Новини Івано-Франківська та області

В тихом омуте…

Прав был бывший посол США в УкраинеДжеффри Пайетт заявляя: «Коррупция на высшем уровне является для Украины большей угрозой, чем российские танки».

Предлагаемое читателю журналистское расследование лишь подтверждает истину: для солдат — война, а для генералов она — мать родна.

К сожалению, это — реальность сегодняшней жизни, которую стараются не замечать правоохранительные органы.

Вместо предисловия

В стране более трех лет идет так называемая антитеррористическая операция, а по сути — гибридная российско-украинская война. Казалось бы, во время войны Министерство обороны Украины (МОУ) должно решать задачи организации обороны страны, совершенствования мобилизационного развертывания, материально-технического и прочего оснащения войск, заниматься многими другими неотложными вопросами. Только на деле все происходит несколько иначе.

Ежедневно знакомясь с новостями, возникает ощущение, что мы живем в каком-то сюрреальном мире, где может сочетаться трагедия на востоке страны и феерия Евровидения в столице. Даже удивительно: где-то на Донбассе каждый день идут обстрелы и льется кровь, во многие семьи пришла беда и страдания, а для кого-то жизнь превратилась в ежедневные праздники и фейерверки, в поток взяток и роскоши.

Украина за два последних года поднялась с седьмого на первое место в рейтинге коррупции E&Y. Свой посильный вклад в этот процесс вносят и военные чиновники. Периодически всплывает информация о ворах с крупными звездами на погонах. Кого-то схватили за руку при покупке дизтоплива и мазута для армии, где-то обнаружили серьезные нарушения при приобретении продуктов питания, военного обмундирования или средств индивидуальной защиты для личного состава.

Мы же расскажем о новой коррупционной схеме военного ведомства, которая успешно практикуется во многих гарнизонах Министерства обороны. Речь пойдет о земле обороны, которую государство и местные громады передали для нужд военного ведомства.

Титушки в госпитале

В мае 2016 года ряд украинских интернет-изданий  выдали на-гора сенсацию. Смысл ее сводился к следующему: в Центральный военный клинический госпиталь, где лечатся бойцы АТО, привезли автобус с «титушками». Эти молодые люди, угрожавшие совершить провокации, приехали отстаивать интересы какого-то частного предпринимателя. 

Подробности события мы решили узнать на месте. Оказалось, что на закрытой территории госпитального морга стоял пустой автобус.  Руководитель службы госпитальной охраны комментировать происшествие не стал.  Администрация Национального военно-медицинского центра «Главный военный клинический госпиталь» (далее — Госпиталь)  рекомендовала обратиться к руководству Киевского квартирно-эксплуатационного управления (далее — ККЭУ), которое является балансодержателем военного имущества в столичном гарнизоне и заключает договора аренды с предпринимателями.

Чтобы разобраться в перипетиях озвученной проблемы, мы сделали официальный запрос к начальнику ККЭУ К. Дицуленко о предоставлении публичной информации - договора аренды с Предприятием ритуальных услуг Киевского городского союза ветеранов Афганистана (далее — Предприятие), чьи «титушки» участвовали в конфликте у госпитального морга. 

Согласно заключенного договора К. Дицуленко передал в аренду госпитальную техническую площадку размером 40 м2  на 3 года директору ритуального Предприятия Е. Тихончук.

Надеясь прояснить ситуацию, мы сначала по телефону обратились к Е. Тихончук с просьбой прокомментировать сделку по аренде и подробности возникшего конфликта на территории Госпиталя. Однако директор Предприятия категорически отказалась давать какие-либо пояснения. Она посоветовала обратиться с заданными вопросами к представителям МОУ. На наше обращение с аналогичной просьбой к руководству ККЭУ последнее также не захотело давать какие-либо комментарии прессе.

Такая секретность «бизнеса» военного ведомства лишь усилила профессиональный интерес и подтолкнула к проведению журналистского расследования. В итоге, пришлось потратить немало усилий, чтобы самостоятельно разобраться в разгоревшемся скандале и выяснить, «где собака зарыта».

Смерть как источник большого бизнеса

Прежде, чем начать серьезный разговор, сделаем маленькое лирическое отступление от темы. Общеизвестно, что похоронный бизнес - довольно прибыльное дело . Смерть давно превратилась в такой же товар, как хлеб или мясо.

По оценке Министерства регионального строительства объем рынка ритуальных услуг  в стране за год вырос на 23% и составил 1,6 млрд грн.  Предоставленные цифры отражают лишь верхушку айсберга похоронного бизнеса.  Сведущие в нем лица стараются не делиться подробностями, т. к. значительная часть ритуальных услуг скрыта от людских глаз и пребывает в тени.

