Александр Панков: «Учиться профессии необходимо всю жизнь»
Что собой представляет луганская журналистика, какие она имеет проблемы и недостатки, и чему нам стоит поучиться у зарубежных СМИ? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из интервью с председателем Луганской областной организации Национального союза журналистов Украины Александром Панковым.
– Александр Григорьевич, Вы всю свою жизнь посвятили печатным СМИ. Какие местные издания на Ваш взгляд, можно называть качественными?
– Любая оценка, которая базируется на личных взглядах и ощущениях – это субъективная оценка. Поэтому называть те или иные периодические издания, не полагаясь на анализ, будет нетактичным и некорректным. У каждого из наших местных масс-медиа как печатных, так и электронных, есть сильные и слабые стороны. К сильным я бы отнес наличие творческого журналистского потенциала – есть у нас личности, которые занимаются своим делом профессионально. Переходить к персоналиям не буду, потому что, опять-таки, это субъективные оценки. Могу лишь сказать, что луганские журналисты побеждали не только в областных конкурсах, которые проводит наша областная организации НСЖУ, но и во всеукраинских и международных.
– Есть ли у луганских СМИ свое лицо? Луганская журналистика чем-то отличается от журналистики в других регионах?
– Региональную журналистику следует рассматривать в контексте общеукраинских процессов. Сегодняшняя мировая тенденция – это падение тиражей. Поэтому говорить о том, что мы как-то выделяемся, не приходится. Хотя, есть и исключения. Некоторые новые печатные СМИ успешно завоевывают луганский рынок, наращивают тиражи. Если же говорить о состоянии журналистики в целом, то следует отметить: старые стандарты, по мнению некоторых, недемократичны, а новых у нас нет. Новейшее время породило заказные материалы. И страшно даже не столько существование этого явления, а сколько то, что многие относятся к нему как к обыденному делу. А ведь именно такими материалами журналисты отбивают охоту у читателей воспринимать СМИ в их изначальном виде. То есть мы уходим от своего главного предназначения – нести людям информацию. В угоду политическим, клановым, бизнес-интересам начинаем вольно или невольно манипулировать общественным сознанием, навязывать свою трактовку тех или иных явлений. Считаю это недопустимым.
– Какие еще недостатки вы можете отметить в работе наших региональных журналистов?
– Очень часто журналисты ссылаются на пример так называемого «американского журнализма». То есть в материале должен присутствовать «голый» факт и больше ничего, а люди уже сами делают оценки. Но это одна из очередных манипуляций нашим сознанием и сознанием наших читателей, зрителей, слушателей. В американских газетах есть страницы как информационные, так и авторские, где излагается видение автора. При этом информация и комментарий не смешиваются. Но существуют разные жанры, в том числе и журналистское расследование, хотя, к сожалению, он пока не находит широкого распространения среди журналистов. Наши коллеги, к примеру, привыкли констатировать то, о чем шла речь на брифинге, хотя брифинг – это дополнительный источник получения информации. И получив ее, журналист должен развивать тему, «копать», искать истину.
– А как у нас обстоят дела с уровнем тематических материалов?
– По пальцам одной руки можно пересчитать журналистов, которые специализируются на определенной теме. Все остальные считаются универсальными солдатами и пишут на любые темы. А это дилетантство и таким образом, извините за резкость, профессия опошляется. Я понимаю, что ограниченный штат редакции зачастую не позволяет закрепить одну тему за одним сотрудником, вот и получается, что сегодня журналист пишет о ремонте дорог, а завтра – о балете. Но ведь есть темы, которые требуют глубокого подхода и изучения. Третий год подряд наша областная организация НСЖУ совместно с луганской региональной торгово-промышленной палатой проводит конкурс «Перо Меркурия». На этот конкурс подаются материалы на темы экономики. Конкурс включает несколько номинаций: «Независимая оценка экономического развития Луганщины», «Аналитический пресс-портрет предприятия-члена Луганской РТПП», «Экономика в лицах». За последние три года в этой сфере не появилось новых имен, а материалы, представленные новыми соискателями, не соответствуют критериям этого творческого соревнования: отсутствует анализ, журналисты просто констатируют факты.
– Почему так происходит?
– Не хватает профессионализма, нет подходящих условий. Для того, чтобы сделать материал на экономическую тему, нужно найти тему, факт. Журналисты говорят, что получить квалифицированный аналитический комментарий просто не у кого. К тому же, тема экономики требует много времени, а для газеты сейчас время – это очень затратная категория. То есть попросту заедает текучка. Площадь газеты, время и количество сотрудников ограничены и на творчество не остается времени.
– В других регионах Украины похожие проблемы в сфере СМИ?
– На пленумах в Киеве я встречаюсь с руководителями других областных организаций НСЖУ и могу сказать, что похожие проблемы существуют и в других регионах нашей страны: недостаточный профессиональный уровень журналистов, нехватка кадров. Для сравнения – в Украине около 80 вузов выпускает журналистов, а в Китае – около 180 вузов, но давайте сравним количество населения и количество СМИ в двух странах. Кто считал, сколько нам необходимо журналистов? Раньше при поступлении на факультет журналистики абитуриент должен был представить свои газетные публикации или иметь два года производственного стажа и, кроме обязательных экзаменов, был еще и творческий конкурс. Сейчас правила упростили. И надо сказать, что это не пошло на пользу профессии.
– То есть наших журналистов не учат писать?
