Новини Івано-Франківська та області

Исламские ценности на Луганской земле

У мусульман всего мира подходит к завершению Священный месяц Рамадан, а 8 августа пройдет большой праздник — Ураза Байрам. Хороший повод встретиться с представителями мусульманской общины Луганска и поговорить о жизни последователей Ислама в этом регионе Украины, не правда ли?

Чем живут сегодня мусульмане Луганска,РИСУ обсуждала с имамом Луганской соборной мечети Мухаммадом Алустазом и председателем правления религиозной организации «Салам», доцентом Восточноукраинского университета им. В.Даля Сейфуллой Рашидовым.

Мечеть в Луганске строили всем миром

Луганская соборная мечеть очень молодая. Своим появлением она обязана группе неравнодушных мусульман во главе с доктором педагогических наук, кандидатом философских наук, преподавателем Восточноукраинского национального университета им. В.Даля Сейфуллой Рашидовым. Именно по его инициативе 14 апреля 1999 года в Луганске была образована религиозная организация «Салам». 

«О мечети мы стали задумываться в 90-е годы, когда в обществе возрождался интерес к религии. При этом мы столкнулись с проблемами сочетания нашей традиционной веры и жизни в немусульманской среде. Как, учитывая естественные необходимости и соблюдая все традиции, похоронить человека, провести обряд бракосочетания...», – рассказывает председатель организации Сейфулла Рашидов.

Луганская мечеть с одной стороны окружена оврагом, с другой — лесопосадкой, поэтому у проезжающих создается впечатление, что она находится на отшибе, в дремучем лесу. Но тех, кто приближается к ней вплотную, охватывает удивление. «Когда мы получали разрешение на строительство, то специально искали такое место — тихое, спокойное и умиротворенное», — отмечает Сейфулла Рашидов.

В 2005 году решением Луганского городского совета была выделена земля под строительство мечети, а спустя два года на основании эскизного проекта одной из мечетей в Крымской Автономии началась и сама стройка.

Возводили сооружение за счет пожертвований. Строительство было закончено в 2010 году, и 29 мая состоялось торжественное открытие мечети. На церемонию съехалось около тысячи гостей. Встречали пышно: только в первый день было приготовлено 800 кг плова, а праздничный стол был длиной почти 50 м.

«Знаете, в Исламе не принято афишировать, на чьи деньги построена мечеть. Мы одинаково благодарны всем, кто помог в строительстве», — вспоминает Сейфулла Рашидов.

Сегодня здание Луганской соборной мечети представляет собой трехэтажное сооружение общей площадью 550 кв.м. Высота минарета составляет 25 метров. На первом этаже расположены спортзал и кухня, на втором — библиотека, учебный класс, офис. Третий этаж разделен на две части: нижняя часть этажа — для коллективной молитвы мужчин и верхний полуэтаж — для женщин.

«Раньше на этом месте был пустырь, переходящий в овраг, а теперь — красивое здание. На прилегающей территории мы высаживаем деревья и цветы, установили тенистую беседку и лавочки, чтобы уютно было не только внутри, но и снаружи», — говорит Сейфулла Рашидов.

Но для луганских мусульман, мечеть — это не просто красивая архитектурная постройка с куполами и минаретами. Здесь каждый может уединиться, найти приют от суеты, предаться размышлениям, поговорить со Всевышним.

«Мечеть — это дом Аллаха, место успокоения души и сердца мусульманина», — уверен Сейфулла Рашидов.

Луганский имам имеет научную степень

Как и любое культовое религиозное сооружение, Луганская соборная мечеть начинается с духовного лидера. Руководит духовными делами мечети имам Алустаз Мухаммад с помощником Ильдаром Мутыгуллиным. Имам бывает в мечети ежедневно — читает молитвы и проповеди, растолковывает прихожанам Священный Коран, проводит обряды, консультирует по личным вопросам.

«Люди приходят с разными вопросами: как молиться, как совершить намаз? Работа с людьми непростая, но самое сложное для меня — похоронный ритуал, отправление человека в последнее место его обитания. Я сопереживаю очень сильно, потому что не знаю, куда этот человек попадет. Вы просите Бога, молите, чтобы он попал в рай. Пока человек жив, его можно направить на верный путь, ему можно дать совет, консультацию, человек исправится, ведь у него есть время», — рассказывает имам.

