Ассоциация с ЕС: что она дает для экономики Луганщины? (часть 1)
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС было подписано 27 июня 2014 года Президентом Украины Петром Порошенко и главами государств (правительств) Европейского Союза в Брюсселе. 16 сентября Соглашение было одновременно ратифицировано Верховной Радой и Европейским парламентом. Соглашение открывает украинцам окно новых возможностей.
Вполне очевидны базовые плюсы для «пересічних мешканців» нашей страны, в том числе и для жителей Луганщины.Особенные перспективы для молодежи. Мы не раз писали на эту тему, и поэтому не будем повторяться. Для нас представляется важным то, как повлияет Соглашение на развитие экономики.
(Луганский Евромайдан, февраль 2014)
(Дни Европы, Северодонецк, май, 2015)
Украина надеется, что Соглашение об ассоциации позволит не только открыть европейские рынки, но и привлечь инвестиции, что в конечном итоге, сможет помочь осуществить столь необходимые реформы украинской экономики. Постараемся быть объективными и беспристрастными, проанализируем проблемы и перспективы.
Особо остановимся на анализе того, в каком состоянии находится экономика региона сегодня и что ассоциация даст для возрождения экономики истерзанной войной Луганщины?
Locus communis (Общее место)
С 1 января 2016 года официально вступило в силу Соглашения об ассоциации и об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) Украины с ЕС. Учитывая евроинтеграционные чаяния и надежды украинцев, еще в 2014 году ЕС ввел режим односторонних торговых преференций для Украины. Сейчас Украина снижает ввозные пошлины для товаров, которые были произведены в ЕС.
Преференции для Украины, внедренные в 2014 году, означали, что наши товары шли на экспорт в ЕС без уплаты пошлин. В связи с этим, по данным Минэкономики Украины (и об этом сообщалось в СМИ), сначала украинский экспорт в Евросоюз резко вырос (по разным данным) до 15 процентов.
Однако к началу 2015 он резко сократился. Эксперты Минэкономики Украины говорят о сокращении на 30-35 процентов.
Называются две главные причины: война на Донбассе и рецессия украинской экономики, с учетом того, что для того, чтобы элементарно выжить, государство было вынуждено тратить миллиарды гривен на военные расходы. Есть и третья причина спада. О ней мало кто говорит, но это прекрасно знают эксперты в мировой экономике - на мировых рынках сложилась крайне неблагоприятная конъюнктура на сырьевые товары традиционного украинского экспорта – зерно (кукуруза), железнорудное сырье и металлопрокат черных металлов. Кстати, значительное снижение было обусловлено и тем, что в зоне конфликта оказались крупнейшие промышленные, в частности металлургические, предприятия Украины (к примеру, в зоне оккупации остался крупнейший в Европе Алчевский металлургический комбинат – об этом в последующих публикациях).
Сегодня президент страны Петр Порошенко на январской (2015 года) пресс-конференции вынужден был признать, что металлургия выпала из числа приоритетных отраслей украинской экономики. В металлургию не будет никаких инвестиций. Вполне очевидно, что инвесторы будут вкладывать деньги в АПК, IT-индустрию, ядерную энергетику.
Российский фактор
Россия всячески сопротивлялась экономической Ассоциации Украины и Евросоюз. Начиная с лета 2014 года состоялось 13 встреч между ЕС, Украиной и Россией, однако за все это время Россия не проявила никакой гибкости. Вместе с тем россияне неоднократно обвиняли украинцев и европейских партнеров в нежелании искать компромиссы. И все же, по большому счету, Украина и Европа выдержали российский шантаж. В минувшем году практически все страны ЕС, кроме Нидерландов, ратифицировали соглашение об Ассоциации. Однако есть высокая вероятность того, что 6 апреля 2016 года и голландцы скажут свое «да» Украине.
16 декабря прошлого года президент РФ Путин подписал Указ о прекращении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. "В связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность РФ и требующими безотлагательных мер, постановляю: …приостановить с 1 января 2016 года действие Договора о зоне свободной торговли, подписанного в городе Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года в отношении Украины", - говорится в указе. У Путина две главные претензии к Соглашению между Украиной и ЕС: 1) снижение пошлин и заполнение украинского рынка европейскими товарами, которые могут наводнить российский рынок; 2) введение европейских стандартов на украинском рынке.
