Сработает ли в пользу Украины новый Закон о госзакупках?
30 июня 2010 года вступил в силу долгожданный Закон Украины "Об осуществлении государственных закупок", который устанавливает новые правовые и экономические принципы для проведения государственных закупок и призванный ввести в цивилизованное русло этот процесс в Украине. Специалисты
Новый закон содержит ряд принципиальных новаций в процедурах государственных закупок, которые существенно изменяют нормативное регулирование этого процесса. Главной новацией закона является разграничение функций выработки государственной политики и контроля за осуществлением госзакупок. Первая закреплена за Министерством экономики, вторая положена на Антимонопольный комитет Украины как орган обжалования. Законом также вводится усовершенствованный механизм обжалования, который более детальный и понятный. Вместе с тем, возникают сомнения относительно способности АМКУ беспристрастно и профессионально выполнять эти функции, учитывая его нынешний статус, перегруженность текущей работой и новизну этих функций для него.
Другой новацией закона является закрепление "принципа недискриминации", который заключается в предоставлении одинаковых условий украинским и иностранным участникам процесса госзакупок. Нормативная фиксация этого принципа в национальном законодательстве выплывает из обязательств Украины в рамках ВТО, а также требований, которые выдвигает в Украину Евросоюз в рамках переговоров относительно создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Таким образом, такое нововведение может считаться следующим шагом в направлении дальнейшей гармонизации украинского законодательства с международными стандартами. На практике оно должно способствовать созданию конкурентной среды в сфере государственных закупок и повышению инвестиционной привлекательности Украины для иностранцев. В то же время, этот принцип несет определенные риски для отечественных производителей, которые могут не выдержать конкуренцию с иностранными компаниями.
Оценивая введенные новой редакцией закона изменения, можно констатировать, что они создают в целом позитивные предпосылки для уменьшения пространства для коррупционных действий в сфере государственных закупок. Вместе с тем, становление цивилизованной практики в сфере государственных закупок будет требовать еще значительного времени, поскольку понадобится принятие специальных подзаконных нормативных актов для регулирования процедур государственных закупок в отдельных сферах. Кроме того, как подтверждают украинские реалии, наличие лишь прогрессивных законодательных рамок может оказаться недостаточным для эффективного государственного регулирования этой сферы, которое кроме этого требует также утверждения постоянной правоприменимой практики.