В коммерции на умерших активно участвуют медицинские работники и правоохранительные органы, которые своевременно и оперативно информируют ритуальные фирмы о потенциальных «клиентах». Порой за каждого из них идет борьба буквально не на жизнь, а на смерть. Жесткая конкуренция на теневом рынке похоронных услуг заставляет его участников идти на различные махинации и коррупционные преступления.

Законы ритуального бизнеса требуют, чтобы предприниматель был как можно  ближе к клиенту. Оказывается, правило «вытянутой руки» эффективно работает не только в среде банкиров или профессиональных попрошаек, но и среди мастеров похоронного дела. Здесь важно как можно скорее оказаться в нужном месте и в нужное время. Поэтому связь  с моргами, кладбищами, патологоанатомическими бюро — непременное условие успешного похоронного бизнеса. С этими учреждениями ритуальных дел мастера предпочитают дружить, а еще лучше — открыть там торговую точку.

Честь мундира превыше всего

Продолжим наше повествование. Четыре года назад к заместителю министра обороны А. Бабенко от имени Киевского городского союза ветеранов Афганистана обратилась директор Предприятия Е. Тихончук.  Она попросила предоставить в здании госпитального морга Центральной патологоанатомической лаборатории МО Украины (ЦПАЛ) помещение до 25 м2 для аренды  или разместить  ее киоск площадью до 30 м2  возле морга.  В качестве бонуса Е. Тихончук предложила маркетинговую «фишку» - систему скидок на похоронный сервис для военнослужащих.

Военный чиновник проявил искренний интерес к «ритуальным» скидкам для военнослужащих от частного Предприятия. Поэтому вскоре через медицинский департамент был сделан запрос о возможности открытия похоронного бизнеса на территории госпиталя.  Администрация военной лечебницы ответила, все функции по приему заказов и предоставлению ритуальных услуг уже выполняет городская ритуальная служба, и потребности в размещении новой торговой точки нет.

Только высокие чиновники военного ведомства не могли устоять от соблазна коммерческой сделки и настаивали на своем. Использовав служебное положение, они склонили руководство Госпиталя согласиться на аренду технической площадки у Центральной патологоанатомической лаборатории МО Украины (ЦПАЛ) для размещения киоска ритуальных услуг.

Возможно, коррупционная сделка и состоялась бы, если не противодействие со стороны начальника ЦПАЛ А. Денисюка. По его мнению, действия  военных чиновников МОУ были противозаконными, поэтому он лично обратился к Министру обороны, народному депутату и в другие инстанции.

Министр С. Полторак в своем ответе на депутатский запрос отметил, что после заключения скандального договора аренды его ведомство проводило служебное расследование по аренде  злополучной технической площадки. Только не любят военные показывать грязные пятна на своих парадных мундирах. Поэтому и вывод комиссии предугадать было не сложно: «фактов нарушения со стороны должностных лиц  Киевского КЭУ во время заключения договора аренды своего подтверждения не нашли».

И один в поле воин

А тем временем «война» за госпитальную техническую площадку шла полным ходом. Попытки работников Предприятия попасть на арендуемую территорию встречали активное  сопротивление со стороны сотрудников патологоанатомической лаборатории. Порой конфликт доходил до физического противоборства: в результате очередной разборки вокруг захвата технической площадки появились первые пострадавшие. Во время столкновения с «арендаторами» начальнику ЦПАЛ А. Денисюку плеснули в лицо кипятком. В результате он  две недели находился на больничной койке с термическим ожогом глаза. Возбуждено уголовное производство.

 

В личной беседе А. Денисюк нам пояснил, что к нему неоднократно обращалась директор Предприятия Е. Тихончук, которая за взятку просила содействовать заключению договора аренды для размещения магазина ритуальных услуг. Он отказал ей, т.к. считал незаконным сдачу в аренду технической площадки. Когда А. Денисюк узнал, что руководство ККЭУ подписало договор с Предприятием, стал обращаться в различные инстанции с требованием его отмены.

Чтобы не выносить сор из своего ведомства, следуя известной фразе: «Нет человека — нет проблемы», директор военно-медицинского департамента  А. Верба издал незаконный приказ об увольнении А. Денисюка «по завершению срока» бессрочного (!) договора. Теперь бывший начальник ЦПАЛ более 2 лет через суд пытается восстановить свои трудовые права.

Своего апогея конфликт достиг, когда «титушки» Предприятия силовым путем пытались установить «ритуальный» автобус на технической площадке. Лишь после того, как эта история получила широкую общественную огласку, а конфликтом вокруг спорной аренды и незаконным увольнением должностного лица из МО Украины заинтересовались  журналисты-расследователи, бизнес-партнеры решили прекратить дальнейшее сотрудничество.

Вскоре после инцидента с «титушками»  договор аренды был приостановлен «по согласию сторон». 26.05.2016 г. техническая площадка была возвращена Киевскому КЭУ МО Украины, о чем был составлен соответствующий акт приема-передачи.

Техническая площадка — объект аренды или мошенничества?

