ОСМД – путь к развитию и демократии или шаг в пропасть?
Еще в 2015 году правительство поставило задачу – ликвидировать привычные ЖЭКи, и передать управление домами объединению совладельцев многоквартирного дома (ОСМД). Но большинство украинцев и сейчас даже не знает, что означает данная аббревиатура «ОСМД», не говоря уже об условиях его функционирования. Государственные чиновники настаивают на том, что надо переходить на новый уровень системы ЖКХ. Однако к этой инициативе правительства население относится с опаской и недоверием. Больше всего страхов жильцов связаны с вопросами финансирования ОСМД и правовых норм. А власть в процессе развития и пропаганды проекта не особо торопиться разъяснять все детали.
Попробуем разобраться, что представляет собой ОСМД и рассмотреть все подводные камни в данной системе. И в этом нам поможет первый заместитель Северодонецкого городского головы Аркадий Коростелёв.
- Насколько актуальна сейчас тема ОСМД для северодончан?
- Я бы сказал так – стратегически в перспективе ОСМД – это больше неизбежность. И это правильно. По крайней мере, такое у нас у всех сложилось коллективное мнение. Кроме того, что люди будут знать, куда уходят деньги, они еще получат определенную организационную школу, которая заставит их самих отвечать за свою жизнь. Без активного гражданского общества у нас не построишь сегодня ничего, как бы мы этого ни хотели. Если люди будут пассивными, будут перекладывать свои проблемы на кого-то и постоянно искать защиту, то ни о какой демократии не может быть и речи. Люди должны иметь четкую гражданскую позицию.
- Насколько возможно и реально создание объединения совладельцев многоквартирного дома?
- Сегодня это возможно и эффективно только там, где дом хоть немного целый, и коммуникации находятся в нормальном состоянии. Второе – это доходы граждан. Они должны быть выше средних, чтобы содержать его. Третье – это активные люди. Это мое мнение. Если какое-то из трех составляющих выпадает – то мы получаем угрозу мошенничества. Пассивность жителей сразу позволит недобросовестным людям «погрузить руки» в оплату, которая будет приходить на счета.
ОСМД – это структура нормальных европейских стран. В соответствии с нормой, люди должны получать отремонтированный дом со всеми коммуникациями. При создании ОСМД повышается заинтересованность, ответственность и, как следствие, эффективность управления общей собственностью, улучшается качество жилищно-коммунального обслуживания. Появление в доме юридического лица способствует совершенствованию договорных отношений и развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.
- Есть ли по нашему городу примеры уже созданных ОСМД? И какие они – положительные или отрицательные?
- Положительный пример есть, но он, так сказать, создан на деньгах города. В ОСМД говорили жителям, что ремонтные работы, которые сделаны, - это благодаря рациональному использования денег, а на самом деле эти дома получали финансирование из городского бюджета. К сожалению, есть у нас в городе ОСМД «Луч» (в нем порядка 30 домов находится) – здесь, правда, плачевная ситуация. Люди жалуются, что у руля – семейный подряд, и деньги разворовываются. Директор и главный бухгалтер заодно. Жильцы утверждают, что проводили аудит и обратились в правоохранительные органы, так как есть основания для возбуждения уголовного дела. Также, помимо «Луча», есть еще 6 зарегистрированных ОСМД: «Семья», «Эконом», «Надия», «Наука-центр» и «Берегиня». Еще было 2-3 заявления подано на днях на создание новых объединений.
- Если мы углубимся в цифры, то, как здесь обстоят дела? Какая информация есть уже сейчас?
- Ситуация с экономикой по ОСМД такова. Многие сейчас в раздумьях, соглашаться на данное решение или еще пока повременить. Производят расчеты, некоторые видят, что не сводят концы с концами. В том же объединении «Луч» ни одной копейки не оплачено за услуги лифта – это на сегодня 400000 гривен долгов. Мы вынуждены будем отключать лифт. Известно, что вступать в ОСМД или нет – это добровольное решение. Жильцы дома самостоятельно выбирают директора, и предъявлять претензии могут только они. Местная власть здесь не имеет никаких рычагов влияния. Это ни в коем случае не запугивание, это просто факты, имеющиеся на сегодняшний день. Просто люди должны быть готовы к тому, что на их плечи ложится и содержание крыш, и лифтов, и придомовой, и даже внутриквартальной территории. Да, безусловно, выгода в экономике есть, но и подводных камней тоже хватает.
- Аркадий Валерьевич, а как будет проходить сотрудничество с коммунальными службами? Уже есть система, согласно которой будут регулироваться рабочие отношения?
