Новини Івано-Франківська та області

Школьные учебники: все хуже и хуже

Один из учебников по химии для 7 класса призывает учителей провести опыт «Добывание кислорода из перманганата калия». При этом купить марганцовку,занесенную в список прекурсоров, учителя не могут, а за хранение перманганата калия без лицензии штрафом или тюремное заключение сроком до трех лет. В тех же учебниках по химии продолжают говорить о валентности – термине, который не используется нигде в мире. Он был придуман в советское время, чтобы объяснять на примитивном уровне правила химических связей.

Подобные нестыковки с реальной жизнью, большие и маленькие ляпы, «совкизмы» вроде вопроса - «какая строчка из этого стиха Шевченко свидетельствует о его любви к Родине?», – привычные атрибуты украинских школьных учебников. Однако в этом году количество ошибок значительно увеличилось. Дело в том, что перед самым началом учебного года часть книжек пришлось переписывать в авральном режиме – в связи со скоропостижным решением Минобраза переходить с 12-летнего обучения в школах на 11-летку. Получилось, мягко говоря, не очень - утверждают учителя, апробировавшие новые учебники.

Все к худшему

Самые большие изменения коснулись учебников для 10-х классов. После решения вернутся к 11-летке, программу старшей школы пришлось «ужать» и, соответственно, переписать за несколько месяцев 130 наименований учебников. Материала стало больше, а изложение упростилось. Даже слишком.

«В новом учебнике много всего, темы раскрыты очень поверхностно. Добавили тесты, но очень низкого уровня - нет смысла их делать, – уверяет, учительница украинского языка и литературы и Днепропетровска Татьяна Борисовна. – А больше ничего и не изменили. Разве что разрисовали красиво, фотографию братьев Кличко поместили – чтобы, глядя на них, дети сочинили текст о спорте. В общем, качество оставляет желать лучшего». Подобную характеристику новым учебникам дали также учителя математики, химии, зарубежной литературы, английского языка, истории.

С уплотнением программы и идеологическими изменениями совпала во времени еще одна школьная реформа. Начиная с этого года, в старшей школе каждый предмет имеет три уровня сложности – стандарт, академический и профильный. Первый – самый легкий, его выбирают, если предмет не понадобится ребенку в дальнейшем обучении. Академический и профильный - более сложные. Изучив предмет на таком уровне, школьник сможет сдать внешнее независимое тестирование. Уровни для каждого класса выбирает на свое усмотрение руководство школы. Причем для каждого полагается отдельный учебник – с разным объемом материала, количеством заданий и даже стилистикой текста.

Правда, напечатать по три варианта книг для каждого предмета Министерство образования не успело. Так, химикам предлагают пользоваться «академической» книжкой для уроков уровня «стандарт», просто опуская ненужное. «На практике из этого ничего хорошего не получается, ведь сам язык книги академического уровня непонятен ученикам «стандарта», - говорит Оксана Мельник, учительница химии из Черкасской области. – На уроках я могу рассказать весь материал сама, на нужном уровне. А вот дома дети могут готовиться разве что по своим конспектам. Работать с учебником им сложно».

Профанация профиля

Таким образом, в школы поступили только некоторые виды необходимой литературы. Впрочем, это не мешает Министерству образования утверждать, что школьники обеспечены учебниками «почти полностью». Еще в начале декабря прошлого года Александр Удод, директор Института инновационных технологий и содержания образования, заявил: программа издания книг на 2010 год выполнена. По его словам, уже тогда 96% учебников были напечатаны и «активно поступали в школы».

В то же время учителя из регионов рассказали, что ни о какой «обеспеченности литературой» речь не идет. «Вот выбрали мы информатико-технологический профиль обучения – а дальше что? Книг до сих пор нет. Учительница покупает что-то сама, готовится, рассказывает. Но какое же это «профильное обучение» получается? Одна видимость», - сетует Елена Николаевна, директор одной из школ Донецкой области.

Об отсутствии учебников по разным предметам LB.ua сообщили также педагоги из населенных пунктов Черновицкой, Черкасской, Киевской областей – и это только при «точечном» опросе.

Год за два

Еще более чудесная перспектива ожидает школьников и учителей в следующем году. Во-первых, в 2011-м на издание учебников выделили всего 120 миллионов гривен, тогда как нужно, по подсчетам комиссии ВР по вопросам образования, как минимум 600 миллионов.

В частности, денег опять не хватит на покупку сборников экзаменационных заданий для 9-х и 11-х классов. Министерство сможет обеспечить каждую школу только одним экземпляром каждого сборника, хотя готовиться по ним к экзаменам заставляют всех детей. «В этом году удастся купить только по одному сборнику по каждому предмету для школы. Мы так делаем уже лет девять, потому что денег нет», - призналась Оксана Коваленко, начальник отдела общественно-гуманитарного образования департамента среднего и дошкольного образования МОН.

Ситуация со сборниками вообще абсурдная: хотя ни суть наук, ни школьная программа за год не меняется, сборники выпускают каждый раз новые. При этом старыми, прошлогодними, учителям и школьникам просто запрещают пользоваться - они должны все время покупать новые версии.

Кроме того, 11-классникам придется серьезно поднапрячься – нужно будет изучить материал и 11, и 12 класса. «За весь 10 класс мы проходим только фонетику, лексику и словообразование. Но до ВНО, в 11 классе, ученикам придется пройти сразу и все части речи, синтаксис, все, что касается текста и стилистики», - говорит Татьяна Борисовна, учительница украинского языка из Днепропетровска. Оксана Коваленко из Министерства образования тоже признает: материал изпрограммы 12 класса перекочевал в основном в программу 11-го, но не 10-го. Зачем нужна была катавасия с переписыванием этих учебников, если существенные изменения будут только в следующем году? Видимо, Министерство просто очень хотело переписать некоторые учебники.

Источник: Левый берег


Читайте також