Новини Івано-Франківська та області

Электронному голосованию быть! – Максим Данильченко

Недавно, в Луганской области закончились промежуточные выборы в Верховную Раду. Вместо бывшего народного депутата Юрия Гарбуза, который стал главой Луганской областной военно-гражданской администрации, народным депутатом стал представитель партии «Наш край» Сергей Шахов.

Но, есть проблемы, которые актуальны не только во время избирательного процесса. Сегодня мы разговариваем с Максимом Данильченко, исполнительным директором Центра поддержки общественных инициатив в Луганской области.

- Какие основные направления деятельности Вашей организации?

- Сама Всеукраинская организация работает во многих направлениях. Мы, как региональное представительство в основном работаем в сфере реформ избирательного законодательства и просвещения избирателей: какие есть у них права, обязанности, что они имеют право делать во время избирательной кампании. Кроме того, наши активисты работают по таким направления, как: децентрализация власти, консультация общественных организаций и различных громад, развитие местной демократии, развитие молодежной политики и другое.

Но, основное все же остается участие в совершенствовании сферы работы Государственного реестра избирателей и составления списка избирателей. Нашими задачами является – улучшения доступа избирателей для реализации своих избирательных прав, как через совершенствования различных законов, так и через улучшение качества работы структур, которые должны обеспечивать этот доступ (Государственный реестр избирателей, избирательные комиссии).

- Расскажите про свои конкретные действия.

- Во время выборов в местные советы, мы обеспечили своей продукцией все избирательные участки. Это были буклеты и плакаты, благодаря которым члены избирательных комиссий и сами избиратели могли узнать, как работать с реестром избирателей, как проверить себя в списке избирателей, как подать заявление в случае отсутствия или неправильных данных в списке избирателей и узнать больше о нормах украинского законодательства.

В 2014 году, на Президентских и Парламентских выборах,  мы активно работали с временно перемещёнными лицами. Мы рассказывали им, как они могут сменить временный избирательный адрес, что бы иметь возможность проголосовать.

Благодаря нашим материалам, мы показывали простые и практические шаги для избирателей по их взаимодействию с различными участниками избирательного процесса  и с реестрами избирателей.

Мы также проводим различные опросы (как во время, так и после избирательных процессов). На основе этих опросов мы узнаем различные проблемы, проблемы работы избирательных комиссий, проблемы в работе Государственного реестра избирателей и трудности его наполнения, контроля и доступа. Затем, наши выводы и рекомендации передаются ЦВК, народным депутатам, различным международным организациям.

- Какие ваши предложения по изменению избирательного законодательства?

- Мы часто слышим критику наших избирательных процессов. Начиная от того, что законы, регулирующие выборный процесс, меняются очень часто и заканчивая тем, что в законодательстве очень много недостатков или спорных моментов. Например, критика относительно существования мажоритарной системы. На своих мероприятиях мы активно обсуждаем те законопроекты, которые рассматриваются в Верховной Раде.

Сейчас, например, в Верховной Раде рассматриваются два проекта Избирательного Кодекса Украины и три проекта нового закона “Про выборы народных депутатов Украины”. Есть много различных мнений.

Большинство все же участников наших мероприятий склоняются к тому, что нам необходима система выборов с открытыми партийными списками. А мажоритарная система должна остаться только в небольших населенных пунктах.

Кроме этого, мы предлагаем расширение возможностей контроля за работой отделов реестров избирателей и составлением самих списков избирателей.

Большой проблемой мы считаем, то, что огромное количество граждан Украины на последних местных выборах не смогли реализовать свое избирательное право. Речь идет о вынужденно перемещенных лицах.

Нужны законодательные изменения, которые позволят гражданам после проживания на определённой территории определённое время получить возможность принимать участие в голосовании, несмотря на то, что они могут и не иметь прописку в этом населенном пункте.

Однако на примере переселенцев, можно видеть, что человек мог уже почти два года жить в этом населенном пункте, платить налоги, покупать различные вещи, устроиться на работу, то есть иметь высокий уровень участия в жизни той или иной громады, но, при этом он не будет иметь право выбирать представителей органов местного самоуправления.

- Расскажите про свою работу с отделами реестра избирателей?