Сам Алустаз Мухаммад родился в Газе (Палестина) в многодетной религиозной семье: мама — домохозяйка, отец работал водителем и учителем по вождению.

«У меня еще с детства было желание посвятить себя Богу и стать наставником. Я подал документы в университет города Газа на шариатский факультет. Но возможности учиться не было. По желанию отца в 1994 году я приехал в Украину, в Запорожье, учиться на врача. Там окончил медицинский университет по специальности «терапевт», а потом защитил кандидатскую по «Нормальной физиологии», — рассказывает он.

Однако идея стать проповедником не покидала Алустаза Мухаммада. Будучи студентом-медиком, он записался на курсы шариата при Международном союзе мусульманских ученых, находящемся в Египте.

«Я учился на врача и в то же время при помощи Интернета заочно получал духовное образование. В 2008 году я получил возможность стать имамом, проповедовать Ислам и был направлен для работы в Луганск», — вспоминает имам.

В родной Палестине Алустаз Мухаммад в последний раз был в 2000 году. «Сейчас есть Интернет, поэтому по скайпу с родными мы можем связываться каждый день. Конечно, хотелось бы чаще бывать дома, но у меня не получается. Зато моя супруга ездит туда каждые два года», — отметил имам.

Несмотря на тоску по Родине, он намерен продолжить свою работу в Луганске.

«У нас нет такого, что имама сначала назначают в одно место, через время — в другое, потом — третье… Если народ эмоционально связан с имамом, чувствует потребность в нем, ему трудно расставаться с имамом. Так же и имаму. С мусульманами Луганска мы морально скреплены», — поделился Алустаз Мухаммад.

Гостям в мечети всегда рады

По неофициальным данным, в Луганской области этнических мусульман примерно 25–30 тысяч, при этом в областном центре проживают около 10 тысяч. Сегодня в Луганскую соборную мечеть приходят молиться представители почти 30 государств. Это уроженцы Африки, Индии, Афганистана, Пакистана, много выходцев из бывшего СССР — северокавказские народы, чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы, узбеки…

«Это и интеллигенция, и госслужащие, и бизнесмены, и кого только нет. Среди наших прихожан очень много молодежи — как дети тех мусульман, которые приходят в мечеть молиться, так и студенты-иностранцы, обучающиеся в луганских вузах», — рассказывает Сейфулла Рашидов.

Однако Луганская мечеть — не просто богослужебное здание, а также духовно-культурно-просветительский центр.

«В мечети проходят не только молитвы. У нас есть женский клуб, библиотека, сюда также приходят заниматься дети и студенты — они тут обучаются нормам мусульманской морали, правилам молитвы. Кроме того, члены мусульманской общины учат здесь арабский язык, а специалисты читают лекции по исламской культуре», — рассказывает Сейфулла Рашидов.

Нередко заглядывают в мечеть и гости — представители других конфессий и этносов. С разнообразными экскурсиями приходят студенты и школьники, различные зарубежные делегации, просто интересующиеся. Как отмечает Сейфулла Рашидов, Луганская соборная мечеть является одной из самых посещаемых в Украине, не считая некоторых мечетей в Автономной Республике Крым. Гостям в мечети всегда рады.

«Ислам не делит людей на национальности, мы открыты для всех. Это предрассудки, что женщин не пускают, другие религии не пускают. Это дом Бога, и его двери всегда открыты», — подчеркивает он.

«Мы хотим развеять мифы и ложные стереотипы»

Среди христиан очень распространено мнение, что мусульмане — воинствующая религия. Тем не менее, уверяет Сейфулла Рашидов, Ислам — религия, которая учит людей быть покорными Богу, его приказам и запретам, солидарности, взаимовыручке.

