Почему нужно ходить в церковь?
Скоро Масленица. Масленичная неделя является подготовкой к последующему Великому посту, и начинается она традиционно за 8 недель до главного православного праздника Воскресения Христова (Пасхи). В 2013 году Пасха будет "поздней" — 5 мая, и, соответственно, Масленица также будет поздней. Масленичная неделя начнется 11 марта.
Очень часто, особенно среди молодежи, приходится слышать, что верующий человек может и не ходить в церковь. По их мнению, важно верить, а верить можно и в «душе», не посещая храм, не бывая на священнослужениях, не соблюдая церковных правил и обрядом. «А зачем? Что я не видел в церкви? Наши попы ничего не могут дать. У них другая цель — набить карманы. А я ведь могу верить и без них!», - именно так говорят многие молодые люди в Луганске. Что думает по этому поводу православный священнослужитель? Наш собеседник священник Алексий Слюсаренко, представитель Украинской Православной Церкви (МП), клирик храма святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (Луганск).
- Вера далеко не всегда религиозна. Можно верить в победу над врагом, спортивным соперником, верить любимому человеку или первому встречному мошеннику. Если человек лишён чувства реальности духовного, то религия представляется ему чуждой. Тем не менее, безрелигиозных людей просто не существует. Атеизм также имеет религиозную природу. В нём место Бога занимает материя. Она наделяется атеистами свойствами божества – вечностью и безграничностью. В наше время атеист большая редкость. Гораздо чаще мы встречаем людей верующих, но не церковных. Своё нежелание посещать храмы они обосновывают хорошо известным аргументом: «главное, чтобы Бог был в душе». Есть аргументы и вспомогательные: в храме душно, холодно, тесно и т.д. Кроме того, в храме алчные священники и грубые прихожане. Гораздо удобнее, поэтому, общаться с Богом «без посредников» напрямую.
Но представим себе, если бы Бог рассуждал так: «главное, чтобы человек был у Меня в Душе», на землю приходить ради любви к человеку и ради избавления его от греха вовсе не обязательно. Ведь там холодно, жарко, тесно, бедно, вообще опасно для жизни… Уж лучше любить человека из далека, с высока, «без посредников».
Но именно такой Бог был бы обвинён человеком в безучастности, жестокости по отношению к своему творению. Как раз такой характер имели претензии к ветхозаветному Богу древнего гностика Маркиона. А маркионитство, в свою очередь, было питательной почвой для безверия.
Почему же, то, что не позволяется Богу, позволяется человеку?
Представим, что молодой человек признаётся в любви к девушке, но тут же, честно предупреждает её, что любовь его чисто духовная и на свадьбу рассчитывать нечего. Он не намерен девушку кормить, одевать, растить детей… Что услышит в ответ на подобное предложение этот горе-жених?
Очевидно, что любовь, если она совершенна, требует участия в ней всего человека, и души и тела. Если любишь душу, люби и тело. И любовь эта должна выражаться в чём-то материальном. Так выражением любви мужчины к женщине традиционно считаются цветы, кольца, кров над головой.
И вот Церковь есть торжество Божьей любви. Она стала возможной потому, что Бог воплотился, взял на Себя труд войти в мир, поражённый грехом. Он прошёл Свой отрезок пути навстречу человеку. Теперь дело за нами: пройти свой путь к Нему. Вот для чего мы, православные христиане идём в храм. Мы верим в Бога и знаем, что Он верит в нас. Церковь в нашем представлении есть тело Христово. И мы становимся в подлинном смысле Церковью, тогда, когда причащаемся Телу Христову. Нельзя причаститься Телу и Крови Христовым без храма, дома, в поле или лесу. Если бы можно было спастись без причастия, только одной молитвой и добрыми делами, Христос был бы не нужен. Всё это было на земле и без Него. Но Он принёс в мир победу над смертью, Воскресение. И плоды этих даров можно вкусить лишь в храме и лишь веря в их спасительную силу. И вот ради этих Даров можно терпеть всё: и алчных священников, и грубых прихожан, и тесноту, и жар, и холод. Тем более что при ближайшем рассмотрении, оказывается, что страхи эти чаще всего кем-то сильно преувеличены.
Подготовила Диана Стешенко