Новини Івано-Франківська та області

При съемках первого луганского комедийного боевика обстреляли фасад университета имени Шевченко

Во вторник, 14 июня, луганский политический и культурный бомонд собрался в ресторане «Корона», чтобы посмотреть фильм. И не было бы в этом событии ничего удивительного, если бы ни два обстоятельства. Фильм снят луганчанами. В съемочной группе все - от режиссера и продюсеров до актеров – жители нашего города, бывшие или нынешние. Как позднее заявил один из со-продюсеров Андрей Зюзь, появление данного фильма - это своеобразный патриотический проект, задача которого - показать, что «и мы не лыком шиты». Да и вообще, кто сказал, что качественный кинопродукт- монополия столиц? Голливуд, вон тоже не сразу строился и до появления там кинопроизводства был мало чем примечательным пригородом провинциального Лос-Анджелеса. 

В общем, пока политики и эксперты ломают себе головы в поисках той идеи, которая обеспечит Луганщине рывок вперед, группа амбициозных и талантливых луганчан решила: а почему бы таким «паровозом» не стать «фабрике грез»? Так родилась идея снять первый полнометражный игровой фильм своими силами. За дело взялись луганская кинокомпания Star Image Production и луганская же рекординговая компания Hot Jam Records. Спустя год работы на выходе – почти двухчасовой комедийный боевик «Ключ к успеху». 

По словам режиссера фильма Сергея Гоголева, съемки «Ключа» обошлись в смешную по кинематографическим меркам сумму - 100 тысяч гривень. Хотя ранее в СМИ «гуляла» запущенная с подачи исполнительного продюсера Андрея Зюзя информация о двух миллионах. «Этот фильм снят практически без денег. И это действительно-настоящее кино. И закрыв глаза, я задаю себе вопрос- а какое кино мы можем снять, если у нас действительно будет бюджет?»- размышляет вслух Гоголев, в то время как Андрей Зюзь посвящает журналистов в планы создателей по продвижению своего детища на голубые экраны. «Ключ к успеху» хотят продать на телевидение, хотя соглашаются с тем, что качество фильма вполне позволяет ему претендовать и на выход в прокат. 

И хотя большинство снимавшихся— от главных ролей до эпизодов— актеры-любители, есть в фильме и свои звезды. Это всем известные комики - Игорь Гаспарян (бывший луганчанмин, а ныне известный московский комик) и экс-капитан луганской команды КВН «Ва-банк» а нынче резидент Камеди-клаб Андрей Бурым. Кстати, Гаспарян был одним из гостей презентации, а ведущая вечера Татьяна Родина отдала ему свой голос в номинации «секс-символ Луганска».

Источником вдохновения для авторов сценария стали всемирно известные «Карты, деньги, два ствола». В общем, Тарантино по-нашенски! Еще одной особенностью луганского блокбастера стало то, что снимался он на цифру, а не на пленку. По словам режисера «Цифра-производительней, технологичней, в конце концов, доступней». Одним словом, цифра рулит. И стимулирует на творчество любителей. Сергей Гоголев уверен, что снимать кино сов сем недорого – это не фантастика, а реальный факт, доказанный на практике работой его сьемочной группы. «Не нужно бояться снимать кино. - Глаза боятся, а руки делают». 

Среди собравшихся на премьерный показ луганских vip-ов были замечены юбилейнинский поселковый голова Владимир Струк, мэр Александровска Николай Греков, который с недавних пор старательно копирует внешний облик известного актера Михаила Голубовича, депутаты парламента Валерий Шаманов и Виталий Курило, известный политик и общественник Сергей Сафо, нынешний вице-мэр Заза Зухбая. 

После просмотра, когда на сцене собралась практически вся съемочная группа, режиссер Гоголев предложил коллегам собрать пазл из кусочков… однодолларовой купюры. По его словам, в мире кино существует масса традиций…Например, в начале съемок разбивать тарелку о штатив. Луганчане, как люди практичные, штатив решили поберечь, но придумали свою игру: перед съемками разорвали однодолларовую купюру на восемь частей и условились, что те, кому они достались, сохранят их до конца съемок. Если по завершении картины разорванную купюру удастся восстановить, значит, фильм будет продан и принесет создателям коммерческий успех. После такого короткого объяснения операция по склеиванию бакса была проделана прямо на глазах у почтенной публики, правда, склеить с первого раза не удалось, однако поиски недостающего кусочка увенчались успехом, и под аплодисменты однодолларовая купюра была продемонстрирована залу. Фильм будет продан!