«Исламу почти 1500 лет. Безусловно, за это время было много конфликтов, много войн как внутри исламского мира, так и исламского мира с внешним. Но речь не идет о сегодняшнем дне. В Коране четко прописано, что убийство одного человека приравнивается к убийству человечества. Всякие вещи, которые мы видим по телевизору, с криками «Аллах Акбар», не имеют никакого отношения к Исламу. Это дикие необразованные люди, у которых практически нет никаких знаний о религии. Это большая политика, большие деньги, борьба за власть. Я не хочу сказать, что в Исламе нет проблем, они есть как и везде (та же Америка с ее войнами), но почему-то в сознание людей вбивают, что именно мусульмане — террористы. Мы хотим развеять мифы и ложные стереотипы», — говорит он.

Еще один распространенный стереотип — женщина в Исламе полностью лишена прав. Однако в действительности, рассказывает Сейфулла Рашидов, положение мусульманской женщины далеко не такое удручающее, как принято считать.

«Коран гласит: мужчины являются попечителями женщин. В исламской культуре доминирование мужчины видно. Он кормилец, он тратит больше. Основная роль женщины сводится к семье. Но если женщина проявит желание, то может получать образование, работать. Но не на тех работах, которые приносят ущерб ее женской чести. Более того, даже после развода муж должен содержать жену, пока она не обустроится.

Коран учит: рай находится у ног твоей матери. Мужчина обязан кормить и защищать женщину — маму, сестру, дочь. Поэтому судите сами, какое в Исламе отношение к женщинам. Сам я дагестанец, женат на христианке, и сколько бы раз я не ездил на Родину, ни одна моя родственница или знакомая не показалась мне забитой», — рассказал он.

Сейфулла Рашидов добавил, что вопреки мнению о наказаниях исключительно неверных жен, Ислам предполагает такое же наказание и для неверных мужей. Также Ислам не заставляет жениться только на мусульманках, равно как и не заставляет принимать Ислам. «В религии нет принуждения» — сказано в Коране».
Сохраняя свою культуру и веру

Что касается ксенофобских проявлений, по словам Сейфуллы Рашидова, к счастью их не было.

«Иногда можно встретить какую-то надпись на зданиях или заборах, но так чтобы притеснения… их нет! Мы считаем, что мусульмане живут в Луганске очень комфортно. И вообще, в Украине приверженцы Ислама живут достаточно комфортно. Особенно на Донбассе. Одно время американские политологи любили говорить о нем как о «плавильном котле» с огромным количеством наций, национальностей, религий. Живут у нас конфессии толерантно, уважительно. Власти и общество относятся к нам хорошо, но и мы ничего не нарушаем, живем тихо», — подчеркивает Сейфулла.

«Украинский народ — простой и доброжелательный», — в свою очередь отмечает имам Алустаз Мухаммад.

«Как-то к нам привели на экскурсию ребят из библиотеки им. Горького. Они посмотрели. А когда уходили, поделились впечатлениями: «Когда мы подходили к мечети — аж страшно было, а уходим — какие-то светлые», — добавляет Сейфулла Рашидов.

Конечно, проживание в чужой стране сопряжено с определенными сложностями в сохранении родной культуры.

«С одной стороны, просто сохранять свою культуру, с другой — сложно. Это зависит от образования, религиозных знаний, воспитания. Многие, особенно студенты-иностранцы, не могут устоять под прессом глобализации. Бывает так, что человек приехал из того же Дагестана, первый месяц он ходил в мечеть, а потом пропадает. Силой убеждения мы ничего тут не можем делать. По мере возможности находим способы воздействия — через родственников, общину… Потом, смотришь, они сами приходят на праздники. В этом и есть главная роль нашей мечети — вдалеке от Родины она помогает людям поддерживать связь с ней, остается духовным центром», — подытожил Сейфулла Рашидов.

Сегодняшнюю жизнь трудно представить без всемирной паутины. «Интернет в эпоху глобализации — инструмент объединения», — считает Сейфулла Рашидов.

Религиозная организация «Салам» имеет свой сайт salam.lg.ua, где представлена информация о деятельности луганской мусульманской общины, мероприятиях, проводимых в Луганской соборной мечети, о деятельности религиозной организации «Салам», а также материал по религии — книги, обучение, времена наступления обязательных молитв.

Диана Стешенко, Религиозно-информационная служба Украины

Читайте також