Бывший редактор «Жизни Луганска» рассказал о местной прессе
Своими размышлениями о состоянии дел в луганских медиа, истории создания и успеха «Жизни Луганска», современном видении «Молодогвардейца» и движении блоггерства делится Борис Москалюк – публицист, заслуженный журналист Украины, в прошлом главный редактор газеты «Жизнь Луганска», а ныне преподаватель ВНУ им. Даля.
- Расскажите, как Вы пришли в сферу медиа, ведь насколько я знаю, у Вас нет профильного образования?
- Действительно, я себя никогда не видел в роли журналиста, редактора или литератора. С молодости мои взоры были устремлены в две сферы: военную и инженерную. Тогда это было не позорно, как сейчас, а модно и престижно. У меня одно образование – инженерное. Значительную часть жизни я проработал в машиностроении, на разных должностях, от конструктора и технолога до заместителя начальника цеха. В прессу я впервые пришел в 1985 году. Я тогда состоял на партийной службе, работал в горкоме партии, заведовал отделом пропаганды и агитации. Меня вызвало начальство и сказало, что нужно возглавить ведущую в городе газету, так на тот момент она уже более полугода издавалась без главного редактора. Времени на раздумье у меня не было, и на следующий день я уже занял, предложенную мне должность.
- Какой тогда был тираж газеты?
Тогда газета выпускалась тиражом около 20 тысяч экземпляров. Но, самое интересное, периодичность «Стахановского знамени» была пять раз в неделю, что для того времени большая редкость для региональной прессы. Мы, можно сказать, были ежедневной газетой. Когда я оставлял пост главного редактора, тираж составлял 50 тысяч, это был очень неплохой результат.
- Вы стояли у истоков «Жизни Луганска», как появился этот проект?
К 1990 году в Луганске издавались три основные газеты: областная «Луганская правда», «Прапор перемоги» на украинском языке и «Молодогвардеец». Городского издания, как такового, не было. Луганский исполком давно хотел иметь свое СМИ. Стимулом к этому послужило принятие в июне 1990 года Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». Этот закон давал право городским и местным советам создавать газеты. Раньше такое решение могло принимать исключительно ЦК.
В конце лета 1990 года Владимир Пантюхин, председатель городского совета, приходил ко мне за консультациями по вопросу создания газеты. Позже он предложил мне принять участие в конкурсе на пост главного редактора будущего издания. На тот момент я работал в обкоме партии, возглавлял сектор СМИ. Предложение меня заинтересовало, и я подал заявку.
- Как же проходил процесс отбора?
Обсуждение кандидатуры редактора на сессии горсовета продолжалось двое суток. С 9 утра до 9 вечера первого дня и с 9 утра до 7 вечера второго. Дебаты тогда разгорелись нешуточные. Споры шли вокруг концепции газеты, контента, организации и, конечно же, руководства. В итоге, большинством голосов я прошел на эту должность.
- Команду вы набирали или уже пришли с готовой?
Людей у меня не было вообще. Все приходилось делать с нуля. Людей набирал, что называется, с улицы, только лишь с желанием работать. Профессиональные журналисты, трудившиеся на тот момент в городе, не считали нашу затею серьезной. Ни один из них не захотел идти ко мне в газету. Надо сказать, в то время в редакциях работало много людей. В «Луганской правде», «Прапоре перемоги» и «Молодогвардейце» трудилось по 50 человек и больше. Кадровый потенциал имелся.
- Сколько выделялось денег из бюджета на газету?
Депутаты действовали в своем репертуаре, очевидно, они во все времена одинаковые. Решение о создании газеты приняли, а средств на ее финансирование в бюджете не предусмотрели. Денег не было ни на зарплату, ни на приобретение бумаги, ни на полиграфические услуги.
- Как же удалось запустить газету?
Вы знаете, на мой взгляд, главное в бизнесе – это доверие к личности. Это касается не только издательского бизнеса. Иными словами, порой репутация стоит дороже денег. На этапе запуска первого номера газеты я обратился к своим знакомым, которые тогда занимали разные должности. У одних я одолжил 2 тонны бумаги, других попросил бесплатно отпечатать тираж. Это было кредитование на условиях доверия к личности. Не хочу сказать, что никто другой на моем месте не смог бы добиться таких условий. Однако я очень благодарен тем людям, которые тогда пошли ко мне навстречу. На момент выпуска первого номера у нашей редакции даже не было своего помещения. Тем не менее, сигнальный номер газеты был выпущен, мы тогда его приурочили к 7 ноября, красному дню календаря.
