Новини Івано-Франківська та області

Современные рыцари: Мы – не балерины, чтобы сыпать друг другу стекло в пуанты

Историческое фехтование – не новый вид спорта для Украины. Однако популярности среди спортсменов и особого внимания среди зрителей этот вид спорта получил относительно недавно. Нельзя однозначно назвать историческое фехтование спортом, так как всем своим видом и антуражем рыцари пытаются вернуть рядовых зрителей в эпоху Средневековья. О том, что же побуждает юных и не совсем юных украинцев становиться рыцарями, рассказали нам опытные спортсмены из Луганска и Донецка. Нашему  корреспонденту удалось побеседовать с луганчанином  Сергеем Харитоновым и дончанином Ярославом Герусом.

У парней много общего - недаром уже ни один раз они скрещивали на ристалище (ристалище – место для соревнований, арена – ред.) свои мечи. Однако, несмотря на дух соперничества, отзываются спортсмены друг о друге только позитивно. Оба спортсмена уже не новички в истфехе. Ярослав начал заниматься с 20 лет, сейчас ему уже 27, начинал он и сейчас занимается в клубе «Триумф» (г. Донецк). 

Сергей же оказался более непостоянен в своих предпочтениях. Заниматься луганчанин начал с 16, сейчас ему 22. Свою рыцарскую карьеру он начал в луганском клубе «Ратник», затем сделал незначительный перерыв и продолжил свою карьеру в луганском «Эстоке». «Эсток» – не многолюдный клуб. Сергей отмечает, что люди приходят и уходят - кому-то мешает заниматься учеба, кому-то работа, кому-то лень.

Парни отмечают, что без физической подготовки в историческом фехтовании никак не обойтись. В прошлом оба парня занимались спортом.

«В школе я занимался боксом и немного борьбой, но карьеры не сделал»,  - рассказывает с улыбкой Ярослав.

«Я занимался тейквондо, пятиборьем, прыжками в воду. Я очень долго искал себя. А фехтование – то увлечение, в котором я нашел себя и то, чем мне хочется сейчас заниматься», - отмечает Сергей.

Оба рыцаря говорят, что совмещать работу с тренировками им несложно, было бы желание. О своей карьере дончанин рассказывает с неким юмором: «Работаю госслужащим в райгосадминистрации - бюрократом 80-го лэвэла». Ярослав отмечает, что совмещать  работу и занятия историческим фехтованием не сложно. «Руководство хорошее, понимающее», - добавляет дончанин. Сергей же отмечает, что учился на маркетолога, а сейчас занимается обслуживанием домофонов.

Рядовому зрителю порою сложно понять, что может подтолкнуть парней и девушек заниматься таким тяжелым и порою очень опасным занятием. Приятно, что оба спортсмена об историческом фехтовании рассказывают с восторгом.

К занятию историческим фехтованием Ярослава подтолкнула любовь к истории и Средневековью. «Интересно не просто узнать историю со страниц книг, а на себе прочувствовать, так сказать, прикоснуться к эпохе», – рассказывает он.

«Мне интересна атмосфера и адреналин, общение. Есть люди, которые бросают заниматься, но продолжают ездить на соревнования, потому что там атмосфера другая, особенная», – дополняет слова дончанина Сергей.

В первую очередь для Ярослава важно почувствовать на себе историю, прикоснуться  к ней лезвием меча, для него важны и спорт, и создание антуража эпохи как составляющие исторического фехтования. «Я не стал бы разделять реконструкцию и спорт в отношении исторического фехтования, так как здесь важно и то, и другое. Максимальная приближенность к историческим аналогам оружия и защитного снаряжения, и тяжелая работа над собой для достижения поставленной цели – вот то, что важно для меня в истфехе», – отмечает он.

Сергей говорит, что для него историческое фехтование – прежде всего спорт, возможность посмотреть на других и себя показать, посоревноваться в силе и умении владеть оружием.

Семьи и близкие люди парней по-разному отнеслись к их опасному увлечению.

«Девушка у меня мирная, она – художница. Со мной на соревнования она не ездит, так как волнуется. Родители мне никогда не запрещали. Они давали наставления, советы, говорили не лезть на рожон. Но запретов никогда от них я не слышал», –  отмечает Сергей.

К увлечению Ярослава семья отнеслась с меньшим воодушевлением, нежели в случае с Сергеем.

«К моему увлечению семья отнеслась без особого энтузиазма. Уговаривать бросить занятия истфехом сейчас они уже перестали, только иногда вставляют фразы: «Может, уже оставишь свой спорт»  и так далее», – говорит дончанин.

