Как создать ОСМД: Пошаговая инструкция
А ведь как было бы хорошо когда-то: течёт крыша – вызываешь ЖЭКовского мастера, подвал забит – опять же, родной ЖЭК поможет! С самым сокровенным и наболевшим к коммунальщикам спешишь. Теперь о тех золотых временах можно только вспоминать, утирая скупую ностальгическую слезу. Коммунальные ЖЭКи, на 95% находящиеся на госдотации, просто не в состоянии содержать вверенный им жилой фонд в надлежащем состоянии. Выход один – брать управление домом в свои руки, создавая на его базе отдельное юрлицо, Объединение совладельцев многоквартирных домов. О том, как это сделать – в нашей пошаговой инструкции, разработанной при активной помощи специалистов адвокатской компании «Чудовский и партнёры».
1. Подготовка к учредительному собранию
В первую очередь, собственникам квартир, мечтающим о жилищно-коммунальной независимости, надлежит создать инициативную группу. Попросту говоря, выбрать самых деятельных (троих вполне хватит) и переложить на их хрупкие плечи всю предварительную работу по сбору информации. Остальные будут вести разъяснительную работу среди жильцов. Ведь не все ваши соседи также сознательны, как вы. Поэтому разъясняйте, консультируйте и агитируйте, насколько важно отказаться от беспомощного ЖЭКа. Неподдающимся на ваши доводы можно напомнить, колхоз, конечно, дело добровольное, но по действующему законодательству, совладелец, не желающий вступать в объединение, не освобождается от обязанности принимать участие в финансировании мероприятий для сохранения и содержания дома.
Тем временем члены инициативной группы должны будут провести предварительную оценку экономического состояния дома, обратиться в ЖЭК и поинтересоваться, а есть ли у них технический паспорт на ваш дом, а также сведения об общей площади всех жилых и нежилых помещений. Те же коммунальщики с удовольствием расскажут, какая площадь возле дома подлежит уборке и выдадут вам список коммунальных должников. Кроме этого, члены инициативной группы должны будут собрать информацию о собственниках квартир и хозяевах нежилых помещений (если, конечно, таковые в вашей многоэтажке имеются); узнать, сколько в домостроении неприватизированных квартир и о том, сколько жильцов получают льготы и субсидии. Помимо сбора информации на начальном этапе специалисты рекомендуют вооружиться калькулятором и просчитать экономическую целесообразность создания ОСМД, составив смету содержания вашего дома. Впоследствии получившиеся числа можно будет гордо демонстрировать совладельцам многоэтажки, агитируя создавать ОСМД. Как правило, жильцы боятся повышения тарифов. Потому рекомендуем хотя бы на первых порах размер взноса за содержание дома не повышать, оставив его на уровне «ЖЭКовского». Имея на руках приведённые выше данные можно готовить проекты документов, необходимых для проведения учредительного собрания. В первую очередь это устав будущего Объединения. Черновой вариант, принесённый на собрание, существенно сэкономит ваше время. Ведь куда лучше обсудить и немного доработать готовый текст, чем писать его прямо на собрании. Тем более, что все уставы ОСМД аналогичны, поэтому можете прибегнуть к помощи более опытных коллег из соседних Объединений, взяв образцы уставов у них. А лучше вооружиться Типовым уставом объединения совладельцев многоквартирного дома. Данный документ утвержден приказом Госжилкоммунхоза от 27.08.03. Помимо этого при написании устава помогут требования, изложенные в статье 7 Закона Украины «Об ОСМД».
И обязательно определитесь с названием. Помните, как яхту назовёте, так они и... Ну, вы знаете. Можно проявить творчество, назвавшись «Солярис», или «Атлантида». А можно поступить по принципу большинства ОСМДшников, написав в названии своего объединения улицу и номер дома. Например, «Пушкина 9». Главное, чтобы наименование было оригинальным, не повторяя названия других юрлиц.
Не забудьте набросать приблизительный протокол будущего собрания и регистрационный список участников. Подкорректировать их можно будет уже на сборах. Не помешают и заранее подготовленные предложения относительно членов правления ОСМД, ревизора, кандидатуры уполномоченного для проведения госрегистрации. После этих нехитрых процедур вы полностью готовы к проведению учредительного собрания
2. Учредительное собрание
Итак, вы готовы проводить собрание, определились с датой, временем и местом. Известите об этом ваших будущих соратников. Помните, что каждый совладелец должен быть проинформирован об этом не позднее, чем за 14 календарных дней. Можно повесить объявления. Но, кто их читает?! Лучше напрячься и пройтись по квартирам, вручив под расписку каждому совладельцу уведомление о проведении. Не желающим открывать двери можно отправить его заказным письмом с описью и уведомлением. Обязательно на собрание нужно пригласить и представителей неприватизированной части дома.
Перед началом, прежде всего, зарегистрируйте всех собравшихся участников. Удобнее всего это сделать на входе в помещение. При этом всем, обладающим правом голоса (собственникам жилья), для удобства подсчета голосов рекомендовано выдавать мандат.
Ознакомившись с данными регистрации, определитесь с кворумом. Собрание правомочно, если на нём собралось больше половины собственников всех жилых и нежилых помещений. Если кворум не собрался – придётся назначать новую дату, время и место проведения собрания. Делать это можно будет не позднее, чем за 14 дней со дня собрания, которое не состоялось. Сами понимаете, что эта процедура может тянуться сколь угодно долго, поэтому лучше заранее обеспечить максимальную явку всех совладельцев.
Одним из первых вопросов, рассматриваемых на собрании являются выборы председателя. «Согласно статьи 6 ЗУ «Об ОСМД», все решения на учредительном собрании принимаются путём поимённого голосования, - комментирует вице-президент адвокатской компании «Чудовский и партнёры» Андрей Корчевный: решение считается принятым, если за него проголосовало не мене двух третей лиц, обладающим правом голоса». Каждый голосующий должен подтвердить своё решение, собственноручно поставив свою подпись в протоколе поимённого голосования.
После выборов председателя можно утверждать повестку дня. Напомним, что основной целью учредительного собрания являются создание ОСМД, утверждение его устава, избрание председателя, членов правления и ревизора, выборы уполномоченного представителя при регистрации будущего юридического лица, а также определение размера долевого участия каждого собственника в расходах, связанных с созданием объединения. Эти пункты и следует внести в повестку дня. По результатам проведённого собрания оформляется его протокол подписанный председателем и секретарём. Один экземпляр этого документа нужно будет передать в управление госрегистрации, другой останется в бумагах ОСМД.
3. Госрегистрация
На данном этапе на сцену выходит выбранный на собрании уполномоченный. Этот ответственный и пользующийся доверием соседей субъект, вооружившись нотариально заверенной доверенностью, должен будет отнести лично или отправить по почте в управление госрегистрации вашего горсовета пакет необходимых документов. В первую очередь, это два нотариально заверенных оригинала прошитого и завизированного председателем учредительного собрания устава ОСМД, оригинал протокола учредительного собрания, оригинал приложения к протоколу (в данном документе отражены результаты поимённого голосования участников собрания). Также не стоит забывать и об оригинале списка членов ОСМД, оформленный по специальной форме, установленной постановлением Кабмина. «Это должен быть прошитый и пронумерованный реестр совладельцев жилых и нежилых помещений в доме, с указанием номеров квартир и помещений, размером доли совладельца в помещении, подпись каждого совладельца, - обращает внимание президент компании Игорь Чудовский: Не следует забывать о том, что в документах не должно быть исправлений, зачеркиваний, заклеиваний." В пакете необходимых документов должны быть и заполненные регистрационные карточки на проведение госрегистрации юрлица (они заполняются прямо в органе госрегистрации) и нотариально заверенную копию на вашего представителя.
Получив все эти документы, госрегистратор вносит сведения о новосозданном объединении в Единый госреестр юридических и физических лиц-предпринимателей. Кроме того, в течение трёх рабочих дней (не позднее!) вручает вас оформленное свидетельство о регистрации юридического лица, заверенные регистрационные карточки, заверенный устав ОСМД. При этом стоит помнить, что карточки и устав должны быть заверены подписью и печатью. ЗУ «Об ОСМД» гарантирует, что госрегистрация создаваемых объединений осуществляется бесплатно. Но за резервирование названия, та также за нотариальные и прочие услуги придётся заплатить.
Теперь осталось получить справку из госуправления статистики, зарегистрироваться в налоговой, изготовить печать и штамп, зарегистрировать своё ОСМД в пенсионном фонде, открыть банковский счёт и внести Объединение в реестр неприбыльных организаций. И всё, ОСМД создано, можно праздновать первую небольшую победу.