На удивление vip-ы оказались весьма несловоохотливы, и своими впечатлениями о фильме поделились лишь двое нардепов - Курило и Шаманов. Последний отметил «легкость» фильма, который приятно посмотреть «не с самыми маленькими детками, понятно, но деткам постарше этот фильм, был бы очень интересен». У Луганска, по мнению нардепа, есть масса славных исторических традиций и одна из них— новая!— заложена сегодня на наших глазах в этом зале. «У нас будет свой Голливуд! Уверен в этом» - закончил свой спич Валерий Шаманов под аплодисменты зала. Правда, заманчиво? Кто ж не хочет попробоваться в роли кинозвезды? Вот, например, известный политик Сергей Сафо сыграл вы фильме роль банкира-брата мэра города. Его герой, кстати, был убит одним из первых, что помешало актерским талантам Сергея Олеговича раскрыться в полной мере. Впрочем, Сафо своим киноопытом доволен. «Это своеобразная отдушина. Позволяет отдохнуть душой от проблем и текучки жизни. И полезный опыт, к тому же». Рядом, мило улыбаясь, стояла его супруга. Не каждый день выпадает увидеть мужа на широком экране!

Виталию Курило понравился конец фильма, хотя он и признался, что ему, как зрителю, не было жалко никого из персонажей. А еще Виталий Семенович похвалился тем, что внес и свой посильный вклад в съемки первого луганского блокбастера, предоставив в распоряжение съемочной группы свой кабинет (именно там снимались сцены с участием мэра города). Правда, продюсер Андрей Зюзь моментально поправил президента ЛНУ: «В фильме обстреляли фасад «вашего» университета, а кабинет был Владимира Алексеевича Струка». Так что и правда, вышла такая себе народная толока. Кто-то любезно одолжил свой рабочий кабинет, кто-то дал покуражиться подле универа, а кто-то предоставил в длительное пользование помещение склада, в котором происходит действие едва ли не половины сцен фильма.

Несколько слов о сюжете. Если коротко, то картина о бандитских разборках. Героям фильма противостоят коррумпированная милиция и две этнические мафии-азербайджанская и негритянская. Все они охотятся за золотом, принадлежавшим убитому ювелиру. Само золото находится в банковском сейфе, а сейф открывается уникальным ключом. Вот от то и есть тот самый «ключ к успеху», давший название фильму. 107 минут экранного времени до предела насыщены динамичным действием: погонями, перестрелками, комичными ситуациями, смешными диалогами героев. Местами манера съемки напоминает Люка Бессона ( «Такси», «Такси-2»). Смотрится легко и непринужденно. 

Ну и немного критики. Как же без нее? 

В позднеперестроечные и в первые постперестроечные годы в переживавшем коренную ломку кинобизнесе возник феномен, получивший название кооперативного кино. Многие помнят десятки возникавших в те годы, как грибы после дождя, кинокомпаний типа «Фора-фильм», заполонивших отечественный прокат десятками, если не сотнями различного качества и коммерческой успешности фильмов, преимущественно на криминальную тематику. Самым известным продуктом той епохи стали «Воры в законе» с Валентином Гафтом и Владимиром Стекловым. После просмотра «Ключа к успеху» я не мог отделаться от мысли, что кооперативное кино наконец-то добралось и до Луганска. Правда, спустя 20 лет после своей кончины как явления в советском кинематографе. Может быть, это такая луганская особенность — воспроизводить с большим опозданием модне столичне тренды? Не знаю…

Потому-то и хромает сюжет, потому и не выдерживает критики соотносимость показанных в фильме реалий сегодняшнему дню. Явное логическое противоречие между разбросанными по фильму приметами нынешнего времени и анахроничными персонажами и ситуациями — вот главный изьян первого луганского боевика. И хотя камера несколько раз ненавязчиво фиксирует портрет президента Ющенко на столе в кабинете мэра и мобилы в руках героев явно последних моделей, однако приходится признать, что сюжет то на самом деле-не из теперешней жизни. И его герои — «братки»-рекетмены, гоняющиеся за богатыми кооператорами и кладущие им на живот утюги, и уличные разборки с автоматными очередями, и многое другое — все это «герои минувших дней». Гости из прошлого. Года, этак, из 1994-го…Если признать, что фильм о настоящем времени, то его героем должен был стать не громила с «пушкой», а адвокат, добивающийся в Хозяйственном суде нужного решения для рейдерского захвата предприятия. 

Этот же фильм, как бы ни пытались авторы сюжета доказать обратное, по большому счету, о «лихих 90-х»… И если бы сценаристы указали этот момент, перенесли действие в то время, многие сюжетные линии приобрели бы вполне логично объяснимый вид. И герой-рассказчик был бы не радиодиджеем (вообще непонятно, как человек из криминального бизнеса стал ведущим ток-шоу на FM), а, скажем, выжившим в разборках тех лет, бывшим бандитом, ставшим солидным банкиром и рассказывающим историю времен своей бурной молодости.  

Но все это, согласитесь, мелочи. Главное, что на выходе получился впоне приличный и конкурентоспособный продукт под. маркой MADE IN LUHANSK. 

Алексей Блюминов

специально для «Параллель-медиа»



Читайте також