Поскольку фехтование – занятие довольно опасное, сложно было не поинтересоваться у спортсменов о травмах, нанесенных им в боях. О травмах оба спортсмена говорят с облегчением, так как серьезных ушибов и переломов у них не было, и надеются, что не будет. «Слава Богу, серьезней ушибов и ссадин ничего не было! У меня на глазах люди получали сотрясения, рассечения и переломы… Повторять их опыт у меня нет ни малейшего желания», – говорит Ярослав.

«У каждого доспеха есть свои недостатки, есть слабые места. Много остается синяков после тренировок. Но синяки оставляют не доспехи, а удары по ним. Но если доспех плохо подогнан, то может травмировать - что-то разрезать, например. У меня серьезных травм не было, был сильный ушиб пальца на руке и не более. Был еще случай на моем первом профессиональном бое. Тогда я продержался полторы минуты, причиной поражения послужил шлем. Он был плохо закреплен, шлем самортизировал от удара и отколол мне эмаль от зуба. Было очень больно, бой пришлось остановить досрочно», – говорит Сергей.

Оба спортсмена отмечают, что никогда не испытывали злости к соперникам, а все негативные всплески эмоций прежде всего они адресуют в свою сторону. «Я злюсь, но по отношению к себе…другими словами я начинаю злиться на себя за то, что не достаточно вынослив, силен или техничен. К сопернику испытываю только уважение», – говорит Ярослав.

«Злость во время боя – это двоякое чувство. Иногда хочется во время боя ударить человека так, чтобы он лег. А потом горячка боя проходит, адреналин спадает. Смотришь после боя, ты человека травмировал, доспех ему помял, тогда подходишь и извиняешься перед ним. Злость есть тогда, когда выходишь на бой с новичком, а он пробивает тебя, наносит удар в слабое место. Но тогда злишься только на себя за то, что был невнимателен, не обратил внимания, что неправильно собрал доспех», – рассказывает Сергей.

Оба спортсмена оказались настоящими честными рыцарями и уверяют, что всегда испытывают чувство неловкости после боя, если им удалось как-то травмировать соперника, либо повредить его доспехи. А вот в отношении девушек-соперниц мнения парней разошлись.

«Хорошо, что серьезных травм я никому не наносил. После боя всегда подхожу к сопернику, чтобы извиниться за причиненные травмы (если таковые были). В целом я не ставлю перед собой цель «поломать» кого-нибудь. А с девушками, лично мне, очень нелегко сражаться. Во-первых – это все же девушки, а во-вторых – среди них есть много отличных бойцов - быстрых и техничных. А вообще, меня родители учили, что бить девушек – нехорошо», – улыбается Ярослав.

Сергей же отмечает, что не чувствует неловкости перед девушкой-соперником, так как от девушек ожидать можно разного. «Бывает, выйдешь с девушкой на бой, а она как ударит, и понимаешь, что тут уже о ней не как о девушке думать нужно, а как  о сильном сопернике», – говорит Сергей.

И донецкий, и луганский рыцарь убеждают, что не встречали нечестных бойцов, тех, кто может специально травмировать, либо сделать какую-либо подлость во время соревнований.

«Такие мне не встречались. Все, с кем приходилось встречаться на ристалище – честные бойцы. Калечить специально никто не пытался. Да и о таких случаях я не слышал. Большинство травм бойцы получают по своей неосторожности или глупости», – говорит Ярослав.

«Нет зависти и подлостей в нашем виде спорта. По-мелкому гадить подло, а по-крупному никто не пытается, с нечестными бойцами я не сталкивался, мы – не балерины, чтобы сыпать друг другу стекло в пуанты. Человек, который будет таким заниматься, сразу потеряет уважение среди своих одноклубников. С таким человеком никто не захочет выходить в бой, работать с ним в команде, так как будет не уверен, что он сможет прикрыть его. Я считаю, если хочешь что-то выяснить с человеком, не нужно опускаться на мелкие гадости, есть ристалище, есть меч –  иди и выясняй», – говорит Сергей.

«Мы выходим на бой не чтобы травмировать человека, а чтобы победить», – подытожил нашу беседу Сергей.

Напомним, в последние выходные сентября в «Усадьбе Мсциховского» в селе Селезневка Перевальского района Луганской области состоялся второй турнир по историческому фехтованию «Меч Востока». И Сергей, и Ярослав приняли в нем участие.

Анна Громова

 


Читайте також