ОБСЕ: В Донецкой области увеличение случаев обстрелов
Донецкой области СММ констатировала большее количество случаев нарушения режима прекращения огня в период с вечера 17 до вечера 18 февраля (включая почти 300 взрывов) по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано 200 взрывов.
Об этом сообщает пресс-служба Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине.
За последующие сутки Миссия также зафиксировала увеличение количества таких нарушений, в том числе около 610 взрывов.
Большинство взрывов, зафиксированных Миссией, произошли в районе треугольника Авдеевка–Ясиноватая–Донецкий аэропорт. Так, вечером 18 февраля за один час наблюдатели зафиксировали почти 150 взрывов от артиллерийского огня в районах Горловки и Светлодарска.
Так, в ночь на 18 февраля в центре подконтрольного «ДНР» Донецка наблюдатели слышали 90 взрывов неопределенного происхождения на расстоянии 7–8 км к северу от своего местонахождения. С этой же позиции в ночь на 19 февраля они слышали 127 взрывов неопределенного происхождения к северу, северо северо востоку, северо востоку, западу и северо западу.
Вечером 17 февраля и в ночь на 18 февраля камера СММ на подконтрольной «ДНР» шахте «Октябрьская» (9 км к северо западу от центра Донецка) зафиксировала 14 взрывов неопределенного происхождения, 24 снаряда, пролетавших с запада на восток, и 8 осветительных ракет (7 из которых были выпущены вверх, а одна с юга на север). Вся эта огневая активность, которая началась с 13 снарядов с запада на восток, была зафиксирована на расстоянии 6–8 км к северо северо востоку от камеры.
Вечером 18 февраля и в ночь на 19 февраля эта камера зафиксировала перестрелку, включая 164 взрыва неопределенного происхождения, 11 осветительных ракет, выпущенных вверх, 41 снаряд с северо запада на юго восток, 34 снаряда с юго востока на северо запад, 11 трассирующих снарядов с запада на восток, 19 снарядов с запада на восток, 39 трассирующих снарядов с востока на запад и 4 снаряда с востока на запад. Вся эта огневая активность, которая началась с 11 трассирующих снарядов с запада на восток, была зафиксирована на расстоянии от 4 до 12 км к северо востоку от камеры. Вечером 19 февраля с помощью этой камеры были зафиксированы (в хронологической последовательности) один снаряд с юга на север, 4 взрыва неопределенного происхождения, две выпущенные вверх осветительные ракеты и затем еще 4 взрыва неопределенного происхождения в 6–8 км к северо северо востоку.
Находясь в подконтрольном «ДНР» г. Ясиноватая (16 км к северо востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали 118 взрывов неопределенного происхождения, а также 16 очередей и 15 выстрелов из крупнокалиберных пулеметов на расстоянии от 3 до 10 км к юго западу и западу от своей позиции. На следующий день в этом же населенном пункте наблюдатели слышали 89 взрывов неопределенного происхождения, многочисленные перекрёстные очереди и выстрелы в течение 10 минут, а также 176 очередей и 189 выстрелов из крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия.
Вечером 17 февраля, находясь в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км к северо востоку от Донецка), команда СММ слышала 4 взрыва неопределенного происхождения и 31 очередь из крупнокалиберных пулеметов в 3–7 км к юго востоку и югу. 18 февраля в дневное и вечернее время наблюдатели слышали 52 взрыва неопределенного происхождения, 101 взрыв, оцененный как выстрелы из артиллерии (неустановленного калибра), а также непрерывные перекрестные очереди из крупнокалиберных пулеметов в течение практически трех часов — все на расстоянии 10–12 км к юго западу. На следующий день Миссия слышала 4 взрыва неопределенного происхождения, 12 взрывов, оцененных как выстрелы из автоматического гранатомета, 5 взрывов от выстрелов из пушки боевой машины пехоты БМП 1 (73 мм) и один взрыв, оцененный как разрыв минометной мины калибром 82 мм — всё на расстоянии 5–7 км к юго западу.
Вечером 17 и в ночь на 18 февраля, находясь в подконтрольном «ДНР» г. Горловка (39 км к северо востоку от Донецка), наблюдатели слышали 45 взрывов неопределенного происхождения в 4–12 км к юго юго западу и юго западу. Вечером 18 февраля команда СММ слышала 50 взрывов, которые были оценены как выстрелы из артиллерии (неустановленного калибра) в 4–6 км к юго востоку.
