Монастырь — место, где человек обретает свою природу
Свято-Иоанна-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района относительно молодой – он был открыт в 2007 году.
Поначалу местное население настороженно отнеслось к появлению людей в рясах – а не сектанты ли они?! Со временем недоверие исчезло, и теперь монастырь стал довольно популярным местом для посещения не только верующими, но и вполне светскими лицами.
В большинстве своем тянутся сюда люди в надежде быть выслушанными, прочувствовать доброжелательный настрой, получить духовный совет, а то и просто подумать о жизни в тишине и благости. Тех же, кто осознанно решает здесь остаться, уйдя от мирских соблазнов, немного – монахом стать не так просто. Только несведущие в этом деле люди, коими мы являемся в большинстве своем, с легкостью, не задумываясь, полушутя могут бросить «Уйду в монастырь!». Для тех, кто приходит к этому через внутреннее состояние, это очень важный и ответственный шаг.
Как рассказал настоятель монастыря архимандрит Варфоломей, изначально они хотели расположиться подальше от города, поскольку искали не огласку своей жизни, а место для уединенной жизни. Выбрали Чугинку. Сюда из Луганска пришли пять человек. На данный период здесь живут 15 насельников в возрасте от 18 до 60 лет.
– Помощь приходила с разных сторон, с Божией помощью и общими усилиями стараемся созидать. А в начале строительства мы вывезли 150 машин мусора, грейдерами ровняли территорию, – отец Варфоломей вспоминал о начальном периоде строительства по просьбе журналистов и блогеров, посетивших монастырь по благословению Высокопреосвященнейшего Митрофана, архиепископа Луганского и Алчевского. Организаторами мероприятия выступила Луганская епархия совместно с Интернет-изданием «Параллель-медиа» и НСЖУ.
На территории монастыря уже выстроена часовня преподобного Серафима Саровского, имеющая определенную символику, каноническую особенность в виде Рождественской звезды, а основная ее идея – перезахоронение праха жившего в этих местах иеромонаха Антония, который считался очень мудрым священником. Сейчас его хотят причислить к лику святых, собирают необходимые документы. Часовня расписана луганским художником. Отец Варфоломей обратил внимание на важный момент: взгляд всех выходящих из храма, и в первую очередь, монахов падает на картину, напоминающую о том, сколько соблазнов недобрые силы посылают людям в виде испытания и как важно быть внимательным, чтобы не попасть в их сети.
В приспособленном помещении расположен храм Святых апостолов Петра и Павла, где сегодня ведется служба, совершаются обряды крещения, венчания. Кстати, здесь есть икона Федоровской Богоматери, оставшаяся от старого разрушенного храма, которая сейчас обновляется – из сплошного темного дерева постепенно светлеет и вырисовывается лик. А еще здесь есть плащаница, переданная монастырю из Святой Земли, и иконы XIX века. Всего здесь более 500 частиц мощей святых, собранных со всего мира, в том числе крест-реликвариум, в который вкраплена частица Животворящего Креста Господня.
Также на территории монастыря строится грандиозный центральный храм Ионна Предтеча и в стадии полуготовности храм иконы Иверской Божией Матери.
– Храм – это место, которое сразу должно давать ассоциацию с тем, зачем ты пришел: возвышенным куполом оно напоминает горение свечей, то есть человек, как свеча пришел в храм вознести молитву Богу, это внутреннее духовное горение, – объяснял гостям каноны православия настоятель монастыря.
По его словам, есть необходимость иметь гостиницу на территории монастыря для тех, кто приезжает сюда издалека с расчетом пожить некоторое время. Много приходят местных жителей.
– Получился парадокс: планировали уединиться в безлюдном месте и нести служение, а оказались в достаточно посещаемом месте, – вместе с настоятелем монастыря удивились такому положению дел и мы.
В Свято-Иоанна-Предтеченском монастыре есть участок земли, где выращивают овощи, а на виноградник – 50 сортов ароматной ягоды, которые идут для еды, а если бывают излишки, тогда продают. Но вино не делают, так как спиртное в монастыре под полным запретом. Если и есть бутылочка-другая в кладовой, то только для гостей.
