Настоятель Петропавловского собора протоиерей Василий Сомик рассказал о Вере Господней
Каждый из нас приходит на эту землю, чтобы выполнить свою миссию, предначертанную свыше. Мудрость человека, пожалуй, и заключается в том, чтобы понять, каково же его предназначение. И если это происходит, человек чувствует себя счастливым, невзирая на все сложности и испытания, ведь самое главное – найти свой путь, найти себя. Люди, осознавшие смысл собственной жизни, излучают тепло и радость, и, конечно, любовь – ко всем, кто рядом с ними. Глубоко верующий человек скажет: людей плохих не бывает. А если мы видим недостатки в других, то уж поверьте, именно эти недостатки есть и у вас. Путь духовного роста не легок – это постоянный труд, не прекращающаяся внутренняя работа. Потому и есть дни особенные, помогающие нам расти и совершенствоваться духовно – дни постов.
Сейчас идет Петропавловский пост. Начинается он 11 июня, а заканчивается 11 июля – длится ровно месяц. Для прихожан и служителей Луганского Свято-Петропавловского собора этот пост увенчается особым праздником – днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это храмовый праздник. Луганский Свято-Петропавловский кафедральный собор является одним из самых старинных храмов Луганской епархии – в прошлом году он отметил свое 250-летие. Согласно документальным свидетельствам, на том месте, где находится сегодня собор, в 1761 году по благословению Преосвященнейшего Иоасафа (Миткевича), епископа Белгородского и Обоянского, была сооружена деревянная церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Но со временем деревянная постройка обветшала, и на ее месте был сооружен каменный собор – с колокольней, на которой красовались семь колоколов и множеством икон, значительная часть которых была написана местным мастером Иваном Яковлевичем Новаковичем. История храма полна трагических событий, он чудом уцелел, и сегодня его по праву считают одним из красивейших сооружений нашего города, а еще Петропавловский собор внесен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.
Более двадцати лет связывает с Петропавловским собором отца Василия Сомика, секретаря Луганской епархии. В 1989 году он был назначен благочинным и настоятелем этого храма.
«По строгости Петров пост равен Рождественскому посту и является нестрогим, – поясняет отец Василий. – Ограничения, налагаемые верующими на себя на этот период, такие же. В течение всего поста в среды и пятницы полагается растительная пища без постного масла, по понедельникам, вторникам и четвергам – с постным маслом, по субботам, воскресеньям и дням памяти некоторых святых к этому еще добавляется и рыба. По церковному уставу, во время Петрова поста нужно воздерживаться от мясной и молочной пищи, а рыба за трапезой в субботу и воскресенье благословляется. Однако пост не должен сводиться нами только к воздержанию от какого-либо вида пищи. Гораздо важнее его духовная составляющая. Для христианина – это всегда время особого внутреннего делания, а также активного совершения дел милосердия и благотворительности, хождения в храм».
Что же касается духовной традиции этого поста, то он является поминанием двух удивительнейших личностей, которые, пройдя сложный и неоднозначный земной путь, достигли духовного совершенства.
«Петр и Павел – два столпа веры православной, – говорит отец Василий. – Они несли людям наставления Спасителя. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного, и оба они промышляли рыбной ловлей. Петр был очень простым и искренним человеком. Он видел Христа и был участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос – и это было одно из первых чудес. Петр участвовал в чудесной ловле рыбы, когда, после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа. Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время – Его страданий в Гефсиманском саду. Там горячий по своей натуре Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы. Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами «паси овец моих».
Павел был римским гражданином. Его богатые и знатные родители, принадлежавшие фарисейской партии, воспитывали мальчика в строгом религиозном духе. Повзрослев, «книжник и фарисей» Павел становится настоящим иудейским «инквизитором», ревностным гонителем веры христианской. Однажды он ослеп, но потеряв физическое зрение, вдруг прозрел духовно. Он, долгое время яростно сопротивлявшийся распространению учения Христа, вдруг становится пламенно верующим. Ему является Сам Христос со словами: «Я Иисус, которого ты гонишь». В том, кто еще вчера был всего лишь распятым неудачником, Павел узнает Бога. Обращение Павла состоялось на тридцатом году его жизни, после чего последовало тридцать лет его апостольского служения. Пережив личную встречу с Христом, Павел свидетельствовал о Нем перед народами. Он совершил несколько миссионерских путешествий и проповедовал в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творил чудеса и терпел гонения. Он основал множество поместных церквей. В Павле не было лукавства, он был всем открыт. Именно Павел «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти», и принял мученическую кончину: его как римского гражданина обезглавили.
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел – начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, избранный апостол Господа, великий проповедник Истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».
Празднуя память первоверховных апостолов Петра и Павла, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Судьбы этих двух удивительных христианских первопроходцев наводят на мысль о таинственной глубине человека, которую один только Бог может увидеть и помочь нам сделаться лучше, чтобы на земле царили тепло, радость и любовь.
Елена Ходус, Анастасия Даиаури (фото), газета "Жовтневка"