В вечернее время 17 февраля и в ночь на 18 февраля камера СММ в с. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя) зафиксировала перестрелку, включая 11 взрывов неопределенного происхождения, 3 осветительные ракеты, 109 трассирующих снарядов и 1 активно реактивный снаряд с востока на запад, а также 170 трассирующих снарядов с запада на восток и 51 трассирующих снарядов неустановленного типа.
Вся эта огневая активность, которая началась с 3 осветительных ракет с востока на запад, была зафиксирована на неустановленном расстоянии к северу, северо северо востоку и северо востоку от камеры. Вечером 18 февраля и в ночь на 19 февраля эта камера зафиксировала другую перестрелку, включая 22 взрыва неопределенного происхождения, 3 выпущенные вверх осветительные ракеты, 4 активно реактивных снаряда и 16 трассирующих снарядов с востока на запад, а также 3 активно реактивных снаряда и 13 трассирующих снарядов с запада на восток. Эта огневая активность, которая началась с одного активно реактивного снаряда, выпущенного с востока на запад, была зафиксирована на неустановленном расстоянии к северу.
СММ уточняла сообщения о жертвах среди гражданского населения. 18 февраля военнослужащий Вооруженных сил Украины (ВСУ) в подконтрольном правительству с. Трудовское (47 км к югу от Донецка) сообщил команде Миссии о жертвах среди гражданского населения из села вследствие обстрела, который произошел прошлой ночью (см. раздел о повреждениях объектов инфраструктуры ниже).
В больнице в подконтрольном правительству г. Волноваха (53 км к югу от Донецка) наблюдатели общались с мужчиной (43 года) и его сыном (15 лет), которые рассказали о ранениях, полученных в ходе обстрела прошлой ночью в Трудовском. У мужчины была перевязана рука. Заведующий хирургическим отделением сообщил СММ, что мужчина получил рваную рану руки и у него в плече все еще остались осколки. Его сын лежал на больничной койке. По словам заведующего хирургическим отделением, у него диагностировали перелом ключицы и лопатки, из которых извлекли осколки снарядов.
18 февраля в Авдеевке мужчина (в возрасте от 55 до 60 лет) сообщил СММ, что его сыновья были травмированы, после того как прошлой ночью в их квартире на них обрушилась стена. Перед этим было слышно взрыв. Хирург Авдеевской городской больницы сообщил, что он оказал необходимую медицинскую помощь мальчикам (около 15 и 20 лет), и добавил, что у старшего были ушибы в районе грудной клетки, а также на носу и левой ноге, а у младшего — на лице и голове. Впоследствии их выписали из больницы. На месте происшествия на улице Юбилейной, 8 (см. раздел о повреждениях объектов инфраструктуры ниже) мальчики рассказали наблюдателям, что 17 февраля они сидели в комнате у окна, когда после взрыва на них обрушилась стена.
СММ фиксировала последствия обстрелов, включая повреждения объектов инфраструктуры и прямые попадания артиллерийских снарядов в жилые дома по обе стороны от линии соприкосновения. 17 февраля в Авдеевке на ул. Гагарина, 1 наблюдатели зафиксировали прямое попадание снаряда в стену многоквартирного жилого дома, выходящую на юго юго восток.
По их оценке, снаряд был выпущен из системы вооружения калибром не менее 120 мм. Снаряд пробил внешнюю стену и разорвался внутри здания, вследствие чего серьёзно пострадали пять квартир на трех разных этажах. По словам жительницы, после взрыва, который она услышала, находясь в своей квартире, в доме пропали свет и вода.
Во втором доме в Авдеевке, расположенном на ул. Гагарина, 12, снаряд, пробив окно в стене, выходящей на юго юго восток, разорвался внутри дома на первом этаже, вследствие чего был поврежден расположенный на первом этаже магазин.
По результатам анализа фрагментов снаряда было определено, что это был снаряд калибром 122 или 125 мм. В третьем доме на ул. 9 квартал наблюдатели видели место попадания снаряда на внешней стене с юго юго восточной стороны, на высоте около 12 м от земли, а также повреждения двух квартир на четвертом и пятом этаже соответственно. Жительница (в возрасте более 70 лет) рассказала СММ, что прошлой ночью произошел взрыв, после которого в доме была прервана подача тепла и теплой воды.