Еще есть своя пасека, откуда имеют не только душистый и целебный мед, но и воск для изготовления свечей.
Мастерская со станками и множественными наборами самых разных инструментов, уверена, может вызвать зависть у многих мужчин.
Распорядок дня в монастыре прост: подъем в 6 часов, через полчаса звучат утренние молитвы, потом каждый приступает к своим обязанностям на винограднике, в мастерских, на стройке. Трапеза два раза в день – в 12 и 19 часов, но если кто-то в силу серьезной физической нагрузки или по потребности захочет поесть, отказа не будет. Мясо из меню исключено полностью, его заменяют другими продуктами. Кстати, пишущую братию угостили монастырской едой, было очень вкусно, по-домашнему.
В 20 часов насельники правят вечернюю службу и до 21.30 имеют свободное время для чтения, каких-то личных нужд. Отбой в 22.00. «На Интернет у нас просто нет времени», – с улыбкой ответил настоятель на наш вопрос.
Касательно участия многих влиятельных людей в строительстве храмов на территории монастыря и посещения его по личным нуждам отец Варфоломей чаще всего отвечал: «Так Бог правит». А на все наши материалистические вопросы о том, что же привело его на духовный путь: «Монашество – это призвание, и у тех, кого Бог призывает к этому пути, непонятным образом рождается непреодолимое желание следовать по нему, выходить из привычного мира».
Считает, что его личное решение об уходе в монашество было осознанным, несмотря на достаточно молодой возраст – 17 лет. И хотя многие родственники не поняли такого шага, все же будущий отец Варфоломей настоял на своем. Закончил Киевскую духовную семинарию, академию. После завершения учебы, а она заняла 8 лет, довелось служить на приходе в Петропавловском и Владимирском соборах в Луганске, потом в Новоайдаре, стоял у истоков открытия храма иконы Божией Матери «Умиление».
Для постепенного ввода человека в суровую монашескую жизнь предусмотрена ступенчатость в зависимости от трудов: самые малые труды имеет инок, монах живет более деятельной духовной жизнью и есть схимник – это более опытный, умудренный человек.
Ранее еще были затворники, пещерники, пустынники, но сейчас их нет. Потому что монашество находится на данном этапе в очень сложном, кризисном положении, сетовал отец Варфоломей. Объясняется это отсутствием духовной преемственности из-за долгих лет сплошного атеизма в нашей стране, когда храмы становились складами, кинотеатрами, их не принимали во внимание даже как памятники архитектуры, а монастыри закрывали. Поэтому и нет монахов, которые могли бы сохранять и передавать опыт. А на восстановление института монашества в классическом виде потребуется очень много времени.
Монашество дается не сразу, человек проходит искус в течение 2-3 лет, и если он пришел к такому решению всей душой, то по его желанию после отречения от внешнего мира совершается пострижение. Существует три обета монашества: целомудрие (безбрачия), нестяжательство (не иметь ничего своего) и самый трудный – послушание.
– Эти условия необходимы, чтобы духовная жизнь человека была успешной в монастыре, Если он не сможет отсечь от себя всё земное, то оно не сможет его отпустить, чтобы он душу всецело посвятил служению Богу, – объяснял настоятель храма.
Поэтому такие мотивы обращения в монашество как уход от проблем не срабатывают, это должно быть призвание для столь серьезного труда. Речь не о физическом труде, а о духовном, что нам, материалистам, порой сложно понять. Мы воспринимаем только то, что видим, а вот невидимое… Оно невидимое и есть. Увидеть себя таким, какой есть на самом деле, а не таким, как сам себе кажешься, это очень сложные процессы, не все их проходят.
Постоянное преодоление проблем, преодоление себя – это еще одна из обязательных составляющих монашества. За весь период служения – а это почти 18 лет – наш собеседник ни разу не пожалел о своем решении. На вопрос, а что же обретает человек взамен, уходя в монашество, отец Варфоломей не смог ответить, а лишь показал рукой на грудь: «Это там, внутри. Словами не передашь». Но чуть позже все же добавил: «Человек обретает свою природу, становится таким, каким он должен быть во всей первозданной красоте, становится наполненным и гармоничным».
Елена Коптева.