Как украинцам пережить войну, — советы психолога
Пока вы ждете окончания войны, достойных условий, начала нормальной жизни – ее не будет. Нужно принять ситуацию и начать жить «здесь и сейчас».
Пожалуй, мы всегда знали выражение «человек привыкает ко всему». К сожалению, сегодня украинцы могут в полной мере убедиться в правильности этих слов.
Год назад. Киев. Подол. За окном звуки выстрелов – внутри все сжимается, ёкает. Нет, это кто-то запускает фейерверк. Выходные. Осознав, успокаиваешься, но внутренняя настороженность остается.
Мариуполь. Дворик, окруженный хрущевками. Мужчина вешает на турник ковер, начинает выбивать. Кто-то кричит в окно: «Прекрати, окаянный! Не пугай!». Из подъезда выбегают женщины, цыкают на возмутителя спокойствия, облегченно вздыхают.
У всех внутри усталость и тихо гаснущая надежда, что это ненадолго, скоро все закончится и наконец-то наступит прежняя жизнь.
И правда, а когда она наступит?
Вот человек, в чей дом пришла война. Человек успешный, состоятельный, сделавший себя сам. Начинается стрельба, мародерство, бомбежка, паника, и человек бросает все силы на то, чтобы из этой ситуации выбраться.
Выехать, покидая свой дом, бизнес, выстроенный с нуля. Наконец, он попадает на мирную территорию, где можно переждать самые тяжелые времена, чтобы потом вернуться домой.
Или так: аннексия Крыма, начало АТО в Донбассе, политическая нестабильность, падение экономики. Украина в жесточайшем напряжении; политики, общественные деятели и предприниматели ищут выходы; все граждане думают о судьбе страны. Проходят выборы, у украинцев появляется президент с невиданным доселе рейтингом. Вот, кажется, сейчас начнутся реформы, позитивные изменения, война закончится.
Или так: в стране все плохо. И вот вы, обычный человек, начинаете думать: как жить? Жертвуете деньги на армию, на всякий случай тихонько готовитесь к экстренной эвакуации семьи, «заморозили» до мирных времен все принципиальные жизненные решения. Читаете информационные ленты, смотрите выпуски новостей, реагируете в социальных сетях, дискутируете с друзьями. И ждете, ждете, ждете добрых вестей. Иногда они появляются, вроде бы даже наметился сдвиг.
Месяц, два, полгода.
Зима. Прошел год с начала Майдана. Больше полугода с момента оккупации Крыма. Полгода – с момента АТО. Когда 16 сентября депутаты приняли законы об «особом статусе» территорий, занятых «ополченцами», и об амнистии террористов, в обществе началась новая волна негодования. Сегодня же, в страну, находящуюся в точке кипения пришло отключение электричества трижды в день, вынужденный ночной режим уцелевших еще предприятий, и доллар по 20 гривен.
И уже появились призывы к новому Майдану, откровенные проклятия – или тихое, но критическое снижение доверия к власти, мысли об эмиграции. Стало окончательно понятно, что война, разруха и нестабильность - это надолго.
Что бы ни значило для страны происходящее, для психики украинцев и украинского общества в целом это означает только одно: фаза «медового месяца» закончилась.
«Медовый месяц» - вторая стадия переживания человеком внешней шокирующей ситуации. Первая— фаза «героизма» — длится до недели с момента начала кризиса, пока человек находится внутри ситуации, борется с ней.
На второй стадии появляется радость от первых результатов борьбы и вера в то, что скоро все закончится. Но люди способны верить в скорое улучшение ситуации максимум полгода. Если за это время ситуация не меняется, они переходят на третью фазу. Это стадия «разочарования», иначе называемая посттравматическим шоком.
На этой стадии люди обычно уходят в два состояния: в агрессию или в апатию. Агрессия, раздражительность, истеричность направлены вовне, человек ищет виновного. И находит: близких, начальника, власть имущих, правительство. Как следствие – продолжение и ухудшение напряженной социальной ситуации в стране. На фоне ухода в себя проявляются вещи похуже: алкоголизм, сложности в отношениях, неспособность любить, отсутствие интереса к делам и особенно – страх. Страх за свою жизнь, страх будущего, страх нищеты… Знакомо?