Чтобы прояснить ситуацию о законности передачи в аренду асфальтированной технической площадки,  мы решили провести собственное журналистское расследование.

По инициативе общественной организации доктором юридических наук, профессором, заведующим сектора проблем аграрного и земельного права Института государства и права им. В.Корецкого НАН Украины П. Кулиничем была проведена соответствующая экспертиза.

Полученный экспертный вывод однозначен:

1) техническая (бетонированная, асфальтированная) площадка по своим индивидуальным характеристикам не является объектом недвижимого имущества как в соответствии с Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», так и в соответствии с Гражданским кодексом Украины и другими законодательными актами Украины;

2) передача в аренду технической (бетонированной, асфальтированной) площадки без передачи в аренду земельной поверхности, на которой она устроена, является нарушением законодательства Украины об аренде земли, т. к. является скрытой арендой земли.

Зачем военное ведомство под видом аренды технической площадки занимается скрытой арендой земли? Может за этой схемой прячутся лишь личные интересы представителей арендодателя и арендатора в ущерб интересам территориальной громады?

Экспертная оценка рыночной стоимости 40 м2 земельного участка в Киеве, на котором находится злополучная техническая площадка, составляет $5,2 млн. Соответственно местный (или государственный) бюджет из-за незаконного использования данного земельного участка мог недополучить арендную плату  за  год в размере более 912 тыс. грн.

Получается так, что высокий военный чиновник, используя служебное положение, незаконно сдал в ущерб территориальной громады земельный участок частной фирме. Думал он об общественном благе или о собственном кармане?  Ответ очевидный, и им должны заинтересоваться правоохранительные органы.

Бизнес в погонах: случайная закономерность?

Мы решили проверить: описанная история с незаконной сдачей в аренду госпитальной технической площадки — это случайность или закономерность? Проведенный мониторинг материалов газеты Фонда государственного имущества «Ведомости приватизации» показал, что выявленный случай сдачи в скрытую аренду  земли военным ведомством — типичная практика, распространенная по всей стране.

Официальный источник Фонда государственного имущества свидетельствует о том, что за 9 месяцев квартирно-эксплуатационные службы МО Украины сдали в скрытую аренду (под видом технических площадок) 23 земельных участка, принадлежащих государству (территориальным громадам), общей площадью 38270 м2. А сколько уже было сдано и будет еще сдано после нашего расследования, одному Богу известно.

География  арендного «бизнеса» военного ведомства довольно обширная (см. инфографику).  Безусловными лидерами в этом процессе являются службы КЭУ  в военных городках Львова, Харькова, Житомира и Днепропетровска.

О том, что МОУ занимается незаконной сдачей в аренду так называемой «земли обороны», подтвердил военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов. В интервью  он пояснил: «Военные городки, полигоны и освободившиеся земли — все это можно называть техническими площадками… На этих земельных участках могут строиться дома, могут строиться торговые центры или что-либо подобное. Договор заключается буквально на сумму три копейки за аренду, а остальное все расходится по рукам в виде квартир, в виде больших откатов или каких-то других материальных ценностей».

Вместо послесловия

В Украине три года идет война. На фронте гибнут и получают увечья солдаты. А в это время в тылу военные чиновники с большими звездами занимаются незаконным «бизнесом» - распродают Родину.

В Госпитале, о котором мы вспомнили в настоящей публикации, за взятку задержан начальник  одной из клиник.

МОУ периодически сотрясают коррупционные скандалы: то генерал занимается рэкетом предпринимателей, то комбат «обдирает» контрактников, то генерал проводит тендер для «своих»  и т. д. и т.п.

Недавно министр МОУ С. Полторак утвердил «Кодекс добропорядочного поведения и профессиональной этики военных должностных лиц, государственных служащих и других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, в Министерстве обороны Украины и Вооруженных силах», надеясь им поставить заслон «проявлениям коррупции в оборонном секторе».  Может не кодексами, а конкретными решениями военных трибуналов следует наводить порядок в военном ведомстве? Тогда война и не будет для кого-то матерью родной.

Чтобы поставить логическую точку в своем расследовании, год назад мы обратились с заявлением о преступлении к Генеральному прокурору Украины Ю. Луценко с просьбой проверить установленные факты и привлечь к ответственности виновных лиц. В итоге бюрократическая машина правоохранительная машина спустила все на тормозах. Заявление не было внесено в Единый реестр досудебных расследований, а отправлено по большому кругу: из ГПУ в Военную прокуратуру Центрального региона Украины, далее — военному прокурору Киевского гарнизона.

Заместитель военного прокурора Киевского гарнизона О. Андрющенко не нашел оснований для внесения нашего заявления в  Единый реестр досудебных расследований и с целью дальнейшей проверки его отправил … в Службу безопасности Украины.

Скоро исполнится год как СБУ набрало в рот воды… Тихо в омуте.

Олег Перетяка для Параллель-медиа


Читайте також