В Конституционный суд отправили изменения к Конституции
Народные депутаты включили в повестку дня второй сессии парламента и направили в Конституционный Суд законопроект №2217а о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти. Соответствующее решение поддержали 288 нардепов. Об этом сообщает
До принятия такого решения народные депутаты дважды пели Гимн Украины. Один раз - после выступления Олега Ляшко, во второй раз депутаты спели гимн непосредственно перед принятием по просьбе Президента Украины.
«Целью законопроекта является уход от централизованной модели управления в государстве, обеспечение состоятельности местного самоуправления и построение эффективной системы территориальной организации власти в Украине, учитывая принципы субсидиарности, повсеместности и финансовой самодостаточности местного самоуправления», - сказал народный депутат Руслан Князевич, объявляя заключение профильного комитета относительно законопроекта.
Соответствующий законопроект № 2217а предусматривает, что исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты. Префект является государственным служащим, которого назначает на должность и освобождает от должности по представлению Кабмина Президент Украины.
Также законопроект регламентирует, что префект во время осуществления своих полномочий ответственный перед Президентом Украины, подотчетный и подконтрольный правительству.
Префект на соответствующей территории осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления, координирует деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти.
Согласно законопроекту, префект направляет и организует деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и обеспечивает их взаимодействие с органами местного самоуправления в условиях военного или чрезвычайного положения, чрезвычайной экологической ситуации.
Систему административно-территориального устройства Украины, как предусмотрено в проекте закона, составляют административно-территориальные единицы: громады, районы, регионы. Территория Украины разделена на громады. Громада является первичной единицей в системе административно-территориального устройства Украины. Несколько громад составляют район. АР Крым и области являются регионами Украины. Особенности Киева, Севастополя в системе административно-территориального устройства Украины определяются отдельными законами.
Законопроектом предусмотрено, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.
Кроме того, законопроект предусматривает, что территориальная громада осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления путем самостоятельного регулирования общественных дел местного значения и управления ими в рамках Конституции и законов Украины.
Председатель громады, депутаты совета громады, районного, областного совета избираются на свободных выборах на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.
В законопроекте указано, что материальной и финансовой основой местного самоуправления является земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, имеющиеся в коммунальной собственности территориальной громады. Кроме того, финансовой основой предусматриваются местные налоги и сборы, часть общегосударственных налогов и другие доходы местных бюджетов.
Законопроект № 2217а регламентирует, что полномочия сельских, поселковых, городских голов и депутатов местных советов, избранных на очередных выборах в октябре 2015 года и местных выборах в период с октября 2015 года до октября 2017 года, прекращаются со дня обретения полномочий, соответственно, председателями громад, советами громад, районными и областными советами, избранными на следующих очередных местных выборах в октябре 2017 года.
Как отметил народный депутат Князевич, предложенные изменения не предусматривают ослабления центральной власти в вопросах безопасности государства. «Предложенная децентрализация не предусматривает ослабления централизации власти в вопросах обороны, внешней политики, национальной безопасности, верховенства права, соблюдения прав и свобод человека», - сказал Князевич.
По его словам, Конституционный Суд Украины должен представить заключение относительно соответствия предложенных изменений в Конституцию в части децентрализации требованиям статей 157-й и 158-й Основного закона государства.