- Если объединение совладельцев многоквартирного дома не заключит договор с тем же лифтовым хозяйством или же с аварийной службой, то жильцы будут отрезаны от данных услуг. Естественно, что можно договориться с определенными людьми, нанять «кустарников» которые в индивидуальном порядке будут оказывать те или иные услуги. Но… есть исключения. К примеру, в выходной день частное лицо может не выйти на связь. Или же какие-то чрезвычайные ситуации, где нужна экстренная помощь. И люди должны быть готовы к тому, что к ним никто не приедет. Поэтому мы сейчас разрабатываем программу и понимаем, что Северодонецклифт, Теплосеть, аварийная служба будут работать с ОСМД не по актам, свидетельствующим о выполненной работе, а через ежемесячную абонентскую плату. И это будет правильно. Также ясно, что коммунальные предприятия будут работать только на рыночных условиях.
- Как сейчас местная власть готовиться к данным переменам?
- Первый шаг уже сделан. На предыдущей сессии было принято решение о реформировании ЖЭКов. Что это значит? На сегодня государство дало жителям время до 1 июля 2016 года для того, чтобы они могли определиться, оставаться подконтрольно у местной власти или же пойти в свободное плавание.. Сейчас мы уже занимаемся слиянием ЖЭКов. В случае, если люди не войдут в ОСМД – будет объявлен конкурс (кстати, порядок которого еще не определен - ждем, когда Кабмин разработает его). По результатам конкурса та или иная управленческая компания, которая будет включать в себя несколько ЖЭКов, и будет гарантировать стабильную работу жилищно-коммунального хозяйства.
- Будут ли и дальше функционировать ЖЭКи? Возможно их существование уже после 1 июля 2016 года?
- Тот тариф, который сегодня существует, позволяет только поддерживать чистоту, обеспечивать работу лифтов, чтобы тепловые сети не рвало, было минимальное освещение, и аварийная служба хоть как-то работала. Еще плюс выдача справок и приём оплаты. И всё. Вкрутить лампочку в подъезде – это убытки, покрасить что-то, - это потери. По тарифу социально-политический вопрос стоит очень остро. Действующий тариф был установлен еще в 2008 году, когда минимальная зарплата была порядка 500-600 грн. Сейчас прожиточный минимум в 2,5 раза увеличился, а тариф остался тот же.
Поэтому, даже при оптимизации издержек, тариф будет пересмотрен в сторону роста, так как на сегодня ЖЭКи при тех минимальных услугах, о которых я сказал выше, если работают полный день – то это 350000 гривен убытков в месяц. Если вы видите, что ЖЭК что-то делает – то это значит шаг в пропасть. На сегодня у них нет ресурсов. Есть только одна возможность экономить – только за счет себя. Они и так трудятся с 0,75% заработной платы и 6-часовым рабочим днем. Комплексный анализ показал, что, в среднем, в ЖЭКе числится 65 человек на 100 домов. Это получается 0,65 человека на один дом. То есть сокращать уже некуда. Даже если взять ЖЭК «Свитанок», чье финансовое состояние лучшее по городу на сегодня, и практически нет долгов, работает с сокращенным временем. 20000 гривен у них уходит на текущие ремонты, но прибыли нет. Чтобы выйти по всей цепочке «в ноль» при минимальных предоставляемых услугах и полном рабочем дне, то рост тарифа должен быть на 20%. Но это не значит, что сразу повально пойдут масштабные ремонты. Это увеличение только ради выхода баланса «в ноль» и дальнейшего выживания. Услуги останутся на том же уровне, на котором и сейчас, но тариф должен повыситься. Чудес не бывает.
- Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что ЖЭКи надо ликвидировать. Так ли это? И будет ли что-то взамен?
- Управленческая компания, которая будет в дальнейшем вести и координировать работу ЖКХ – это по сути та же самая система, которая была ранее. На базе одного ЖЭКа будет создаваться предприятие, ответственность за которое несет городская власть, однако функции его не меняются. Просто с реформированием ЖЭКов мы ожидаем получить определенную экономию за счет сокращения административного персонала. Также уйдут дублирующие обслуживающие службы. Но, что немаловажно, управленческая компания – это государственная структура, не частная, и все претензии по работе ЖКХ здесь принимаются. Но оставлять ситуацию без изменений мы уже не можем, так как ЖЭКи могут не дожить до 1 июля 2016 года. К примеру, останется 6 ЖЭКов, как самостоятельные единицы, и постепенно лучшие дома (в плане платежеспособности за коммунальные услуги) будут уходить в ОСМД. Результат – ЖЭК в скором времени просто развалится. А с управленческой компанией у нас будет больше пространства для маневра. Уйдет один дом – ничего, быстро перестроимся и живем дальше. Управляющая компания – это временное явление. Она призвана дать возможность принять вразумительное решение, когда будут соответствующие условия. Она может существовать и год, и два, и три. Пока население не будет готово сделать этот решающий шаг.
