Новини Івано-Франківська та області

Социальный квартирный учёт для переселенца или миссия невыполнима?

11 октября 2018 года вступил в силу Закон о внесении изменений в Закон Украины «О жилищном фонде социального назначения», который включил вынужденных переселенцев в перечень лиц, имеющих право на социальное жильё.

Очевидно, руководствуясь благими намерениями относительно переселенцев из социально незащищённых слоёв населения, законодатели сделали попытку обеспечить минимальные стандарты для проживания внутренне перемещённых лиц (ВПЛ) на подконтрольной Правительству Украины территории. Была ли эта попытка успешной?

Предлагаем разобраться.

Вопрос №1. Что такое социальное жильё?

Согласно Закону Украины «О жилищном фонде социального назначения» (далее – Закон) органы местного самоуправления формируют жилищный фонд социального назначения, в который входят:

- жильё социального назначения для определённых категорий граждан (указанных в статьях 10 – 12 Закона), которые не имеют другого жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий. Эти граждане должны встать на социальный квартирный учёт (в народе – «в квартирную очередь»);

- социальные общежития, которые предоставляются на время пребывания на социальном квартирном учёте при условии, что подобное жильё – единственное место жительства.

Жильё из фонда социального назначения в собственность не передаётся. Однако беспокоиться по этому поводу не стоит. Если у съёмщиков (жителей) социального жилья нет денег на приобретение собственного, то местная власть никого выгонять не станет. Единственное, что должны делать органы местной власти – ежегодно проверять финансовое положение съёмщиков (жителей).

До 11 октября 2018 года законодатель предоставлял право встать на социальный квартирный учёт только определённой категории ВПЛ – сотрудникам временно перемещённых высших учебных заведений и учреждений при наличии справки о взятии их на учёт как ВПЛ. Теперь Закон добавил всех вынужденных переселенцев в перечень граждан, которые имеют право на получение жилья из фонда социального назначения.

Воспользоваться данным правом ВПЛ могут, если у них нет другого жилья на подконтрольной Правительству Украины территории, или их жильё было разрушено (уничтожено) или повреждено до состояния, непригодного для проживания вследствие вооружённого конфликта на Востоке Украины. Вроде бы всё в порядке, но...

Вопрос №2. Как встать на социальный квартирный учёт?

Кабинет Министров Украины (КМУ) имеет утверждённый Порядок взятия граждан на социальный квартирный учёт, их пребывание на таком квартирном учёте и снятие с него (далее – Порядок).

Основной проблемой в данном Порядке для вынужденных переселенцев была и будет справка о месте жительства и составе семьи (в народе – «Форма 3 из ЖЕКа»). Такую справку выдают в Центрах административных услуг только тем лицам, которые имеют постоянное место регистрации («прописку») в населённом пункте на подконтрольной Правительству Украины территории. Однако у подавляющего большинства вынужденных переселенцев просто нет возможности зарегистрироваться и, как следствие, получить такую справку.

Логично было бы сделать исключение для вынужденных переселенцев и отменить предоставление Формы 3. Однако законодатель этого не сделал, а наоборот, дополнил перечень необходимых документов: «Внутренне перемещённое лицо к заявлению о взятии на социальный квартирный учёт, кроме указанных документов, предоставляет копию справки о взятии на учёт внутренне перемещённого лица и копии справок о взятии на такой учёт членов его семьи».

Норвежский совет по делам беженцев подтверждает свою позицию о необходимости юридической защиты уязвимых категорий ВПЛ в отношении обеспечения их социальным жильём.

Поэтому мы привлекаем внимание (КМУ) к необходимости изменить Порядок взятия граждан на социальный квартирный учёт, их пребывание на таком учёте и снятие с него, а именно исключить справку о месте жительства и составе семьи из перечня документов, которые прилагаются к заявлению ВПЛ о взятии на социальный квартирный учёт.

Такой шаг позволит реализовать регуляторный механизм, который предусмотрен Законом о внесении изменений в Закон Украины «О жилищном фонде социального назначения».

Консультацию и правовую помощь по вопросам, связанным с реализацией жилищных, земельных и имущественных прав внутренне перемещённых лиц и людей, пострадавших вследствие конфликта, можно получить в центрах правовой помощи Норвежского совета по делам беженцев, которые находятся по адресам:

• пгт Станица Луганская, ул. Центральная, 30;

• г. Краматорск, ул. Катеринича, 13;

• г. Северодонецк, ул. Федоренко, 10

Или по телефону «горячей» линии: 0 800 302 007 (бесплатно со стационарных и мобильных телефонов).

Информирование, консультирование и правовая помощь на Facebook: https://www.facebook.com/ua.nrc.no/

Все услуги Норвежского совета по делам беженцев предоставляются бесплатно.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Агентства ООН по делам беженцев (UNHCR). За содержание статьи ответственность несёт исключительно Норвежский совет по делам беженцев, и она ни в коей мере не отражает официальную точку зрения Агентства ООН по делам беженцев.

 


Читайте також