Накануне исторической даты – 1 января 2016 года, Европейская комиссия опубликовала список "российских мифов" о «Соглашении о свободной торговле между Евросоюзом и Украиной», которые присутствуют в риторике российских властей. Об этом мы также писали.
(Путин подписывает Указ о санкциях против Украины, фото пресс-службы президента РФ)
Помимо указанных санкций РФ, с начала января 2015 года, в нарушении всех принятых международных правил и норм, грубо нарушая положения ВТО, Россия полностью остановила транзит украинских товаров через свою территорию.
Международные транзитные автоперевозки грузов из Украины в страны СНГ (речь идет и странах Средней Азии) через территорию РФ прекратились. Правительство предприняло все усилия для того чтобы организовать автоперевозки грузов из Украины в Казахстан и другие страны через территорию РФ через Белоруссию.
Кроме того, Министерство экономического развития и торговли, Министерство инфраструктуры запустили экспериментальный поезд - 20 вагонов - в обход России. Контейнерный поезд по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай (через Каспийское и Черное моря) отправился из Ильичевска 15 января в демонстрационный рейс.
(Украинский товарный поезд в обход России уже достиг Баку, фото Азербайджанского агентства minval.az)
Понятное дело, что это достаточно дорогое удовольствие. Но, по мнению министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского, «этот экспериментальный поезд должен урегулировать всю техническую часть и логистическую цепочку и отработать те технические нюансы, которые могут быть. И после того, как это будет сделано, за 2-3 недели мы сможем, если все будет нормально, перейти в нормальный рабочий режим эксплуатации нового альтернативного пути (транспортировки, - ред.) товаров из Европы в Китай, из Украины в Китай, через страны Грузии, Казахстана, Азербайджана. Таким образом, мы открываем путь украинским товарам к тем рынкам, где мы всегда были очень сильными».
Пресса уже назвала это событие новый «Шелковый путь». Однако стоимость перевозок грузов существенно возросла и необходимо отработать всю логистику (туда, и что важнее - обратно). Впрочем, похоже, что в ближайшее время альтернативы этому проекту нет.
На самом деле, экономические войны России против Украины началась гораздо раньше чем захват Крыма, агрессия на Донбасс или описываемые события - Указ о прекращении с договора о ЗСТ России и Украины.
Мы все помним, «сырные», «молочные» и другие торговые войны. Жители Луганской области хорошо знают, как в 2000-2013 годы при попустительстве и участии тогдашних властителей страны разрушалась промышленность региона. Важный факт – перед тем, как тот или иной завод разбирался буквально по кирпичику, он переходил в собственность россиян или близких к ним "своих" людей. Такая судьба у полностью (под ноль) разрушенных предприятий Лисичанский содовой завод (ОАО «Лисичанская сода»), Рубежанский «Краситель» и многих других…По нашей информации "Лиссода" была разрушена, чтобы не создавать конкуренцию аналогичному заводу в Армянске (Крым).
(Разрушенная «Лисичанская сода», фото - lisichansk.com.ua )
Список долгий, суть одна – уничтожались украинские конкуренты. Да и сегодня, во время боевых действий, россияне буквально вывозят к себе оборудование крупных предприятий Донецкой и Луганской областей.
Нерадостная статистика, но есть перспективы
На момент написания этого материала еще не было известно как «сработала» в целом в 2015 году экономика Украины. Очевидно лишь одно – ни один сектор экономики (за исключением отдельных позиций в агропромышленном комплексе) не то, что не нарастил, не удержал прошлогодние позиции: «Не до жиру, быть бы живу».
По информации Государственной службы статистики, в январе-ноябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года экспорт товаров из Украины снизился на 30,9% - до 34,523 миллиарда долларов, импорт - на 31,2%, до 34,274 миллиарда долларов. Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 1,01 (в январе-ноябре 2014 года – 1,00). Внешнеторговые операции в этот период проводились с партнерами из 214 стран мира.
По данным Государственной службы статистики, объем экспорта товаров из Украины в страны ЕС в январе-ноябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизился на 26% - до 11,685 млрд долларов и составил 43,8% в общем объеме экспорта. Импорт товаров из стран ЕС за этот период снизился на 26,9% - до 14,012 млрд долл. и составил 40,9% в общем объеме импорта.
Объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в январе-ноябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 53,2% - до 4,385 миллиарда долларов, объем импорта за этот период снизился на 41,6% - до 6,960 миллиарда долларов. В 2014 году доля украинского экспорта в Россию составляла сумму в 14,8 млрд. долларов США, и это при том, что в 2014 году падение в торговле с Россией было на 33,7 процента по сравнению с 2013 годом.
Отметим, что все данные Государственной службы статистики указаны без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым, Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции.
Товарную структуру внешней торговли Украины (январь-ноябрь 2015 года) можно посмотреть
Географическая структура (данные по странам) внешней торговли
Данные по статистике можно посмотреть также на сайте Государственной фискальной службы в разделе
Принцип Косюка. Принцип домино?
Впрочем, если быть справедливым, некоторые украинские эксперты и бизнесмены (например, тот же самый миллиардер Юрий Косюк «Наша ряба», «Мироновский продукт») крайне недовольны подписанным соглашением и считают его обманом. Герой Украины, ярый приверженец евроинтеграции
(Миллиардер Юрий Косюк дает интервью Украинской службе Голоса Америки, фото - Голос Америки)
«…Ніякого відкриття ринків не відбулося. Знаєте, у колесах є такий механізм, називається ніпель. В один бік пропускає, в інший бік – ні. Отака приблизно ситуація зараз у нас з європейськими ринками. Європа каже про Зону вільної торгівлі з Україною, і водночас підписано купу виключень та обмежень для експорту українських товарів. Тому це така собі Зона вільної торгівлі тільки в одну сторону, тільки в сторону України... Європа захищає свій ринок! Вони чітко захистили власні інтереси, а Україна програла. Тому я вважаю, що та зона вільної торгівлі, яку дуже сильно пропагують сьогодні, це обман України…».
(В Украине задняя четверть курицы от "Нашей рябы" стоит 36.89 грн/кг, $1 равен 26,5 грн.)
Косюк уверяет, что Украина производит 1,2 млн тонн куриного мяса в год. При этом Европа дала Украине беспошлинную квоту – 16 тысяч тонн. «Ну, плюс до того ще можна ввезти без мита 20 тисяч тонн цілої замороженої курки (яка абсолютно нікому не потрібна). На все, що понад цю квоту – мито більше 1000 євро за тонну… Ви уявіть: один тільки наш агрохолдинг «Миронівський хлібопродукт» виробляє 700 тисяч тонн м’яса на рік, експортує 250 тисяч тонн, а Європа дала для всієї України безмитну квоту на 16 тисяч тонн. Яка вільна торгівля, про що ми говоримо?!» - в сердцах отметил миллиардер.
Станет ли принцип Косюка принципом домино? Неужели все большее количество вчерашних еврооптимистов станет евроскептиками? Думается, что все же нет. В этой связи мне вспоминается польский опыт и журналистские беседы в Польше.
Тысячи польских селян - «рольников» - опасались, что сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность Польши пойдут под нож или падут под натиском аналогичных европейских продуктов. Горькие ожидания на деле оказались совсем иными и сегодня сельское хозяйство Польши динамично развивается. То же показывает и украинский опыт, когда аграрии боялись вступления во Всемирную торговую организацию. Ничего страшного, вступили в ВТО и все прошло нормально и украинский АПК показывает рост. Есть осторожный оптимизм, что тоже самое произойдет и с Соглашением о ЗСТ Украины и ЕС.
Не стоит забывать и то, что торговать с ЕС можно и «поза межами тарифних квот, сплачуючи при цьому чинне увізне мито».
Заявление Косюка вызвало широкий резонанс в экспертном сообществе – мнения разделились, но очевидно одно – Украина должна отстаивать свои экономические интересы. Более того, положительная динамика начнется не ранее чем через 2-3 года – когда в полной мере заработают технические стандарты ЕС, когда начнется приток инвестиций. И, наконец, когда закончится АТО, война уж никак не способствует развитию экономики.