18 февраля возле двухэтажного жилого дома в Авдеевке по адресу ул. Юбилейная, 8 члены патруля Миссии видели подъемный кран. Кроме того, в доме на втором этаже были серьезно повреждены две квартиры (№ 43 и 44), стена между которыми была практически полностью разрушена, в результате чего получили ранения двое жителей (см. выше, возрастом 15 и 20 лет соответственно). Около 20 человек искали в обломках свои личные вещи. Потолок и пол в квартире № 43 провалился в расположенную снизу квартиру. На месте также были несколько огромных бетонных плит разрушенных стен, а также балочные конструкции, электрические провода и трубы.
18 февраля в Трудовском наблюдатели зафиксировали 14 мест ударов, образовавшихся, по их оценкам, от попадания артиллерийских снарядов (калибром 122 мм и 152 мм) и минометных мин (предположительно калибром 120 мм), выпущенных с северо северо востока. Четыре места ударов находились в 50–100 м от объекта ВСУ и еще одно — на расстоянии более 100 метров к юго востоку.
В результате попадания снаряда были оборваны линии электропередачи. На месте члены патруля Миссии видели рабочего, который ремонтировал ЛЭП. На ул. Центральной, 1 наблюдатели зафиксировали осколочные повреждения на доме и разрушенную хозяйственную постройку в 10 метрах от него, а также еще два места ударов на расстоянии 100–200 метров от дома. По оценке СММ, причиной повреждений были попадания и разрывы артиллерийских снарядов калибром 152 мм.
На расстоянии около 200 метров, на этой же улице команда СММ видела место прямого попадания на северном скате крыши и разрушенную хозяйственную постройку, расположенную поблизости, а также еще два места ударов на другой стороне улицы. На ул. Молодежной, 50 наблюдатели зафиксировали место попадания, по их оценке, минометной мины (предположительно калибром 120 мм), повреждения на крыше и окнах дома, а также разрушенную хозяйственную постройку в 4 метрах от дома. По результатам анализа было определено, что эти повреждения были вызваны попаданием 120-мм или 122 мм снарядов, выпущенных с северо северо востока. По оценке СММ, воронка в 50 м к югу образовалась от разрыва 122-мм артиллерийского снаряда.
19 февраля в подконтрольном «ДНР» с. Пикузы (быв. Коминтерново, 23 км к северо востоку от Мариуполя) наблюдатели зафиксировали пять свежих мест попадания, по их оценке, артиллерийских снарядов, выпущенных с юга и юго запада. Первое место находилось в 20 м от дома, в котором были разбиты окна с южной стороны. Размеры воронки — приблизительно 1,5 м в ширинку и 50–60 см в глубину. Фрагментов снаряда в воронке не обнаружено.
По результатам анализа было определено, что воронка образовалась от разрыва 122-мм артиллерийского снаряда. В результате попадания другого снаряда, выпущенного, по оценке СММ, из южного направления, был разрушен сарай на заднем дворе дома. Третье место находилось всего лишь в 2 м к западу от дома, в котором были повреждены остекление, крыша и входная дверь. На расстоянии примерно 70 м от этого места наблюдатели зафиксировали две воронки, разрушенные врата и забор, а также осколочные повреждения на внешних стенах дома.
По результатам анализа повреждений было определено, что их причиной стало попадание артиллерийского снаряда калибром 122 мм. На пятом месте члены патруля Миссии обнаружили воронку у дома, а также повреждения на вратах и заборе со следами от поражения осколками. Наблюдатели определили, что эти повреждения были вызваны вследствие разрыва 122 мм артиллерийского снаряда.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
За линиями отвода, но за пределами мест хранения 19 февраля наблюдатели видели 30–40 танков (неустановленного типа) на территории сельскохозяйственного предприятия возле полигона в подконтрольном «ДНР» с. Терновое (57 км к востоку от Донецка.
Миссия видела вооружение, но не смогла верифицировать его как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года. В подконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода наблюдатели зафиксировали 6 противотанковых пушек (МТ 12 «Рапира», 100 мм) и отметили отсутствие других 6 противотанковых пушек (МТ 12). Миссия также отметила, что три других места по-прежнему не использовались и в них отсутствовали 27 самоходных гаубиц (восемь 2С3 «Акация», 152 мм, и девятнадцать 2С1 «Гвоздика», 122 мм), а также один зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела 10», 120 мм).
В неподконтрольных правительству районах Миссия еще раз посетила постоянные места хранения вооружения, расположение которых соответствует линиям отвода, и впервые отметила отсутствие 8 самоходных гаубиц (2С1) и 38 танков (двадцати восьми Т 64 и десяти Т 72). СММ по-прежнему констатировала отсутствие 16 буксируемых гаубиц (пяти 2A65 «Мста Б», 152 мм, и одиннадцати Д 30, 122