Ассоциация с ЕС: что она дает для экономики Луганщины? (часть 3)
Сегодня продолжаем рассматривать то, как Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС влияет на развитие экономики Луганщины.
Начало смотри тут - Ассоциация с ЕС: что она дает для экономики Луганщины? (часть 1) и тут - Ассоциация с ЕС: что она дает для экономики Луганщины? (часть 2)
«Специальные преференции» нужны всей экономике Украины
Как известно территория Луганщины, которая находится под контролем «ЛНР», заблокирована – не работают пункты автомобильного пропуска (существует лишь один переход в Станице Луганской), ограничен ввоз товаров, ведется системная борьба с контрабандой.
Между тем, некоторые эксперты считают, что экономическая блокада так называемой «Луганской народной республики» грозит Украине серьезным ущербом: потерей 1 млрд гривен в налогах и утратой потребительского рынка региона - еще около 20 млрд гривен в год. Как мы уже сообщали, об этом в прямом эфире "Обозревателя" сказал директор департамента международных экономических связей Торгово-промышленной палаты Украины Геннадий Болдырь.
Из 25 бюджетообразующих промышленных предприятий Луганской области 17 находятся на оккупированной территории, что создает трудности с производством, а иногда и с оплатой налогов.
По его словам, в 2015 году экспорт в Луганской области упал на 90% по сравнению с 2014 годом, но предприятия при этом за 10 месяцев экспортировали продукции на $175 млн, а по итогам года можно говорить о суме в $200 млн.
В процессе подготовки нашего материала, мы связались с директором Департамента международного сотрудничества ТПП Украины, кандидатом экономических наук Геннадием Болдырем (кстати, сам он уроженец Луганщины, и поэтому все проблемы знает не по наслышке). Он любезно согласился ответить на наши вопросы.
(Директор Департамента международного сотрудничества ТПП Украины Геннадий Болдырь)
- Как вы оцениваете Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС? Что она дает для экономики Луганщины?
- Соглашение о ЗСТ между Украиной и ЕС в долгосрочной перспективе предоставляет украинским предприятиям широкие возможности при определенных условиях. Что имеется в виду? Рынок ЕС при всем его громадном потенциале является высоко конкурентным. Успешный выход на высоко конкурентные рынки возможен исключительно в рамках реализации качественных государственных программ по поддержке национального экспортера.
Сегодня Украина, к сожалению, не имеет внешнеэкономической стратегии. Есть два проекта экспортной стратегии Украины. Перспектива этих проектов пока неясна. Кроме государственной экспортной стратегии мы не имеем сегодня эффективного института представительства интересов нашего бизнеса на внешних рынках. Экономические отделы посольств не укомплектованы кадрами с экономическим образованием. Приоритеты и практическое содержание их деятельности не соответствуют интересам украинского бизнеса.
Также, до сегодняшнего дня мы не имеем финансовых институтов (государственных или частных) поддержки национального экспортера. В Украине нет ни экспортного банка, ни экспортного страхового агентства, ничего другого.
В результате, за полтора года действия режима автономных преференций для украинских предприятий в торговле с ЕС, мы имеем значительное снижение нашего экспорта практически во все страны Европейского Союза (кроме Словении и Дании).
- Что необходимо сделать на государственном уровне для того, чтобы предприятия Луганщины увеличили экспортный потенциал?
- Решение указанных выше вопросов на государственном уровне позволит украинским предприятиям в целом, и предприятиям Луганщины, в частности, усилить свое присутствие на рынке Европейского Союза. Дополнительным условием непосредственно для Луганщины должна стать стабилизация ситуации и объединение региона.
Риск неисполнения контрактов контрагентами, находящимися в зоне (или поблизости) конфликта, является основным препятствием для любого потенциального зарубежного партнера при рассмотрении вопроса о сотрудничестве с предприятиями Луганщины. Исходя из структуры экономики Луганщины, очень неплохая перспектива для предприятий региона могла бы быть в сфере производственной кооперации с партнерами из Европейского Союза.
- Возможно, необходимы какие-то специальные преференции для предприятий, которые находятся в зоне АТО (на территории подконтрольной Украине, а также на территориях, подконтрольных «ЛНР/ДНР»)?
- Специальные преференции для предприятий региона, на мой взгляд, не нужны. «Специальные преференции» нужны всей экономике Украины. По-прежнему высокий уровень коррупции, проблемы правовой безопасности бизнеса, высокая налоговая нагрузка и многое другое и по сей день остаются тем «смертельным балластом», который тянет национальную экономику на дно.