Британскому премьер-министру У.Черчиллю приписывают такие слова: «Пессимист видит трудности в каждой новой возможности, оптимист видит возможности в каждой трудности!». Сказанное в полной мере относится и к Украине. Отсюда – вполне обоснованные цели и задачи, которые стоят и перед властью и перед бизнесом – быстрые и глубокие реформы, жесткое отстаивание своих интересов, пересмотр устаревших норм зоны свободной торговли, в частности - увеличения квот для АПК и промышленности.
В поисках еврооптимистов
В апреле 2015 года глава парламентского комитета по вопросам европейской интеграции, уполномоченный Президента Украины по урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирина Геращенко привезла коллег на Луганщину. В Северодонецке, недалеко от линии разграничения состоялось выездное заседание комитета.
(Заседание Комитета ВР по вопросам европейской интеграции, Северодонецк, апрель 2015)
Члены комитета М.Ионова, И.Луценко, Мустафа Найем, Егор Фирсов, Оксана Юринець провели встречу с представителями местного бизнеса, пообщались со студенчеством, в центре города посадили «евросквер», встретились с военными и врачами. Помнится и мне довелось побывать на той встрече с депутатами, которые сами себя называют себя «еврооптимистами».
Во встрече с местными бизнесменами – обсуждали экономическую часть Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, рассказывали о преференциях, перспективах и проблемах.
Необходимо отметить, что на встречу пришли около полусотни бизнесменов. Они говорили о наболевшем: война ударила по любому бизнесу: сокращается покупательная способность населения, нарушены или затруднены производственные связи.
После краткой "политинформации на тему ЕС", депутатам предстояла куда более важная миссия – ответить на вопросы предпринимателей. Если суммировать вопросы бизнесменов, то их можно разделить на две категории: общие и частные.
Общие вопросы слишком глобальны для того, чтобы их решить в одночасье. Что же волновало людей дела тогда (впрочем волнует и сегодня)? Отсутствие четкой, продуманной и прозрачной государственной политики в отношении Донбасса – льготное кредитование, налогообложение, необходимость введения действительно новой экономической политики, дерегуляция. Из частных вопросов звучало – новшества в налоговой и законодательной сфере, касающиеся различных видов бизнеса (например, оценка земли, водоочистные технологии и др.).
Помнится, описывая тот визит я написал: «Если быть до конца справедливым, то за все время независимости четкую систему лоббирования в парламенте имел только большой бизнес – крупные корпорации, заводы-гиганты, системные банки. Никогда в стране не существовало бизнес-лобби для малого и среднего бизнеса. Более того, для большинства населения Украины малый бизнес – «кровопийцы и жулики», а вот крупный бизнес – благодетели.
Скажу свою личную мысль, может, парадоксальную: одна из главных причин войны на Донбассе – тотальная нищета наших маленьких городов, поселков, и даже сравнительно крупных городов, таких как Лисичанск и Рубежное, я уже не говорю о депрессивных шахтерских Стаханове, Брянке, Красном Луче. Да что там города! Вы сравните наши села и села на Западной Украине, где едва ли не на каждом подворье - красивый дом, ухоженный двор, корова-кормилица. Нищему человеку куда проще навязать любую идеологию – язык, «русская весна», «русский мир»…
Государство должно цепляться за тех, кого сегодня называют малый и средний бизнес, так как это те структуры, которые дадут быстрый экономический результат и в социально-политическом аспекте являются наиболее надежными симпатиками проукраинского пути развития и симпатиками Евросоюза. С такими чаяниями и пришли на встречу бизнесмены. Пока еще они дают кредит доверия новой власти…».
(Депутаты-еврооптимиисты посадили Евросквер в Северодонецке, апрель 2015)
Встреча закончилась быстро, а депутаты пошли фотографироваться и сажать деревья и заложили в Северодонецке «Европейский сквер». В тот же день депутаты уехали, а проблемы остались.
Те, кто хотел бы наладить бизнес с Европой – они и есть настоящие «еврооптимисты», в большей степени должны рассчитывать на себя. Впрочем, нынешняя областная власть, в меру сил и возможностей им помогает. Об этом читайте в следующих материалах.
Продолжение следует…
Владимир Лермонтов, Параллель-медиа
Фото автора (где не указано иное).