Новини Івано-Франківська та області

Убийцы Сергея Старокожко получили пожизненно, но они могут подать апелляцию

Вчера, 25 марта, в Жовтневом суде города Луганска состоялось вынесение приговора по делу о резонансном убийстве, которое произошло на автомойке Луганска в ноябре прошлого года. Суд принял решение: приговорить Ярослава Орлова и Виталия Нетудыхату к пожизненному сроку заключения. Решение суда вступит в законную силу через месяц - после того, как дело рассмотрит Апелляционный суд.

Напомним, убийство было совершенно рано утром 20 ноября 2013 года в Луганске, на автомойке, по улице Градусова (переулок Гвардейский). Погибли администратор мойки Григорий Сухомлинов и Сергей Старокожко. Журналист Сергей Старокожко подрабатывал на автомойке. Пострадавшая сторона - родственники убитых - настаивала на том, что убийства были совершены с особой жестокостью. Цена двух жизней - похищенные на автомойке две тысячи гривен. То, как совершилось убийство, зафиксировала камера внутреннего наблюдения, поэтому обвиняемые выкрали и разбили сервер, который записывал видео.

Обвиняемым Орлову и Нетудыхате вменялось в вину совершение преступлений по пунктам 1, 6, 12, часть 4, статьи 115 Уголовного кодекса Украины (умышленное убийство), а также статьи 187 Уголовного кодекса Украины (разбой).

В зале суда – потерпевшая сторона – вдова Дарья Старокожко и адвокат Сергей Кондратов, а также представители СМИ. Дарья пригласила коллег Сергея Старокожко опасаясь, что наказание убийцам мужа будет неадекватным.

- Вчера, в понедельник, когда проходили прения сторон, прокурор просил убийцам 15 лет, защитники настаивали на 12. Я думаю, потому что на сегодняшнее заседание пришли журналисты, потому что это дело приобрело такой резонанс, и было вынесено адекватное наказание. Улики и обстоятельства дела подтверждают – это было двойное убийство, совершенное из корыстных побуждений, с особой жестокостью. Я понимаю, что, может быть, будет написана кассационная жалоба и Апелляционный суд примет решение о смягчении наказания, но я не перестану бороться, потому что считаю, что убийцы должны сидеть пожизненно. Никто не вернет мне моего мужа, но эти нелюди никогда не должны выйти на свободу, - сказал Дарья Старокожко.

20 ноября 2013 года обвиняемые, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришли на автомойку, на которой они ранее работали, с целью попросить деньги на очередную дозу. Но речи о том, чтобы занять деньги, не было: они убили Сухомлинова и Старокожко, даже не став с ними разговаривать. На момент убийства ребята отдыхали.

Это же подтверждают и слова прокурора Максима Комарницкого. Перед тем, как был вынесен приговор он зачитывал, как произошло убийство. Судя по словам прокурора, после стольких ударов металлическими трубам, шансов выжить у пострадавших практически не было. Сопротивление нападавшим они не успели оказать. Старокожко получил около 20-25 ударов, когда спал. Также погиб и Сухомлинов. Максим Комарницкий считает, что «никаких смягчающих обстоятельств у обвиняемых нет, есть только то, что отягощает вину».

Согласно законодательству Украины, обвиняемым были назначены государственные защитники. Адвокаты подсудимых отметили, что у их подзащитных есть обстоятельство, которое смягчает вину: они признались в содеянном и раскаялись. На самом деле, они могли и не сознаваться в содеянном, потому что под тяжестью улик отпираться не было никакого смысла. Что же касается раскаяния, как говорит вдова Старокожко, это совсем не соответствует действительности. И это похоже на правду.

После того, как выступили прокурор и адвокаты, обвиняемые в один голос заявили: «Просим не давать нам пожизненное заключение, дайте любой срок, только не пожизненный, мы раскаиваемся».

Важная деталь – в судебных бумагах проходит «алкогольное опьянение», первоначально следователи говорили, что это были наркотические вещества. Как нам сказали правоохранители, в законодательстве Украины нет четкого определения так называемым «солям». Сегодня это – дешевый и практически легко доступный наркотик, но в законе он «не прописан», потому и остановились на алкогольном опьянении, что также имело место.

Кстати, в своем выступлении адвокаты сказали, что в материалах следствия нет справки о том, что было алкогольное опьянение, и так было записано в протоколе со слов обвиняемых. На самом деле, странно было бы если бы такая справка была, поскольку убийцы были задержаны спустя время, и естественно могли не быть на тот момент под действием   алкоголя.

Прокурор настаивал, чтобы обвиняемым была назначена высшая мера, которая предусмотрена действующим Уголовным кодексом Украины, а именно: пожизненное заключение.

В связи с тем, что были убиты два человека, дело рассматривала коллегия судей. Ее возглавлял Юрий Рябуха. Приговором коллегии судей Жовтневого районного суда убийцам было назначено наказание в виде пожизненного заключения с конфискацией имущества. Следует отметить, что из родственников подсудимых никого не было в суде. 

Несколько слов о компенсации. Суд постановил, что убийцы Сергея Старокожко - Виталий Нетудыхата и Ярослав Орлов – должны выплатить материальную и моральную компенсацию (по отдельному гражданскому иску), а также судебные издержки. Материальная компенсация в размере 13 тысяч гривен, судебные – 5 тысяч гривен, моральная компенсация – 700 тысяч грн. Адвокаты сказали: «Моральная компенсация слишком большая, обвиняемые же не олигархи». И все же суд своего решения не изменил.

Думается, что  выплата моральной компенсации практически невозможна. Даже если представить, что обвиняемые в колонии будут работать, и при этом с них будут удерживаться какие-то деньги, то не факт, что они когда-либо смогут выплатить указанную сумму.

Впрочем, совершенно очевидно, что  никакие деньги не смогут компенсировать Дарье  смерть мужа, возвращение в сколь-нибудь реальную полноценную жизнь.

Дарья Старокожко тяжело перенесла смерть мужа. Она проходила месячный курс лечения в психоневролгической больнице,  здоровье резко пошатнулось – болит сердце, проблемы с сосудами. И это подтверждает ее вид: совсем молодая женщина резко осунулась, постарела. Скорее всего, требуется длительный курс лечения, а психическая травма останется с ней на всю оставшуюся жизнь. В зале суда, когда прокурор зачитывал факты как было совершено убийство, Дарье стало плохо. 

 


Читайте також