Что за этим может последовать? Если эта стадия психической реакции человека – а мы говорим сейчас не о событиях, а о реакции на них – продлится долго, она может вылиться в психические расстройства, неврозы, психосоматические заболевания, в особых случаях дело может дойти до суицида. Суициды бывают и массовыми, как во времена Великой депрессии или экономических кризисов 1998 и 2008 годов.
Фаза разочарования длится от 2-х месяцев до 2-х лет.
4-я фаза - «восстановление» - наступает, когда, пройдя всю глубину негативных эмоций и переживаний, человек осознает, что бесполезно искать виновных, никто, кроме него самого, не решит его проблемы, и берет на себя ответственность за качество и результат своей жизни, находит в себе силы для преодоления внешней стрессовой ситуации.
Это означает вот что: пока вы ждете окончания войны, достойных условий, начала нормальной жизни – ее не будет. Независимо от того, насколько сильно вы верите в скорую победу добра над злом. Есть история, известная как «парадокс Стокдейла». Американский адмирал Джеймс Стокдейл пережил восемь лет вьетнамского плена в крайне жестоких условиях. Несмотря на пытки и полную неизвестность, он взял на себя роль лидера, боролся за соблюдение прав военнопленных, учил других переносить боль и страх, делал все, чтобы люди вышли из этого испытания и выжили.
Так вот, по его словам, первыми, кто погибал в тюрьме, были оптимисты: «Это те, кто говорил: "Мы выйдем отсюда к Рождеству". Рождество приходило и уходило. Тогда они говорили: "Мы выйдем отсюда к Пасхе". И Пасха приходила и уходила. Затем День Благодарения и снова Рождество. И они умирали, не выдерживали. Вот один очень важный урок: никогда не путайте веру в то, что вы победите (а вы не можете себе позволить потерять эту веру) с суровой необходимостью трезво смотреть фактам в лицо, как бы ужасны они не были». Добавлю от себя – и действовать в предлагаемых обстоятельствах.
Общаясь с предпринимателями из Донецка и Луганска, я увидела внутреннюю собранность, отстраненность от внешней суеты и мишуры обыденности. Есть дело, его надо делать – остальное не важно. Важно – жить.
Обратите внимание - люди из зоны АТО не особо рассказывают, как там на самом деле. Об этом расспрашивают только те, кто и не думает туда поехать. А делятся впечатлениями только те, кто по какой-то причине там побывал один раз.
Нам с вами очень важно сократить эту стадию, пройти через нее как можно быстрее и с минимальными потерями. Потерь уже хватит всем. Нужно принять ситуацию и начать жить «здесь и сейчас».
Если ты – лидер, ты несешь ответственность за жизнь свою и других. Поэтому: помнить, кто ты и держать цель. Сохранить в любых обстоятельствах привычный стиль жизни, чувство собственного достоинства, уверенность в своем профессионализме.
Талант организовывать людей, вести переговоры, мыслить масштабно, видеть возможности развития – это не могут отобрать никакие внешние обстоятельства. Проблемы стимулируют лидера. Это вызов, толчок к проявлению себя.
Не стоит злиться на себя или других и требовать быстрых изменений. Секрет в том, чтобы сосредоточиться на ежедневных мелочах, ощутить вкус каждого дня, найти то что «цепляет», дает ощущение наполненности, помогает восстановить психологический баланс внимание к телесным ощущениям. Спорт, физическая работа на свежем воздухе. Окружение себя приятными запахами, выбор “живой” еды, внимание к тактильным ощущениям - качество жизни меняет отношение к реальности.
Восстановив себя, лидер начинает делать дело, создавать проект, возрождать жизнь. А для этого нужны другие люди – единомышленники, партнеры, сотрудники. Лидеры – это силовые точки социума, “рука помощи для многих”, те, кто помогает восстановиться людям вокруг себя. Общество, сохранившее лидеров, возрождает себя. У психолога и мыслителя Антонио Менегетти есть замечательная фраза: «Лидер – это не тот, кто командует, а тот, кто,засучив рукава, делает». Поэтому именно сейчас, именно здесь важно начать с себя.
Выключите новости.
Ольга Любченко
Психолог, бизнес-консультант, руководитель консалтинговой компании Leader Group