- Насколько нам известно, если дома находятся в ОСМД, они все равно могут получать материальную поддержку на какие-либо ремонты из местного бюджета? Так ли это, и на каких условиях будет осуществляться софинансирование?
- Местный бюджет может софинансировать какие-то ремонтные работы, однако в каком процентном соотношении - в законе это не прописано. Чтобы город участвовал и оказывал материальную поддержку, ОСМД подает обращения, в котором указывает факты. Допустим, жители пишут, что мы определенную сумму собрали, но на капитальный ремонт крыши не хватает. Желательно, чтобы город помог. Местная власть оценивает проблему, если видит, что там идут активные действия со стороны жильцов, и они стараются содержать дом в нормальном состоянии, но вопрос крыши не могут потянуть. Горсовет определяет приоритет (а приоритет безопасности – это главное), рассматривает программу и принимает решение о софинансировании.
- Что касается придомовых территорий. На данную землю люди тоже имеют право собственности, как и на приватизированную квартиру, в случае вступления в ОСМД?
- В минувшем году правительство приняло закон и установило временные рамки на то, чтобы люди либо вступили в ОСМД, либо же определились с управленческой компанией. Или же, если на 1 июля 2016 года большинство населения не выбрало ни первое, ни второе, то через конкурс местный совет самостоятельно назначает управляющую компанию, чем мы собственно сейчас и занимаемся.
Жильцы порядка 700 домов из 820 сейчас «висят в воздухе» и фактически не определились еще, что им делать. Так вот, в этом законе прописано, что люди имеют право собственности не только на квартиру, но и на места общего пользования, в том числе инфраструктуру, трубы, кабель и землю. Что касается придомовой территории, то, как раз ее границы (то ли 10 метров, то ли это 50) должен определить Кабмин. Когда мы начали готовиться к управленческой компании, то столкнулись с тем, что большинство нормативных документов, где как раз и, указываются все эти нюансы, просто отсутствуют. То есть они где-то есть, но еще не опубликованы или находятся в стадии разработки. На сегодня возник вопрос, как жильцам в ОСМД передавать придомовую территорию, если даже элементарно нет технического паспорта. Та же ситуация, в принципе, с передачей дома. ЖЭК снимает с баланса дом, а кому конкретно передает – неизвестно. Просто здесь слишком много «белых пятен», и мы сейчас ждем программы, которые должен разработать Кабмин.
- И подводя итог, Аркадий Валерьевич, объясните людям, что им надо делать в первую очередь, если они уже готовы пойти на радикальные перемены. С чего начать, чтобы вступить в ОСМД?
- Для начала надо собрать людей. Чтобы сплотить жильцов, нужен грамотный и подконтрольный им руководитель. Также необходимо сделать правильные расчеты, так как если вы управляете 100 гривнами, а вам необходимо 2000 гривен с каждого жильца для того, чтобы полностью содержать дом, то, естественно, надо лишний раз подумать, стоит ли… Также надо понимать следующее, что если вы уже согласились и приняли данное решение, то все важные вопросы принимаются коллективно. Если большинство проголосовало за капитальный ремонт дома, то все остальные должны подчиниться. Если же кто-то против или просто отказывается сдавать деньги на ремонт, руководитель объединения имеет право в судебном порядке взыскать с него эти средства. ОСМД – это достаточно активная ячейка общества.
Также надо учитывать и разные финансовые возможности населения. Для последующей работы ОСМД должно выбрать председателя и правление. В полномочия правления входит: подготовка и расчет смет и отчетов, контроль платежей от жильцов, заключение договоров с коммунальными службами, проведение собраний.
- И напоследок: чем отличается ЖЭК (или управляющая компания) от ОСМД? Главные особенности?
- ОСМД – более эффективно и контролируемо. В дальнейшем, если количество желающих на образование объединений будет увеличиваться – местная власть мешать этому не будет. Это перспектива, это только в плюс государству, если жители будут активны, жить в достатке, и каждый дом будет иметь свою «изюминку». Однако, это решение - на ваш страх и риск. Здесь больше свободы, демократии, но и рисков тоже хватает.
Что же касается управленческой компании, то тут больше чиновников, есть «плечо» местного совета, больше опыта - она более увесистая, надежная, со своей базой. Мы просто боимся, что кто-то будет зарабатывать на людях деньги, а взамен ничего предоставлять не будет, ни услуги, ни ремонты.
Но в любой момент можно выйти из ОСМД, вы это должны помнить.
Безусловно, принять активную гражданскую позицию или же остаться в стороне – это решение индивидуально принимает каждый горожанин. В любом случае, у северодончан еще есть время, чтобы повторно взвесить все аргументы на чаше весов. Однако, следует помнить, что «топчась» на месте, достигнуть каких-то высот очень тяжело. И возможно стоит рискнуть, где-то пройти трудности, дабы в будущем жить в высокоразвитой, свободной стране.