Антикоррупционное законодательство без контроля за его соблюдением не защитит от злоупотреблений, — мнение юриста
Каким бы совершенным ни было законодательство, все же нет страны с иммунитетом от коррупции. Но это не значит, что с такой болезнью и ее носителями не следует бороться. Кроме того, эту борьбу важно вести не только собственными силами, но и привлекать профессионалов из других стран.
Коррупция — это болезнь, которая поражает все государства, тормозит социальный прогресс и порождает неравенство и несправедливость. «Это явление, которое существенно ограничивает конституционные права, свободы человека и гражданина, дает незаконные привилегии коррумпированным группировкам, уничтожает духовные и моральные общественные ценности и ориентиры».
Современное состояние противодействия коррупции в государстве, в частности в судебной системе, свидетельствует о необходимости усовершенствования законодательства в части установления конституционных принципов осуществления финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства. Соответственно, механизм осуществления финансового контроля требует усовершенствования путем введения проверок, деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, а также механизмов определения институций, ответственных за осуществление контроля за соблюдением законодательства относительно урегулирования конфликта интересов.
Нормы действующего законодательства осложняют борьбу с коррупцией или, наоборот, борются с ней там, где ее нет. В частности, по закону административным коррупционным правонарушением является преднамеренное деяние, содержащее признаки коррупции, за которое установлена ответственность, то есть использование лицом предоставленных ему служебных полномочий с целью получения неправомерной выгоды. Считается, что не все нормы действующего законодательства отвечают международным стандартам по вопросам борьбы с коррупцией. Например, закон предусматривает подачу декларации об имуществе, доходах, расходах и т.п. до 1 апреля. Наказание за неподачу или несвоевременную подачу — штраф. Это отнесено к коррупционным правонарушениям.
Но где здесь злоупотребление своим положением? Бывает человек при определенных обстоятельствах просто забыл — и уже коррупционер?
Законом предусмотрены ограничения относительно лиц, которые были освобождены от должности или прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления. Однако какой-либо механизм привлечения к ответственности за нарушение этих ограничений не предусмотрен. Например, бывший следователь может стать адвокатом и прийти в суд защищать интересы того же лица, уголовное дело которого вчера расследовал. Законом это запрещено, но нет механизма отстранения такого лица или привлечения его к ответственности.
На сегодняшний день даже y судей нет единого мнения и относительно сроков наложения административного взыскания. Мы сталкиваемся с практическими проблемами, изучаем, анализируем и передаем в Верховный Суд. Там их изучают на Пленуме и определяют, как действовать правильно. Необходимо, чтобы дальше их предложения можно было передавать в Верховную Раду для принятия соответствующих законодательных изменений, которые бы позволяли более качественно и успешно применять законодательство.
А.И. Шердец, начальник юридического отдела управления Пенсионного фонда Украины в Жовтневом районе Луганска