- Вы шли на большой риск, издавая первый номер «Жизни Луганска» практически взаймы. Как удалось отдать долги?
Долги, конечно же, вернули. Причем сразу. Первый тираж у нас получился приличный, 20 тысяч экземпляров. Но самое главное, он продавался по 30 копеек, вместо 5 копеек как тогда в среднем стоил номер. Цена небывалая, скачок в 6 раз по цене. Тираж мы реализовывали с рук, набирали мальчишек, они ходили по улицам и продавали его. Газета мигом разошлась, мы выручили приличные деньги и сразу же отдали долги. Более того, мы закупили бумагу и сделали еще два сигнальных номера.
- По мере развития газета, получали какие-то субсидии дотации из городского бюджета?
Практически за все время моей работы в «Жизни Луганска» мы функционировали за средства, которые сами зарабатывали. Никаких денег из бюджета газета не получала.
- То есть газета была не просто самоокупаемой, но и прибыльной?
Был период, когда газета была не просто прибыльной, а сумасшедше прибыльной. Это был период с 1994 по 1998 гг. Алексей Данилов, будучи мэром, даже изъявлял недовольство, мол, газета превращается в рекламный листок. Да, одно время «Жизнь Луганска» была одним из главных носителей рекламы города.
- Где находился офис редакции?
Редакция находилось на первом этаже здания горисполкома, там, где сейчас расположилось управление транспорта. Потом мы разрослись до того, что занимали площадь на первом и последнем этаже. Мне был выделен кабинет с условиями на уровне зампредов. Когда мэром стал Ягоферов, нам выделили помещение на Натальевском переулке, бывший Дом дворянских собраний им. Ильенко, ныне Луганская Епархия.
- Сколько человек работало в штате?
На начальном этапе нас было всего трое. В лучшие годы штат разросся до 42 человек. Сегодня, насколько я знаю, в редакции работает 5-6 человек.
- Что отличало, на Ваш взгляд, «Жизнь Луганска» от конкурентов?
Мы одни из первых запустили интернет версию газеты. В 1996 году интернет версия выходила с аннотацией на английском языке. Мы отправляли газету в конгресс США, вели коммуникации, о нас знали во многих странах мира. У меня до сих пор где-то на балконе хранится переписка с Нью-Йорком, Австралией и т.д.
- Когда и почему вы ушли с поста главного редактора газеты?
Ушел я в 2003 году. Причина простая – конфликт интересов с высшим руководством.
- Что можете сказать о нынешней «Жизни Луганска»?
На сегодняшний день газета имеет приличный тираж, на уровне 10 тысяч, насколько я знаю. Она стабильно продается, не в последнюю очередь благодаря подписке. Однако, у газеты большой процент списания, порядка 40-50% уходит просто в утиль.
- Какая, по Вашему мнению, сегодня наиболее качественная газета в Луганске?
Все газеты города и области, по своей верстке, дизайну и контенту похожи друг на друга. Хотя это в большей степени касается коммунальной прессы. Большая беда для наших печатных СМИ – это отсутствие настоящей авторской журналистики. Для меня важный показатель, когда журналист пишет под своим именем, а не прячется за псевдонимом.
Из частных газет мне нравится «Молодогвардеец», хотя его журналисты и скрываются под творческими именами, а порой, вообще не подписываются. Но, тем не менее, это качественное аналитическое издание, контент которого отвечает всем современным требованиям и стандартам. Среди коммунальной прессы могу выделить «Нашу газету».
- К каким СМИ более всего тяготеете: прессе, радио, ТВ, интернету? За кем будущее?
Однозначно, в симбиозе всех четверых. Взять тот же «Молодогвардеец», они пытаются создать конвергенцию между прессой, интернетом, радио и ТВ. Есть задумки о создании телевизионного интернет-канала и онлайн-радио. Параллельно с газетой развивается их сайт и, надо сказать, довольно неплохо. Сегодня новый тренд в медиа – это блоги. Порой блоггеры не совсем квалифицировано судят о том или ином событии, но, по крайней мере, это то мнение и свободное суждение, которое так необходимо медиа пространству. Раньше такое явление называлось рабоче-корреспондентским корпусом. Как видим, все старое возвращается, но на качественно новом уровне. Выиграет тот, кто будет предоставлять читателю более разнообразный материал, в том числе и от блоггеров, расширяя, таким образом, тематику и разнообразие авторов.
Источник: