Как госисполнилели с коррупцией боролись
Подобные мероприятия, «для галочки», проводят в Луганске. Собираются для этой цели и в Киеве. А что? Напрягаться особенно не нужно: собираешь в одном помещении человек 15, устраиваешь дискуссию часа на полтора и отчитываешься о проведении. Вот понадобилось руководителям Государственной исполнительной службы Украины (ГИСУ) создать видимость того, что они борются с коррупцией в своих рядах, они, не мудрствуя лукаво, собрали у себя представителей нескольких столичных и одной луганской общественной организации и назвали это действо «круглым столом».
Плачи и жалобы
«Нам сложно! Мы очень плохо работаем! Помогите нам!» - к этим тезисам сводились речи «принимающей стороны». В качестве таковой в приглашениях заявили руководителей самой ГИСУ, представителей СБУ, Генпрокуратуры и МВД. Для пущего эффекта приглашённых общественников решили со старта огорошить неутешительной статистикой. В прошлом году в отношении сотрудников Государственной исполнительной службы возбудили 78 уголовных дел. При чём, в 12 из них фигурируют представители руководящего звена местного уровня. В этом году уголовных дел возбуждено 28, 8 из них – в отношении всё того же местного руководства ГИС. Да что там! В 2012-ом в прокуратуру и СБУ направили 5 материалов с признаками коррупции. Как вы, наверное, догадались и в этих делах фигурируют представители исполнительной службы. Апеллировать к сознательности нерадивых сотрудников пытались. По заверению заведующего сектором по вопросам предотвращения коррупции в органах ГИСУ Андрея Шепеля (кстати, штатного сотрудника СБУ), они ведут «активную просветительскую работу, проводят лекции и семинары». Но, как показывает статистика, «просвещаться» исполнители не желают.
Но не спешите обвинять госисполнителей в том, что они погрязли в коррупции, ведь их, оказывается, пожалеть нужно!
«Иногда их служебные проступки совещаются не в следствии служебной халатности. Иногда причиной этому – чрезмерная загруженность», - пояснял представитель ГПУ Юрий Цыган. По его словам, на 7.000 отечественных государственных исполнителей приходится 9,5 миллионов дел. «Получив исполнительный документ, государственный исполнитель должен незамедлительно вынести постановление. Как правило, это постановление выносится только тогда, когда действительно руки доходят. А это – время, факт внезапности, который уже потерян. Это вынужденное затягивание даёт должнику, который уже знает про вынесенное против него судебное решение, переписать имущество, перевести деньги на другие счета», - с грустью подитожил он. Мало того, если верить Юрию Цыгану, то и с кадрами в исполнительной службе – большие проблемы: «У нас работают молодые люди без опыта работы и без жизненного опыта». В итоге, по мнению представителя ГПУ, «признать эффективной работу ведомства никак нельзя».
Неожиданное «решение»
Выхода нет! Нужно срочно повышать зарплату! Тогда и воровать перестанут и работать будут с большим энтузиазмом. «Государственный исполнитель подвержен серьёзному психологическому и материальному давлению со стороны истца, суда, который может урегулировать этот процесс, должника, исполнительной службы более высшего уровня. Исполнитель должен чувствовать хотя бы, что материальный уровень обеспечения зависит от того, насколько он придерживается нормам закона»,- резюмировал первый зам Главы Государственной исполнительной службы. В подкрепление своих слов привёл опыт Грузии. Там госисполнитель получает от 500 до 1000 долларов зарплаты, а представитель руководящего звена данной службы может рассчитывать на 4 тысячи «условных единиц» в месяц. Но не уточнил оратор, что, не в одном только повышении зарплаты заключались грузинские реформы. Да и откуда в украинском бюджете, при неуклонно растущем внешнем долге, возьмутся деньги на столь немыслимое повышение зарплаты и что при этом скажут врачи, учителя и прочие представители бюджетной сферы, также надеющиеся на увеличение своего жалования.
Голос из Луганска
Совет луганского адвоката Игоря Чудовского (кстати, единственного некиевлянина, приглашённого на встречу) был куда менее затратным. Он не требовал повысить зарплату, а предложил несколько подкорректировать Закон «О государственной исполнительной службе», разгрузив загруженных исполнителей. «В обществе уже давно муссируется вопрос о коллекторской деятельности. Если часть функций госисполнителей передадут субъектам предпринимательства, которым коррупция чужда, ведь они будут получать своё вознаграждение. Если такой закон будет принят, я моментально открою при адвокатской компании соответствующий департамент и наберу туда специалистов, с юридическим образованием, которые работали в правоохранительных органах», - заключил адвокат. Игорь Чудовский ссылается на опыт США: «Там, если государство не способно финансировать, оно привлекает специалистов со стороны, которые могут работать в этой отрасли». В качестве примера он привёл институт государственных адвокатов: государство не вмешивается в работу защитников, но при каждой городской тюрьме в США есть адвокатский офис.
Предложение луганского адвоката организаторов встречи заинтересовало. По крайней мере, пообещали «взять на карандаш». Жаль только, что обозначенного в повестке дня «дискуссионное обсуждение» прозвучавших предложений получилось несколько скомканным. Потому как, сами организаторы, боясь занять выделенное им для проведения мероприятия помещение больше положенного времени, прерывали говорящих, просьбой быть покороче. В итоге, прямо на полфразы, «круглый стол» закончили. Подводя итоги, организаторы ещё раз призвали приглашённых «активнее участвовать в искоренении коррупции» и довольные собой разошлись. До новых «круглых столов».