено.
- Отсутствие финансирования – очень важный момент. Любые реформы – это изменения, которые требуют дополнительных средств. Сложно упрекнуть авторов реформы в нелогичности, и создание крупных медицинских центров – идея правильная. Но в начале необходимо их построить, оснастить современным оборудованием, обеспечить кадрами. Первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова очень красиво и убедительно показала на виртуальном графике, как три маленькие больницы чудесным образом превращаются в одну большую. Но как это сделать реально? Разве можно «растянуть» здание, словно оно резиновое, или центры вырастут как грибы после дождя? В нынешних условиях финансирования, которым предусмотрено обеспечение только 96 процентов защищенных статей (коммунальные платежи и зарплата медработников) и никакого капитального строительства, разговоры о реформах – обман, который легко просматривается. Это все равно, что сказать: у нас нет денег на «жигули», поэтому давайте купим «мерседес».
- 49-я статья Конституции запрещает сокращать сеть медицинских учреждений, поэтому сейчас говорят только о сокращении отделений, койко-мест.
- Если человеку вместо пятисот грамм хлеба давать только сто (это – блокадная норма) – мы получим соответствующий результат. На блокадном пайке находится и современное здравоохранение. И всякие разговоры о том, что оно нуждается в реформировании, бессмысленны. Я не хочу обвинять правительство в том, что оно не желает выделять деньги. Да их просто нет! Они уже давно переведены в оффшоры, на счета, за границу, а ставшие частными предприятия бюджет не наполняют в такой степени, как они это делали, будучи в свое время государственными. Но власть ведь не может объявить государство банкротом, не может признаться в том, что социальная система сведена на нет. Власть говорит: система здравоохранения – плохая, поэтому будем ее реформировать.
- Система Семашко признана лучшей в мире. На ее принципах выстроено здравоохранение Великобритании. Почему же украинские правители, которые так любят смотреть в сторону капиталистических государств и ставить их в пример, засомневались в гении советского наркома?
- Анализируя процессы, происходящие с нашей системой здравоохранения, нужно посмотреть, что происходит с нашим государством с того самого момента, когда оно перестало быть частью СССР. Сравним два исторических периода. Советский: 75 процентов бюджета уходило на вооружение, чтобы не повторился 1941 год, но даже в этих условиях колоссальных финансовых трат 6,5 процента бюджета выделялось на здравоохранение. В период независимости гонки вооружения нет, да и оружие все распродано, тем не менее в бюджете едва находится 2,6 процентов на медицину. Вот и все!
И все утверждения реформаторов о том, что у нас много лишних коек, больниц, врачей – не объективно. Болезней ведь не стало меньше, верно? Также, существенно сократились продолжительность жизни и численность населения.
- В последнее время стихли разговоры о страховой медицине.
- Думаю, в этом есть и заслуга коммунистов. Им удалось убедить правительство в том, что государственная система здравоохранения в пять раз дешевле страховой и не следует создавать паразитирующих посредников между пациентом и врачом.
Но теперь власть столкнулась с ситуацией, когда и существующую систему здравоохранения, минимальную по своей затратности, сложно удержать. Потому что мы построили зависимое буржуазное государство, которое впутано в паутину долгов и является ничем иным как трофейной территорией. Соответственно, на ней проводится политика мировых глобальных элит. И нашей власти приходится в логику этой политики встраиваться. А это 120 миллиардов долгов, которые висят тяжким грузом и под которые нам диктуют политические условия. Одним из требований является уменьшение социальных гарантий. И это касается не только медицины, но и образования, пенсионного обеспечения, социальной защиты. Что происходит? Мировая элита осуществляет планы по сокращению численности населения планеты. Поэтому эффективная система по оказанию медицинской помощи не нужна. Это – процесс целенаправленного разрушения, но под прикрытием реформирования.
- Есть ли будущее у Украины?
- Никаких социальных шансов для населения Украины уже не существует. У нас есть единственный путь – реинтеграция постсоветского пространства. Когда мы снова объединимся в том объеме, которого будет достаточно для самовыживания. Современные экономисты подсчитали, что 250-500 миллионов человек – это минимальное общественное пространство, которое в состоянии стабильно существовать и развиваться. 40-50 миллионов – пространство несамодостаточное в принципе, оно будет зависимым в любом случае. Поэтому нужно забыть о независимости, разновекторной политике – все это только еще больше запутывает страну в долговой сети. Любое следующее правительство будет все глубже и глубже погружать Украину в долговую яму. Только единое экономическое пространство – Россия, Украина, Беларусь, Казахстан – позволит восстановить союзную политическую модель, экономические связи, соответственно, наполнить бюджет, поднять уровень жизни населения и вот тогда можно будет говорить о восстановлении социальных систем, в том числе и медицины.