Эстетика танца на пилоне по мотивам Жюля Верна
Наконец и луганские зрители смогли воочию узнать, что собой представляет первое в мире поле-арт-шоу: танцы в соединении с акробатикой на пилоне и цирковыми трюками. 5 марта в ДК имени Ленина состоялся нашумевший спектакль «PoleArtShow: за 80 дней до конца света. По мотивам Жюль Верна».
Неоднозначные отзывы в СМИ сбивали с толку. Организаторы заявляли, что это универсальное шоу, на которое могут пойти и бабушка с внуком, в то время как скептики говорили, что это с родни стрип-танцев на шестах, и место им в «джентельменских клубах». Афиши заманивали довольно известным среди украинских поклонников разных талант-шоу именем хореографа Александра Лещенко. Как известно, он успел засветиться в таких крупных теле-проектах как «Танцюють всі!» (серебряный призер), «Танцюю для тебе 3» (победитель шоу), «Майданс» (хореограф). Привлекало также, что в танцевальном шоу-спектакле участвуют жонглеры, эквилибристы, акробаты, пилонисты, паркурщики, а обещанное количество декораций вообще предвещало сказку.
«Главный герой Филеас Фогг заключает пари и отправляется в кругосветное путешествие со своей командой. Но в нашей интерпретации он заключает сделку со Временем. Суть сделки в том, что человечество погрязло в грехах и пороках. Но есть последний шанс спасти мир, объехав его за 80 дней и показав людям, что можно жить радостно и счастливо, а главное — по-другому», - так говорит о задумке организатор, президент продюсерского центра New People Production Алена Лебедева. И эту идею артисты постарались сполна передать зрителю только с помощью языка тела – яркого танца и зажигательной музыки, а также трюков и спецэффектов. Но обо всем по порядку.
С первых секунд шоу захватывает своей динамичностью, чему способствует и музыка, и энергичные танцоры. Немного философское вступление – и танец погружает в размышления о сущности времени. Часть декораций – это, по сути, огромный экран, на котором проекторы «дорисовывают» картины, погружая зрителя в мир шестеренок и маятников, в неподвластный человеку мир Времени. На пилонах грациозные танцовщицы-акробатки в костюмах черного и белого ангелов исполняют танец, словно демонстрируя двойственность мира: день и ночь, добро и зло…
В продолжение о декорациях нельзя не отметить настоящую карету, в которой выезжают на сцену главные герои Филеас Фогг (Александр Лещенко) и Белинда Мейз (Ольга Полищук). Появляется и персонаж-злодей Фикс (Андрей Виблый). Одновременно со спором, перерастающим в пари, завязывается и любовный треугольник: Фикс пытается увести у влюбленного Фогга его Белинду. И все это по легкую веселую мелодию, которая будто помогает ребятам также легко, танцуя, совершать прыжки с крыши кареты.
Время (Лина Верес) возникает на сцене не по Жюлю Верну, однако достаточно эффектно. Сам ритуал заключения сделки – это завораживающее миниатюрное лазерное шоу: окутанная дымом сцена, полумрак, и Время вонзает в лежащего у своих ног Фогга магические зеленые лучи. Все, пошел обратный отсчет.
Отправиться в дорогу как можно скорее Филеаса уговаривает его авантюрный и веселый друг Паспарту (Руслан Махов). К слову, в этот день танцор выступал практически на родной земле, ведь родом Руслан из Теплогорска (теперь Ирмино), а из зала выступлением наслаждалась его мама. Яркий, подвижный, легкий и смешной Паспарту раззадоривает Фогга, они живо собирают чемоданы и, прихватив Белинду улетают. Именно улетают, потому что на сцене появляется еще одна массивная декорация – воздушный шар. В корзине аэростата путешественники пьют вино и наслаждаются парящими рядом облаками. Беспечные, они еще не подозревают, какие испытания готовит им большое приключение, а зрители в это время уже предвкушают разнообразие танцев и стилей.
Первой страной, которую посетила компания, оказалась Испания. Зажигательные ритмы кастаньет, страстный фламенко, и уже выступает не просто шоу-балет, а настоящие испанские байлаоры со строгим огоньком во взгляде и в нарядах с воланами. Забегая наперед, скажем, что пребывание нашей маленькой компании в каждой стране удивляло не столько танцами, как различными акробатическими и цирковыми номерами. В испанской таверне для ребят жонглировала девушка-каучук. Ловко управляясь с шарами ярко-апельсинового цвета, она продемонстрировала невероятную гибкость своего тела.
