Зачем Украине нужна Национальная гвардия?
За последнее время несколько раз столкнулся с тем, что народ у нас просто не понимает, что такое Национальная гвардия Украины и для чего она нужна. Между тем, на данный момент это одна из самых прогрессивных и самых эффективных структур в секторе государственной безопасности и обороны.
Нацгвардию, почему-то, многие воспринимают как некий карательный орган, основная задача которого - дубинками разгонять демонстрантов. Мол, власть создала для себя структуру, которая бы обеспечивала безопасность этой самой власти, которая защищала бы ее от простых людей. Однако это понимание в корне неверно.
Еще одна проблема - это восприятие НГУ как некоего вторичного, ненужного формирования, которое дублирует функции других структур. Техника и тяжелое вооружение Нацгвардии вроде как не нужны, потому что есть армия. Объекты охранять может, например, ГСО. А разгонять те же демонстрации спокойно может милиция. Но и это все тоже далеко от истины.
На самом деле, говоря о Национальной гвардии Украины, мы должны понимать, что основная ее задача - это обеспечение внутренней безопасности государства. Она защищает государственный суверенитет и территориальную целостность Украины от внутренних угроз, которые подогреваются внешним врагом. И для этих целей НГУ - максимально эффективный инструмент.
Задача армии - защита страны от внешнего врага, от вторжений извне. Армию внутри страны использовать нельзя. И то, что ВСУ сейчас участвуют в боях на Донбассе обусловлено тем фактом, что мы имеем дело с необъявленной войной, которую принесла на нашу землю Российская Федерация. Наши солдаты сражаются на Востоке Украины в первую очередь потому, что на стороне сепаратистов действует регулярные части ВС РФ. Противник использует большое количество тяжелого вооружения - в том числе не только танки, но и РСЗО.
И ответ на такую агрессию должен быть адекватным.
Задача же Национальной гвардии - бороться с такими вот «инородными республиками», которые поддерживаются нашим стратегическим противником. С теми организациями, которые, подобно ИГИЛ, берут в руки оружие и начинают борьбу против государства. С теми формированиями, представители которых не просто ходят с плакатами на демонстрации, пытаясь добиться своих целей мирным путем, но вооружившись автоматами и РПГ начинают террор против граждан Украины.
Да, мониторить тенденции к появлению подобных структур - это задача СБУ. Равно как и проводить работу по выявлению агентов влияния, профилактировать участников такого рода формирований и сочувствующих им лиц, предотвращать такие явления. Да, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность во время проведения мирных митингов и акций - это задача полиции. Но если все же ситуация с вооруженным выступлением против государства была допущена, если начат террор против граждан Украины - тогда в дело вступает Нацгвардия. Она же и координирует действия сил правоохранительных органов по пресечению массовых беспорядков.
Если вместо мирного митинга мы получаем организованные массовые беспорядки - это тоже работа для НГУ. Почему не силы полиции? Если организованные беспорядки приобретают действительно массовый характер - у полиции просто физически не хватит людей, чтобы их погасить. Ведь если все силы бросить на решение этой задачи - то за счет каких резервов обеспечивать правопорядок? Не секрет, что во время массовых беспорядков резко увеличивает количество совершаемых преступлений - правонарушители просто пользуются ситуацией. Действуют «под шумок». Так кто будет проводить работу по предотвращению и раскрытию этих преступлений, если бОльшая часть личного состава будет занята борьбой с протестующими?
Тут хотелось бы отметить, что работа Нацгвардии в этом направлении была бы более эффективной, если бы у нее была возможность проводить оперативно-розыскные мероприятия. При разработке стратегии противодействия организованным массовым беспорядкам важно иметь информацию, какая тактика будет использоваться «протестующими», иметь информацию по зачинщикам и основным агентам влияния. Важно понимать, в какой момент участник демонстрации перестает быть мирным протестующим, а становится угрозой государственного строя. Безусловно, такая работа ведется СБУ, однако обмен информацией между разными ведомствами, к сожалению, сопровождается рядом бюрократических процедур. Соответственно, страдает скорость принятия решений и их выполнения.
Собственно, здесь мы подходим к еще одному важному моменту: поддержание, восстановление и обеспечение правопорядка на территориях, пострадавших от чрезвычайных ситуаций (давайте условно включим туда и боевые действия - например, АТО). В данном случае Национальная гвардия Украины выполняет роль того самого мобильного резерва, который можно перебросить туда, где он больше всего нужен (хотя, в случае с той же АТО более эффективно было бы передать НГУ функции военной полиции и применять ее как вполне основной инструмент, а не как вспомогательное средство). Если для усиления правоохранительной работы на таких территориях подключать сотрудников полиции из других регионов - есть высокая вероятность ослабить в этих регионах контроль за соблюдением правопорядка. То есть на выходе государство может получить уже не один, а два проблемных региона: в одном работу еще не наладили, в другом - существенно ослабили. Согласитесь, не лучший вариант для граждан.
Во многом благодаря своей многозадачности Нацгвардия является очень гибкой и очень мобильной структурой. По-другому и быть не может: НГУ сталкивается с очень разнородными вызовами, которые требуют решения «здесь и сейчас». Чтобы обеспечить оперативную и, самое главное, эффективную реакцию на ту или иную ситуацию, Национальная гвардия должна постоянно совершенствоваться и перенимать лучший опыт, должна иметь широкий спектр полномочий и средств действия. Потому совершенно неудивительно, что именно Нацгвардия первой встала на путь реформирования и полного перехода на стандарты НАТО - и командование, и личный состав прекрасно понимают необходимость этих изменений.
Реформа Национальной гвардии Украины - одна из ключевых для всего сектора государственной безопасности и обороны Украины. И команда Международного проекта «Центр подготовки «PATRIOT» гордится тем, что тоже вносит свой вклад в это важное дело.
Константин Паршин, "Украинский призыв", Центр подготовки "Patriot"
Источник -