- Мы сотрудничаем с отделами реестра избирателями не только во время избирательных процессов. Например, в апреле этого года мы провели круглый стол в г. Рубежном, на который были приглашены представители отделов реестра избирателей, журналисты, представители органов местного самоуправления, депутаты местных советов, общественные активисты, обычные избиратели.

На этом круглом столе мы рассматривали законопроекты, которые сейчас зарегистрированы в Верховной Раде по поводу реформ избирательного законодательства, рассматривала недостатки современного избирательного законодательства и избирательных процессов. Подобные круглые столы мы проводим перед каждыми выборами.

Кроме того, мы проводили отдельные встречи как с представителями отделов реестра избирателей, так и с политическими и общественными деятелями, народными депутатами и депутатами местных советов. Целью встреч было узнать их знания и возможные рекомендации по совершенствованию работы отделов реестра избирателей.

Также, мы предлагаем различные инновационные подходы в реформе работы сферы реестра избирателей. В качестве примера могу назвать следующее:  увеличение открытости реестров (увеличение субъектов имеющих право осуществлять контроль за ведением Реестра избирателей и составлением списков избирателей), упрощение процедуры смены временного места голосования, расширение возможностей для избирателя в Личном кабинете избирателя, внедрения личных электронных адресов каждого гражданина в домене GOV.UA и другое.

Что касается работы самих отделов Государственного реестра избирателей, то одной из основных наших рекомендаций является переподчинение этих отделов именно ЦВК, благодаря чему они будут меньше зависеть от органов местного самоуправления.

Мы также, сейчас поддерживаем в рамках Всеукраинской адвокационной кампании проект Закона Украины «Про внесения изменений в отдельные законы Украины (что касается обеспечения открытости и совершенствования функционирования Государственного реестра избирателей)».

В рамках этой кампании мы неоднократно уже встречались с различными народными депутатами или с их помощниками, для того что бы этот законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде и в будущем набрал необходимое количество голосов.

- Расскажите про возможности Личного кабинета избирателя?

- Сегодня Вы только можете запросить в этом кабинете относительно вашего избирательного участка, где Вы сможете проголосовать. Мы говорим о значительном увеличении возможностей для избирателя.

Мы предлагаем превратить этот кабинет в кабинет гражданина, чтобы это была площадка общения гражданина с государством. Все вопросы можно быть задать в электронном виде, избегая личного общения с чиновником.

Для этого нужно лишь изменить законодательство и предоставить эти сервисы. Например, если человек часто перемещается (это также касается вынужденных переселенцев) сейчас нужно прийти в Государственный реестр избирателей и получить справку. Для этого нужно потратить много времени.

Благодаря таким электронным сервисам можно изменить временный адрес избирателя с помощью того же смартфона. Если будет изменена избирательная система, и исчезнет мажоритарная систем,  тогда не будет разницы, с какой части Украина проголосует человек за ту или иную политическую партию.

- Что расскажете про электронное голосование?

- Мы активно поддерживаем такое направление. Мы считаем, технически такое сделать вполне реально, чтобы избиратели голосовали, не выходя из дома, или например, через банкомат. И это не сложно.

И благодаря, нашим мероприятиям мы увидели, что очень многие уже готовы поддержать такие идеи

- Как вы сотрудничаете с политическими партиями?

- Во время своей работы мы постоянно контактируем с различными политическими  силами. У нас есть члены организации, которые состоят в разных политических партиях. Однако никто не имеет право рекламировать свою партию как представитель нашей организации. Партийцы часто становятся участниками наших мероприятий. Так же, часто у представителей политических сил сходятся мнения, что избирательную систему необходимо реформировать и совершенствовать.  

- И напоследок, какие ваши пожелания избирателям?

- Конечно, хочется, что бы избиратели активнее реализовывали свое избирательное право – чаще принимали участие в голосовании, проверяли свои данные в реестре избирателей, принимали активное участие в реформе избирательного процесса и законодательства. И, конечно  же, хотелось бы, что избиратели понимали, что активное общение с кандидатами будь-то в депутаты и на должность городского головы должно проходить не только во время выборов, а так же до и после них.

Наш корр.

 


Читайте також