Новини Івано-Франківська та області

О бумажной прессе, кризисе журналистики и интернет-резервациях

Один мой знакомый редактор и издатель на днях написал следующее: «В этом году день издательства и полиграфии совпал с днем пограничника. Наверно это намек на то, что полиграфия уже тоже где-то на границе. Жизни и смерти». Очень знаково в контексте ставшими особенно популярными в последнее время рассуждений о скорой смерти печатных СМИ.

А потом прочитал одну интересную статью на тему луганской журналистики. Смысл статьи становится понятен из первых строк: Луганские журналисты массово сбегают в интернет-резервации: в традиционных СМИ региона становится душно. Невыносимую атмосферу создает даже не политическая обстановка в стране, не способствующая свободе слова. Проблема в другом: газетные полосы и эфирные сетки местных телеканалов буквально забиты продуктами бурной творческой деятельности пиар-агентств и пресс-служб.

В связи с этим, а также ещё одним праздником – днём журналиста - возникло желание порассуждать о явном кризисе журналистики на фоне пока что неявного кризиса печатной прессы как вещах взаимосвязанных.

То, что пресса переживает кризис – понятно давно. Только пока этот факт скрывают от общественности, и, в принципе, на эту тему даже можно поспорить. Почему? Потому что всё не так критично, как хотелось бы воспевателям онлайна. Печатная пресса всё ещё продолжает жить и давать пусть небольшую, но прибыль своим издателям. Не такую, конечно, как пятнадцать лет назад, но всё же. Причина тому – наличие значительного количества населения, которое ещё пока что не живёт в Интернете. Редакторам газет пока что удаётся морочить голову рекламодателям, приписывая дополнительные нули к тиражам, да и сами рекламодатели ещё не вполне оторвались от бумажных носителей информации. Хотя бизнес постепенно и неуклонно уходит в Интернет, это факт.

Другой момент – востребованность печатной прессы во время избирательных кампаний. Потому что газеты всё ещё продолжает читать основной электорат пенсионного и предпенсионного возраста. Здесь тоже на руку издателям играет привычность к традиционным носителям информации.


Тем не менее спрятаться от действительности сложно. Если верить социологам, 51% луганчан не читает газет. Причём меньше чем за год количество читателей снизилось на 25%. Это уже симптом. На фоне того, что согласно статистике bigmir.net, в 2010 году в Луганской области число пользователей Интернета составило 183 тысячи человек, а по итогам 2011 года при сохранении нынешних темпов развития беспроводного интернета эта цифра может достичь 250 тысяч пользователей.

Само собой, говорить о высокой доходности печатных СМИ в таких условиях не приходится. Вообще рентабельность СМИ – миф, возникший в период бурного развития коммерческой прессы, когда только за счёт продаж тиража можно было получить доходность 200-300%. Потом развитие рынка прессы и прогрессирующая конкуренция сделали своё дело. Ходят упорные слухи о банкротстве в прошлом рекламного монстра «Экспресс-клуб», продаже «Луганской правды» и т.д.


Естественно падение доходов при как минимум неуменьшающихся расходах на содержание редакции, полиграфию, доставку заставляет газеты а) экономить б) зарабатывать любым способом. Экономить естественно на содержании редакции, зарабатывать на продаже полос под заказные материалы. Благо эти два элемента отлично сочетаются друг с другом. Чтобы клепать газету, начинённую чужим контентом, не нужно иметь штат журналистов. Хватит редактора, верстальщика и менеджера по работе с клиентами. Иногда – в одном лице. Знаю газеты, которые реально делаются двумя-тремя людьми, среди которых ни одного журналиста. Новостные СМИ плавно дрейфуют в сторону превращения в рекламные буклеты с той лишь разницей, что реклама в них не блочная, а статейная. Сути это, однако, не меняет. Нехватка материалов лихо перекрывается перепечатками из интернета, что проходит на ура, ведь сегодняшняя аудитория печатных СМИ в основной массе интернетом не пользуется. Некоторые издатели, не заморачиваясь излишне, попросту штампуют издания для рекламодателей. Знаю некоторые глянцевые журналы, которые печатаются реально в количестве 300-400 штук, которые доставляются в офисы рекламодателей, и на этом всё.

Журналисты при этом не нужны совершенно. Это при том, что в Луганске их исправно штампуют целых два факультета.

Как следствие – в существующих ныне печатных СМИ места для пишущих журналистов нет.


Появление качественных новых СМИ – исключено. Если лет пять-шесть назад можно было бы разработать модель раскрутки областной газеты, то сейчас это весьма проблематично. Сегодня в такой проект нужно вложить в разы больше инвестиций с гораздо меньшей вероятностью достижения успеха.

Поэтому явление, описанное как «бегство в интернет-резервации» в местной журналистике закономерно.

Интернет создаёт иллюзию свободы, перспективности и – главное – доступности. Себестоимость создания веб-сайта на сегодняшний день уверенно стремится к нулю, потому они плодятся как грибы. Хотя бы раз в неделю открываю для себя какой-нибудь до сих пор мне неизвестный луганский сайт, честное слово.

Всё это, конечно, замечательно, но вот заработать деньги в интернете не так просто, как кажется. Газета может (хотя бы теоретически) получить какой-то небольшой доход от реализации тиража, чего не скажешь об интернет-издании. Сайт может зарабатывать только если начнёт что-либо продавать либо если сильно «пожелтеет». Всё остальное – реклама, но с рекламой всё не так просто. Во-первых, реклама в интернете дешёвая. Во-вторых, стандартная модель поиска клиентов работает плохо, в основном все рекламодатели, практикующие онлайн, кучкуются в разнообразных конторах, специализирующихся на интернет-рекламе. А те, в свою очередь, сливают заказы на сайт с аудиторией от 10000 посетителей в день, потому что заинтересованы в первую очередь в трафике. Региональные сайты с 200-500 заходами их не интересуют.

Теоретически такой сайт может продавать на 5-6 тысяч в месяц какой-нибудь местной рекламы, и этих денег хватит на пару журналистов и оплату текущих расходов. Но для этого нужен менеджер, нужна реклама самого сайта. В общем, раскрутка сайта в Inweb, серьёзного интернет-проекта требует вложения серьёзных денег. Нужно работать год-два на перспективу. И какой бы качественный контент при этом ни создавался, без адекватного менеджмента дела не будет, потому как не важно кто создал контент, важно кто сумел его продать.



Большинство же столь популярных ныне интернет-сайтов создаются двумя-тремя (иногда и одним) журналистами без денег, на свой страх и риск. Поэтому при всём к ним уважении, увы, перспектива выглядит весьма туманно.

Конечно, не исключено, что один из таких сайтов привлечёт внимание потенциального инвестора (тем более выборы скоро), но тут опять же читаем, что было написано выше про печатные СМИ. Вложение денег в проект означает как минимум перманентное присутствие инвестора в медиа-пространстве. Как максимум – превращение медиа в рупор… Неважно чей.

Таким образом, бегство в интернет не есть панацея от кризиса жанра. А интернет-резервации (очень удачное определение, чёрт возьми!) резервациями и останутся, если не превратятся в серьёзные медиа-проекты.

Сергей Сакадынский

Президент Центра «Восточная Украина»

P.S. Всех причастных – с Днём журналиста!

 


Читайте також