В таких условиях любые региональные «преференции» будут иметь дополнительную коррупционную составляющую. Очередные региональные преференции станут всего лишь повторением негативного (с точки зрения коррупционности) опыта деятельности ТПР в Луганской и Донецкой областях в конце 90-х - начале 2000-х.
Для территорий, временно неподконтрольных Украине, в течение определенного периода должен действовать режим, максимально стимулирующий предприятия «ЛНР/ДНР» работать в украинском правовом поле. При этом должна быть полностью исключена коррупционная составляющая и возможность теневого оборота товаров и капитала.
Принципиально это не есть сложной задачей, и украинской власти (при желании) вполне по силам разработать и ввести эффективный режим экономической деятельности на неподконтрольных территориях.
Учимся торговать по-новому
До войны Луганская региональная торгово-промышленная палата
- В ноябре 2015 года на базе Луганской региональной торгово-промышленной палаты начал работу Консалтинговый центр по поддержке предпринимательства. По результатам конкурса «Развитие инфраструктуры поддержки бизнеса в Донецкой и Луганской области», проведенного в рамках проекта «Экономическое и социальное восстановление Донбасса», который реализуется ПРООН при финансовой поддержке Правительства Японии одним из победителей стал наш проект, - сообщил нам первый вице-президент, секретарь Совета ЛРТПП Альберт Зинченко.
По его словам, отныне субъекты малого и среднего бизнеса могут обратиться в центр при ЛРТПП за любыми консультациями, в том числе по продвижению своих товаров и услуг на внутренний и внешние рынки, формированию сети деловых связей, вопросам экспортной деятельности. Консалтинговый центр в декабре 2015 года провел три специализированные мероприятия: круглый стол «Проблемы и перспективы экспортной деятельности»; тренинг «Открытие и ведение предпринимательской деятельности, формирование сети деловых связей»; тренинг «Актуальные вопросы ведения бухгалтерского и налогового учета субъектами предпринимательской деятельности»; тренинг «Эффективные способы продвижения товаров и услуг на внутренний и внешние рынки».
(Эксперты Луганской РТПП готовы разъяснить экспортерам тонкости ЗСТ торговли с ЕС. Фото Луганской РТПП)
В мероприятиях приняли участие субъекты малого и среднего бизнеса, физические лица, желающие стать субъектами внешнеэкономической деятельности, эксперты Луганской РТПП. Важно отметить, что все семинары/тренинги прошли в оживленной и деловой обстановке.
Итак, что же интересует предпринимателей, которые хотят выйти на рынки ЕС?
А.Зинченко сообщил, что например, 16 декабря 2015 года, в ходе заседания круглого стола, участники обсуждали проблемы и перспективы ведения внешнеэкономической деятельности в Украине и в Луганской области (в частности, упрощение процедур торговли в Украине, проблемы и преграды; особенности осуществления экспортной деятельности субъектами ВЭД региона. Тенденции в изменении правил и практики международной торговли).
Предприниматели активно интересовались практическими аспектами реализации коммерческих возможностей в рамках исполнения Соглашения между Украиной и ЕС.
В частности их интересовали: дорожная карта поставки товаров в ЕС и сертификация продукции; дорожная карта поставки продовольственных товаров в ЕС, квотирование; новые правила оформления сертификатов происхождения для экспорта товаров в страны ЕС с 01.01.2016 г.; практические советы и приемы по преодолению технических и торговых барьеров при поставке товаров в ЕС. Аналогичные практические аспекты были рассмотрены и на тренинге «Эффективные способы продвижения товаров на внутренний и внешние рынки. Алгоритм действий».
В работе круглого стола приняли участие более 20 экспортеров региона, а также представители Департамента экономического развития, торговли, внешних сношений и внешнеэкономической деятельности и Департамента промышленности и энергосбережения Луганской областной военно-гражданской администрации, а также государственной налоговой инспекции в г. Северодонецке.
«Наша организация была и есть платформой для установления диалога между бизнесом и властью, - подчеркнул А.Зинченко. - И мы готовы лоббировать интересы субъектов предпринимательства в органах власти, озвучивать им проблемные вопросы и предложения по развитию бизнеса, в частности в сфере внешнеэкономической деятельности».
Продолжение следует
Владимир Лермонтов, Параллель-медиа