Режиссер-хореограф Александр Лещенко практически в каждом эпизоде исполнял сольный танец, и если его подопечные танцевали в спектакле по 3-4 партии, то он находился на сцене, можно сказать, постоянно. Под кастаньетовское трещанье он с испанским огоньком отстучал чечетку. А вот охваченному страстями Паспарту в ритмах пасодобля пришлось примерить на себя роль тореадора и «сразиться» с разъяренным быком.
Страсти сменились более спокойными ритмами, и герои перемещаются в уютное французское кафе с видом на Эйфелеву башню. Наслаждаясь царящей здесь романтической атмосферой, ребята и не замечают, как настигший их Фикс проворачивает свой коварный план, пытаясь усыпить путников с помощью не простого угощения. Однако и сам злодей попадает в собственную ловушку – ему так и не удалось помешать Фоггу выиграть пари.
Франция не представляется без такого танцевального символа как канкан, который должны танцевать именно красотки из Мулен Руж. Танцовщицы в ярких нарядах ритмично подбрасывают вверх стройные ножки – соблазнительный танец вызывает восхищение даже у подготовленной публики. Между тем, Фикс все ближе подбирается к главному герою, погоня с прыжками, кувырками и пируэтами прибавляет напряжения.
На сцене появляются все новые декорации, сменяются картины на стенах-экранах, и постоянным атрибутом шоу остается пилон. Постановкой танцев на шестах занималась хореограф PoleArtBallet Ольга Полищук. На протяжении всего спектакля танцовщики демонстрировали необычайную силу и ловкость, демонстрируя поле-дэнс на грани со спортивной акробатикой.
А вот чудеса цирковой акробатики поджидали уже в буквально на следующей остановке – герои попадают в джунгли. Перед глазами зрителей уже не просто танец, а прогулка в уголок дикой природы, где встретишь и озорство обезьяны, и охоту пантер, и полет прекрасных птиц (акробатика на лентах). Также плавно, как движение дикой кошки, действия переносятся в волшебную Персию. Эта страна подготовила для друзей настоящее испытание – Фогг и его верный Паспарту поддались искушениям жриц любви. Еще одна внушительная декорация – кровать, на которой оказываются парни в увлекающих и чарующих объятиях восточных красавиц. В роли главной жрицы любви – луганчанка, многократная чемпионка страны по Pole-dance Людмила Палатова. И здесь мы и увидели всю красоту и изящество акробатики на пилоне. Зал замер, очарованный тем, как легко и плавно Людмила слилась воедино с восточной мелодией и двигается вместе с переливами музыки, сексуально и непринужденно, словно ей вовсе не составляет труда держаться на шесте вниз головой. Но танец любви увлекал героев все дальше в забытье, и сильные руки танцоров балета поднимали кровать с окутанным чарами Фоггом.
Девушки в разноцветных сари и Тадж-Махал – это следующее маленькое приключение в Индии. Символично, не вдаваясь глубоко в особенности национального индийского танца, режиссеры попытались передать мотивы страны чая и слонов.
Последним пунктом пребывания героев был Китай. 3D-декорации переносят в китайский цирк, и сцена превращается в настоящую арену, на которой выступают лучшие артисты, где параллельно развивается любовная драма. Акробатические трюки, танец на пилоне, головокружительные прыжки сменяются танцевальным батлом между Филеасом и Фиксом. Они, как на поединке, сражаются за правом обладать Белиндой Мейз. Танец-драка на тростях – так стильно и благородно, в духе молодого хореографа Лещенко. В каждом движении - ревность, соперничество, мужество и противостояние. Схватка завершается в пользу энергичного Фогга, но его возлюбленная предпочитает соперника. Философские ноты заиграли все громче, ведь как символично, что именно на цирковой арене оставшийся в одиночестве Филеас оглядывается на цели, которые он преследовал. Так иронично режиссер говорит: наша жизнь даже не театр, а цирк, и желание признания и оваций заставляет нас забыть о настоящих ценностях, об искренней любви и дружбе. «Конец света» для отдельного человека имеет свой смысл, и любой может испытать микро-апокалипсис с потерей ориентиров, смыслов или хуже – близкого человека.
Но 80 дней подошли к концу, и на сцену вновь выходит Время. Повисает в дыму некий фатализм, и снова черный и белый ангелы будто парят на пилонах. Время все рассудит…
Полная сказочного волшебства история невозможна без хеппи-энда. Дома друзья и поклонники Филеаса Фогга встречают его и поздравляют с победой. Феерия танца! Улыбки! Музыка!
Зал аплодировал стоя с криками «Браво!». На бис артисты порадовали публику зажигательным танцем под Gangnam style. И снова браво. И спасибо за мощный заряд энергии, молодости и позитива, что подарили ребята своим выступлением.
Ирина Крапивцева