– Сошлюсь на выражение бывшего декана факультета журналистики Киевского университета Дмитрия Михайловича Прилюка: «Если вы поступили в университет и считаете, что станете умнее, то вы ошибаетесь. Если вы поступили учиться на факультет журналистики и считаете, что здесь вас научат писать, то вы тоже ошибаетесь…» Нельзя не согласиться с таким авторитетным мнением. Я тоже убежден, что научить писать никто никого не может. Подтверждение этому я получил и за океаном. Профессор факультета журналистики Канзасского университета Томас Волек, по его словам, свою первую лекцию начинает так: «Я не могу научить вас писать». То есть университет может расширить базу знаний, кругозор студента, научит основам профессии, а как писать – это уже индивидуальная способность каждого отдельного человека.
Когда я был редактором молодежной газеты «Молодогвардiєць». (не путать с нынешней газетой «Молодогвардеец»), штат состоял из 27 человек, не считая технических сотрудников. Газета была формата А2, вмещала в себя четыре страницы и выходила три раза в неделю. И могу сказать, что человек, пришедший в редакцию сразу после окончания университета, и человек, проработавший какое-то время в промышленном секторе или сфере образования – это разные люди и по жизненному опыту, и по умению оценивать то или иное явление, делать выводы. Для журналиста важен не только профессиональный опыт, но еще и жизненный. Одно дело представлять процессы, происходящие в социальной сфере и экономике теоретически, совсем другое – знать их изнутри. Но ставить молодость в вину журналисту – тоже неправильно.
– Какой выход из ситуации видите?
– В университетах должна существовать специализация по направлениям: радио, телевидение или газета. Кого-то должны готовить в политические обозреватели, кого-то – в экономические. Я считаю, что должна быть конкретная специализация. Но и сам журналист должен постоянно учиться, совершенствоваться, пополнять багаж знаний, глубоко вникать в ту сферу, о которой он пишет. Только так можно стать успешным журналистом.
И наша творческая организация стремиться участвовать в становлении будущих журналистов. Мы заключили договор с кафедрой журналистики ЛНУ имени Тараса Шевченко относительно подготовки будущих журналистов. Так что будем пытаться соединить теорию и практику – проводить круглые столы, мастер-классы, чтобы молодой журналист, придя в редакцию, чувствовал почву под ногами, имел практические навыки.
– Если сравнивать наши периодические СМИ и аналогичные зарубежные СМИ, чему нам стоит у них поучиться?
- Выживают те издания, которые ближе других к людям. Во все времена у нас тираж районной или городской газеты в разы больше, чем совокупный тираж всех центральных областных изданий, которые распространяются на той или иной территории. Принцип такой: «Вчера написали о моем соседе, сегодня – обо мне». Если обратиться к зарубежному опыту, то в Соединенных Штатах даже город с населением в две тысячи человек имеет свою газету. Доходит до того, что в газете публикуют меню школьной столовой.
Кроме того, на мой взгляд, заслуживает внимание то, что за рубежом газета, как правило, существует не сама по себе, а входит в какую-либо корпорацию, холдинг. Объединение может быть самым разным. Например, газета – мобильный оператор – банк или страховая компания. Думаю, такой опыт нужно перенимать.
– Многие луганские СМИ в выходных данных указывают неоправданно завышенный тираж, при том, что реальный тираж может быть в несколько раз ниже. Почему так происходит?
– Это глобальная проблема. В газете указывают завышенные тиражи для того, чтобы привлечь рекламодателей. По сути, это нарушение принципов честной конкуренции, обман потребителя. За рубежом есть бюро сертификации тиражей. В Луганской области наша организация также решила провести сертификацию тиражей. Но, поскольку это общественная инициатива, то в ней участвуют добровольно. На сегодняшний день в области сертифицировано около десяти газет. С этой инициативой мы выходили и на Пленум правления НСЖУ. Правда, горячей поддержки от коллег пока не получили.
– Как считаете, в недалеком будущем Интернет-СМИ могут полностью заменить печатные?
– Это серьезный дискуссионный вопрос, по которому идут долгосрочные споры. Но даже горячие поклонники того, что печатные СМИ уйдут в прошлое и останутся лишь их электронные версии, сдают свои позиции. Потому что практика показывает – можно создать сайт газеты или просто новостной сайт, но как получить прибыль? Газеты покупать будут, но будут ли покупать их интернет-версии? Сегодня в Украине нет такого контента, за который люди были бы готовы заплатить деньги.
И еще. Зачастую сайты повторяют друг друга. Думаю, будут востребованы журналисты, которые смогут сделать привлекательный материал из обычной новости в интернете.
– Как газета может удержать своего читателя?
– Материалы в газете должны быть эксклюзивными, чтобы читатель мог прочитать это только в вашей газете. Это одно из слагаемых успеха. Всегда говорю коллегам: «Прежде чем о чем-то начать писать, реши, интересно ли это тебе, а если интересно, значит, и другим будет интересно». Считаю, что печатные СМИ не исчезнут – есть традиции и их приверженцы. Но издание должно быть не только на бумажном носителе, но и в Интернете, и на всех других платформах. Только тогда оно будет востребованным и конкурентоспособным.
Справка: Александр Григорьевич Панков более сорока лет своей жизни посвятил журналистике. Начинал свою работу корреспондентом ровеньковской городской газеты «Вперед». На протяжении десяти лет занимал пост главного редактора областной молодежной газеты «Молодогвардiєць». Затем руководил пресс-центром и был редактором газеты «Профсоюзный вестник» Федерации профсоюзов Луганской области. С июня 1998 года – заведующий отделом по связям со СМИ и главный редактор информационно-аналитического издания луганского областного совета «Постскриптум». С июля 2001 года – главный редактор издания луганского областного совета «Наша газета». С 2009 года преподавал на кафедре журналистики Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля. В марте 1996 года Александр Панков был избран председателем Луганской областной организации Национального союза журналистов Украины. Заслуженный журналист Украины.
Анастасия Даиаури, фото автора